Page 87 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 87

высился     надъ     шшъ     къ    всесторонности.       Такъ     Сократъ       какъ

                              еѣ   почти    греки,   имѣлъ      вообще      весьма    в ы с о к о е Т н ' я !  о                    чииаютъ      войну    и  потомъ    опять   заішочаютъ      миръ.    Развѣ    ты   ду-
                         значенш     государства     для  человѣка.     Оиъ   докавывалъ        иапримѣпъ                           маешь,     что   отрицать     важность      повиновешя        законамъ       потому
                         ЧТО кто     хочетъ    жить    среди    людей,     въ  общенін      ci   н и Т т о І                        только,   что  законы   могутъ    быть   отмѣняемы,      лучше,   нежели     еслибы
                                                                                                                                    ты   сталъ   порицать       военную      дисциплину        (отрицать      важность
                            ъ М  ч и талъ Г       Ш а Ч Ѳ   К а К Ъ  В Ъ  Г  °  С у д а  ^ '  -Ѣ довГТІ"                            иовиповеиія      во   время    войны    законамъ       военной      дисциплины),
                                            Ж
                                  Ж е
                               С Ч И 1 а л ъ  государство    существенным-!,        для   четов ка      есте-                      потому     только,    что   послѣ    войны     можете     быть   заклгоченъ     миръ
                                                                                                 ѣ
                                                                     ж е   в ъ                                                     (и   слѣдовательно        не    нужно     будетъ      повиноваться        законамъ
                         сократъ,       пельзя    быть   ничѢмъ      инымъ,     какъ   или    пгавителем-і                         военной     дисциплины)?       Развѣ   ты   пе  понимаешь,      что   лакедемоня-
                        - о    или унравляемымъ,          нодчнненнымъ'        иравитольстау       н П    въ                       нинъ    .ІГикургъ    не   возвьтсилъ     бы    Спарты      надъ    прочими     госу-
                                                                                                                                                                                                    особенности
                                                                                                                                                                                                                     на
                                                                                                                                                                                               въ
                                                                                                                                   дарствами,
                                                                                                                                                    еслибы
                     ^  оезусловнаго     Г  повиповенія     " правамъ  Т р е б °  в а л ъ     гражданина    „                      повиновеніи      законамъ?   оиъ     не    настаивалъ      что   правители     госу-
                        б ™ 1 1
                                                     С Л У Ч а
                                                                0 И Ъ
                                                Ъ
                                      Д
                                            М
                                                                           и
                                                                               обычаямъ
                                                                                              ч а к п ™
                                                                                                                                                                              не
                                                                                                                                                                          ты
                                                                                                                                                                                   знаешь,
                                                                                                                                                                  Развѣ
                        irzг;т°                     " г      я м Э т о           - « » S Ä                                         дарствъ   т'Ьмъ  лучше,    чѣмъ болѣе     они  ум югъ      способствовать      тому,
                                                                 -
                                                      о с
                                                                                                                                                                                      ѣ
                                                                                                                                                                                            и
                                                                                                                                                                                               что то
                        Г т о ч к и  япТпіГ          3 р Ѣ  Ш Я  С 0 Г Л а С І Я  м е ж д у  гражданами  т.-е.                     чтобы    граждане      повиновались       законамъ?    законамъ,      государство,
                                                                                                                                                                                                         есть
                                                                                                                                                                                                                 счаст-
                                                                                                                                                              охотя е
                                                                                                                                                                         повинуются
                                                                                                                                         граждане
                                                                                                                                                      всего
                        ц а т   их     т       Т 0 Г °  Ж е  П р И Н Д И П а  д р у ж б ы  - « « С и ,  сшізую-                    гдѣ                               ѣ
                                                                                                    с
                                И Х Ъ  Б Ъ  е Д™ство,   въ одинъ     нолитическій      союзъ     и о с ш -                         ливѣйшее      въ  мирное      время,    а   во   время   войны      ненобѣдимѣй-
                       ляющаго       основу     всей    политической        нравственное™-        дрУ   Г и                        шее?     ІІритомъ      вообще      государства      считаютъ       самымъ      боль-
                       словами      онъ требовалъ        такого    согласія    для того,      чтобГгосѵ                            шимъ    для   себя    благомъ      единомысліе,      согласіе    между     гражда-
                       дарство    было    въ   себѣ   едино,    нераздѣ ль^               '                                        нами.    В дь     повседневно        увѣ щеваютъ       значительн йшіе         люди
                                                                                                                                              ѣ
                                                                                                                                                                                                        ѣ
                       Сократѣ "'    l   ^   f   t  С Ъ  С 0 ( І  Г Г  Ъ  ^ ^ ^ ( „ П о с п о м и н а и і я  о                    своихъ     согражданъ,       чтобы    они    сохраняли      согласіе,     едипомы-
                       ьокраіБ        книга    І У ,  гл.   4-я),   утверждая,      что   „чтб    законно                         сліе   между     собою;     вездѣ   въ   Греціи     есть   далее   законъ,     чтобы
                      (VOJMUOV),    ТО  праведно     н справедливо       ( Ю « ™ ) " ,  Сократъ   доказы                           граждане      клялись      быть    согласными        между     собою,      и  вездѣ
                      валъ    это   такимъ     образомъ:                                   Р                                      граждане      даютъ     такую     клятву".
                      Vстаиов^                Н Ы е  3 а К 0 І Ш  С У Т Ь  П И С а Н Й Ы Я  постановленія,                            ЦІодъ     этимъ    согласіемъ      Сократъ      разумѣетъ       зд сь    подчи-
                                                                                                                                                                                                         ѣ
                      усіановленныя        гражданами       по   взаимному      между     собою     c o m -                       иеиіе    однимъ    и   тѣмъ    лее законамъ,      ибо   на такомъ       согласномъ
                                                                                       І
                      mon«,     о  томъ,    чтб   должно     дѣлать     и  чего   пе о л ж І Г д ѣ    а ъ
                                                                                                                                                  законамъ
                      Поэтому      законно     ностунающій       гражданинъ       ест    тотъ,   кто  жп-                         подчиненіи     безъ   такого  основываются       сила   и  счастье    государствъ;
                                                                                                                                                                                                                 госу-
                                                                                                                                                                  согласія
                                                                                                                                                                              не можете
                                                                                                                                                                                             процвѣ тать
                                                                                                                                  напротивъ,
                                                                                                                                                                                                             ни
                      I    й      Г 0 С у д а р с т в ѣ  « н о   съ    этими    постановлениями          а                        дарство,    ни домъ.     Сократъ     требовалъ     безусловнаго       иовиновеиія
                      незаконно      ностунающій-        тотъ,  кто   преступаете       ихъ.  Тотъ    кто                         закопамъ     государства,     намекая      на  присягу,    которую      приносила,
                      сл дуетъ     этимъ    ностановленіямъ,        дѣлаетъ     то,   чтб   праведно     и                        каждый     аоинскій    юноша    по   достиженіи     совершеннол тія,        именно
                        ѣ
                                                                                                                                                                                                      ѣ
                     справедливо,       а  кто   не   слѣдуетъ     имъ, тотъ       п ' о с т у п а е Г н ™                        на осемнадцати           году  своего   возраста,     въ           свѣтлой, бле-
                                                                                                                                      в
                     иедно    и   несправедливо.        Итакъ     законно      ностунающій        и  есть                                                                                   храмѣ
                     праведный        и   справедливый,        а   незаконно      ноступающій        есть                        стящей,    прекрасной      богини   Аглавры,     дочери    Кекропса.    Хотя    фор-
                     неправедный        и  несправедливый".                             У     Щ                                   мула   этой   замѣчательной        клятвы    дошла     до   насъ   не   какъ   одно
                                                                                                                                 цѣ лое,   а    въ  отдѣ льныхъ       частяхъ,     однаколее      изъ    соединенія
                       г т ъ   м о ! ?  П П І Й  В Ш Р  ™  Ь  С °  К р а т у  «Ьдующимъ     вопросомъ:                           зтихъ    частей    она   могла      быть   возстановлена       въ   такомъ     видѣ:
                     „какъ     можно      придавать       большую       важность      законамъ      или                           „клянусь     не  срамить      моего     священнаго       орулеія,   не   покидать
                     повиновение       имъ,   когда    законы     часто    отмѣняются       или    измѣ-                         моего    сосѣда    (въ   рядахъ    войска),     кто  бы  онъ   пи  былъ,    и моего
                     няются     даже    тѣми    самыми      людьми,     которые     издали    ихъ?"                              мѣста    на           битвы;    защищать      мое отечество       и   все  священ-
                                                                                                                                               полѣ
                          Сократъ     отвѣчалъ     ему:    „но   вѣдь   и   государства      часто  на-                          ное   и  достопочитаемое        и  одинъ,     и   вмѣстѣ    съ   другими;      оста-
                                                                                                                                        III                                                                   ß
   82   83   84   85   86   87   88   89   90   91   92