Page 90 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 90

вить  послѣ  себя  мое  отечество  не  умаленнымъ,  a  пріумножен-

 нымъ  м  лучшимъ.  Клянусь  подчиняться  назначаемымъ  судьямъ;  маютъ  дѣла,  то  повинуются  тому,  кто  понимаете  его,  и  при-
 клянусь  повиноваться  законамъ,  постановленнымъ  народомъ,  и  томъ  не  только  пока  эти  зпающіе  находятся  на-лицо,  по и
 т мъ,  которые  впредь  будутъ  имъ постановлены,  и  не  допу-  въ  отсутствіи  ихъ,  такъ  что  нарочно  призываютъ  ихъ,  чтобы,
 ѣ
                                                                 ѣ
 скать,  чтобы  кто-либо  уничтожалъ  ихъ  или не  повиновался  подчиняясь  имъ, дѣлать  все  какъ  сл дуетъ.  Даже  женщины
                                                           ѣ
 имъ,  а,  напротивъ,  защищать  ихъ  одинъ  и  съ  другими.  Кля-  властвуютъ  надъ  мужчинами  въ т хъ  дѣ лахъ,  которыя  женщины
 нусь  почитать  отечественныхъ  боговъ  и  отечественныя  святи-  поиимаютъ  лучше  мужчинъ,  иапримѣръ  въ нряжѣ  шерсти.  Когда
 лища.  Боги  да  будутъ  мнѣ  въ  этомъ  свид телями".  же  на  это  возразили  Сократу,  что  тиранъ  властенъ  и не пови-
 ѣ
                                                                 ему
                                                                                       такъ
                                                                        поступать
                                                                                             или
                                                 совѣ туютъ
                                    которые
              новаться
                           тѣмъ,
 Съ  другой  стороны—сказалъ  я—Сократъ  пе  раздѣлялъ  иначе,—оиъ  отвѣчалъ:  „какъ  можно  назвать  тирана  властпымъ
 общегреческаго  взгляда  на  государство,  особенно  въ томъ  видѣ,  не  повиноваться  такимъ  совѣтиикамъ,  когда  наказывается  всегда
 какъ  образовался  этотъ  взглядъ  у  современныхъ  ему  сограж-  тотъ,  кто  не  слѣдуетъ  хорошимъ  совѣ тамъ?  Ибо въ  чемъ  кто
 данъ,  у  а инянъ;  напротивъ,  онъ  возвысился  надъ  этимъ  взгля-  пе  послѣдуетъ  хорошему  совѣ ту,  въ  томъ  онъ  надѣ лаетъ  много
 ѳ
 домъ.       ошибокъ,     a дѣлающій      ошибки     всегда   наказывается      (послѣдствіями
 Поставляя  въ  принципѣ,  что  добродѣтель,  нравственная,  этихъ  оіттибокъ)".  Когда  же  Сократу  возразили  на  это,  что
 правильная  д ятельность  человѣ ка,  исполияющаго  долгъ  свой'  вѣ дь  тиранъ  властенъ  даже  казнить  людей  знающихъ  (а  не
 ѣ
 обусловливаются  понятіемъ  всеобща™  добра,  зианіемъ,  онъ  только  не  принимать  ихъ  сов товъ),  ОІІЪ  отвѣчалъ:  „неужели
                                                     ѣ
 требовалъ  такого  же  знанія  и  отъ  вс хъ  гражданъ,  т.-е. тре-  вы  думаете,  что если  тиранъ  казнить  лучшихъ  изъ  своихъ  пособ-
 ѣ
 бовалъ,  чтобы  они  повиновались  нравамъ  и обычаямъ,  законамъ  гшковъ,  то  ОІІЪ  останется  безнаказаннымъ,  или же  потерпите
 и  учрежденіямъ  своего  государства  не  иначе,  какъ  сознательно  только  незначительное  иаказаиіе  (за  такой  свой  промахъ)?  Какъ
 и  свободно;  отъ  правителей  онъ  требовалъ,  сверхъ  того,  знанія,  вы  думаете:  если  онъ такъ  поступить,  то  что  вѣ рояти е—тй
                                                                                          ѣ
 в рнаго  пониманія,  понятія  сущности  государства,'какъ  осущест-  ли,  что  онъ  самъ  останется  въ  живыхъ,  или же,  напротивъ,
 ѣ
 вляющаго  всеобщее  добро,  благо.  Поэтому  оиъ  утверждалъ,  то,  что,  д йствуятакимъ  образомъ,  онъ  самъ  всего  скор е  най-
                                                                                        ѣ
                           ѣ
 что  только  знаніе  того,  чтЬ  и  какъ  сл дуетъ  дѣлать  правителю,'  дете  себѣ  гибель?.19
 ѣ
 даетъ  право  быть  правителемъ  государства,  а  не  фактическое  Въ  особенности  возставалъ  Сократъ  противъ  того  крайне
 обладаніе  властью  въ  государств ,  достигнутое  или  насиліемъ,  демократическаго  или охлократическаго  способа  избирать
 ѣ
                                                                                             себѣ
 или  обманомъ,  или  избраніемъ  по  жребію,  или  именнымъ  избра-  правителей,  который  въ  его  время  былъ  въ  унотребленіи  у
 ніемъ  народа.  Когда  на это  Сократу  возразили,  что  дѣло  вообще  аоинянъ,  а  именно—посредствомъ  жребія.  Онъ говорить,  что
 правителя  (т.-е.  какъ  знающаго,  ум ющаго,  такъ  и  незнаю-  безумно  выбирать  правителей  государства  жребіемъ,  тогда  какъ
 ѣ
 щего,  неумѣюіцаго  править  государствомъ)  повелѣвать,  власт-  никто  не  хот лъ  бы  получить  по  жребію  ни  кормчаго,
                               ѣ
 вовать,  a  дѣло  управляемых!»,  напротивъ,  повиноваться,  то  ни  архитектора,  ни  музыканта,  себѣ для  какихъ-либо  подобных!,
                                                         ни
 онъ  привелъ  въ  примѣръ,  что  и  на  кораблѣ  властвуете,  пра-  дѣлъ,  ошибки  пр и чиня юте  гораздо  менѣе  вреда,  нежели
 вите,  тотъ,  кто  понимаете  дѣло  (кораблеплаваніе),  и  что  хозяинъ  ошибки гдѣ  управленіи  государствомъ.  Вообще  Сократъ  гова-
                        въ
 корабля  и  всѣ  прочіе  повинуются  ему; что  землевладѣльцы  въ  ривалъ:  „глупо  думать,  будто  самое  бйлылее  изъ  вс хъ  искусств!,,
                                                                               ѣ
 сельскомъ  хозяйств ,  больные  въ  болѣзняхъ  и  т.  под.  пови-  политическое  искусство,  т.-е. искусство  править  государствомъ,
 ѣ
 нуются  именно  тѣмъ  людямъ,  которые  знаютъ,  поиимаютъ  свое  приходите  людямъ  само  собою,  т.-е.  безъ  того,  чтобы  оии  учи-
 дѣло  (т.-е.  искуснымъ  въ сельскомъ  хозяйств ,  врачамъ  и т.  под.);  лись  ему,  восходили  до  понятія,  знанія  его,  между  т мъ  какъ
 ѣ
                                                                                     ѣ
 что  вообще  и  всѣ  прочіе  люди,  если  у  нихъ  есть  что-либо'  всѣми  признано,  что  и  въ  самыхъ  низкихъ  искусствах!,  безъ
 требующее  присмотра,  и  если  они  думаютъ,  что^сами  не  пони-  хорошаго  ученія  нельзя  имѣть  надлеѵкащаго  у с п ѣ х а Х

                                                                                 <      6*
   85   86   87   88   89   90   91   92   93   94   95