Page 90 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 90
вить послѣ себя мое отечество не умаленнымъ, a пріумножен-
нымъ м лучшимъ. Клянусь подчиняться назначаемымъ судьямъ; маютъ дѣла, то повинуются тому, кто понимаете его, и при-
клянусь повиноваться законамъ, постановленнымъ народомъ, и томъ не только пока эти зпающіе находятся на-лицо, по и
т мъ, которые впредь будутъ имъ постановлены, и не допу- въ отсутствіи ихъ, такъ что нарочно призываютъ ихъ, чтобы,
ѣ
ѣ
скать, чтобы кто-либо уничтожалъ ихъ или не повиновался подчиняясь имъ, дѣлать все какъ сл дуетъ. Даже женщины
ѣ
имъ, а, напротивъ, защищать ихъ одинъ и съ другими. Кля- властвуютъ надъ мужчинами въ т хъ дѣ лахъ, которыя женщины
нусь почитать отечественныхъ боговъ и отечественныя святи- поиимаютъ лучше мужчинъ, иапримѣръ въ нряжѣ шерсти. Когда
лища. Боги да будутъ мнѣ въ этомъ свид телями". же на это возразили Сократу, что тиранъ властенъ и не пови-
ѣ
ему
такъ
поступать
или
совѣ туютъ
которые
новаться
тѣмъ,
Съ другой стороны—сказалъ я—Сократъ пе раздѣлялъ иначе,—оиъ отвѣчалъ: „какъ можно назвать тирана властпымъ
общегреческаго взгляда на государство, особенно въ томъ видѣ, не повиноваться такимъ совѣтиикамъ, когда наказывается всегда
какъ образовался этотъ взглядъ у современныхъ ему сограж- тотъ, кто не слѣдуетъ хорошимъ совѣ тамъ? Ибо въ чемъ кто
данъ, у а инянъ; напротивъ, онъ возвысился надъ этимъ взгля- пе послѣдуетъ хорошему совѣ ту, въ томъ онъ надѣ лаетъ много
ѳ
домъ. ошибокъ, a дѣлающій ошибки всегда наказывается (послѣдствіями
Поставляя въ принципѣ, что добродѣтель, нравственная, этихъ оіттибокъ)". Когда же Сократу возразили на это, что
правильная д ятельность человѣ ка, исполияющаго долгъ свой' вѣ дь тиранъ властенъ даже казнить людей знающихъ (а не
ѣ
обусловливаются понятіемъ всеобща™ добра, зианіемъ, онъ только не принимать ихъ сов товъ), ОІІЪ отвѣчалъ: „неужели
ѣ
требовалъ такого же знанія и отъ вс хъ гражданъ, т.-е. тре- вы думаете, что если тиранъ казнить лучшихъ изъ своихъ пособ-
ѣ
бовалъ, чтобы они повиновались нравамъ и обычаямъ, законамъ гшковъ, то ОІІЪ останется безнаказаннымъ, или же потерпите
и учрежденіямъ своего государства не иначе, какъ сознательно только незначительное иаказаиіе (за такой свой промахъ)? Какъ
и свободно; отъ правителей онъ требовалъ, сверхъ того, знанія, вы думаете: если онъ такъ поступить, то что вѣ рояти е—тй
ѣ
в рнаго пониманія, понятія сущности государства,'какъ осущест- ли, что онъ самъ останется въ живыхъ, или же, напротивъ,
ѣ
вляющаго всеобщее добро, благо. Поэтому оиъ утверждалъ, то, что, д йствуятакимъ образомъ, онъ самъ всего скор е най-
ѣ
ѣ
что только знаніе того, чтЬ и какъ сл дуетъ дѣлать правителю,' дете себѣ гибель?.19
ѣ
даетъ право быть правителемъ государства, а не фактическое Въ особенности возставалъ Сократъ противъ того крайне
обладаніе властью въ государств , достигнутое или насиліемъ, демократическаго или охлократическаго способа избирать
ѣ
себѣ
или обманомъ, или избраніемъ по жребію, или именнымъ избра- правителей, который въ его время былъ въ унотребленіи у
ніемъ народа. Когда на это Сократу возразили, что дѣло вообще аоинянъ, а именно—посредствомъ жребія. Онъ говорить, что
правителя (т.-е. какъ знающаго, ум ющаго, такъ и незнаю- безумно выбирать правителей государства жребіемъ, тогда какъ
ѣ
щего, неумѣюіцаго править государствомъ) повелѣвать, власт- никто не хот лъ бы получить по жребію ни кормчаго,
ѣ
вовать, a дѣло управляемых!», напротивъ, повиноваться, то ни архитектора, ни музыканта, себѣ для какихъ-либо подобных!,
ни
онъ привелъ въ примѣръ, что и на кораблѣ властвуете, пра- дѣлъ, ошибки пр и чиня юте гораздо менѣе вреда, нежели
вите, тотъ, кто понимаете дѣло (кораблеплаваніе), и что хозяинъ ошибки гдѣ управленіи государствомъ. Вообще Сократъ гова-
въ
корабля и всѣ прочіе повинуются ему; что землевладѣльцы въ ривалъ: „глупо думать, будто самое бйлылее изъ вс хъ искусств!,,
ѣ
сельскомъ хозяйств , больные въ болѣзняхъ и т. под. пови- политическое искусство, т.-е. искусство править государствомъ,
ѣ
нуются именно тѣмъ людямъ, которые знаютъ, поиимаютъ свое приходите людямъ само собою, т.-е. безъ того, чтобы оии учи-
дѣло (т.-е. искуснымъ въ сельскомъ хозяйств , врачамъ и т. под.); лись ему, восходили до понятія, знанія его, между т мъ какъ
ѣ
ѣ
что вообще и всѣ прочіе люди, если у нихъ есть что-либо' всѣми признано, что и въ самыхъ низкихъ искусствах!, безъ
требующее присмотра, и если они думаютъ, что^сами не пони- хорошаго ученія нельзя имѣть надлеѵкащаго у с п ѣ х а Х
< 6*