Page 94 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 94
отъ законной, т.-е. праведной и справедливой власти, но чтобы
онъ и но своему содержанію бгллъ выраженіемъ законной, рабами, слѣдовательно господство противъ воли поддаыныхъ и
т.-е. праведной и справедливой народной воли; прочіе же такъ ' противно законамъ, т.-е. иравдѣ и справедливости; такъ что
называемые законы, исходящіе отъ незаконныхъ, т.-е. непра- тиранъ правите и властвуете по своему произволу, захватив!,
ведныхъ и несправедливыхъ властей—отъ тирановъ, отъ оли- и удерживая власть насиліемъ.
гарховъ или отъ охлократіи—Сократъ называлъ не законами, Наконецъ замѣтимъ, что и вообще Сократъ возвысился
а просто выраженіемъ силы, насилія, принужденія, беззаконна™,' надъ суіцествующимъ въ дѣйствительности государством!,, и
т.-е. неправеднаго и несправедливаго, произвола. Поэтому Со- потому указывалъ косвенно на нравственную необходимость
кратъ считалъ самымъ лучшимъ государствениымъ устройством!» преобразованія государства на основаніи ионятія, обусловли-
то, гдѣ знающіе, мудрые и добродѣтельные правители властвуютъ вающего истинное знаніе и всякую добрую, нравственную,
на основаніи законовъ, праведно и справедливо; такъ что граж- вообще правильную дѣятельность.
Хотя
не
дане подчиняются ихъ власти сознательно и свободно. требованія, самъ Сократъ и онъ исполнилъ этого нравственна™
не
хотя
т.-е.
начерталъ—соотв тствешю
самъ
и
ѣ
„ Вообще же люди (замѣчалъ Сократъ) всего скор е пови- своему пониманію, понятію—сущности государства, но своимъ
ѣ
нуются сознательно и свободно тому, кого считаютъ способнѣй-
IIIимъ, т.-е. знаюіцимъ, если оиъ покажете имъ, что повино- ученіемъ о государств^. своею политикою, онъ положиль основу
ваться ему всего полезнѣе и сноснѣ е для нихъ же самихъ, для для поетроенія такого государства въ понятіи или въ идеѣ;
новой
Сократъ
осыователемъ
былъ
повинующихся". слѣдовательно политики съ дикеологіею, точно такъ, положитель-
ной
онъ
научной
какъ
Затѣ мъ Сократъ не придавалъ особенной важности самой же былъ и основателемъ новой положительной научной діалек-
формѣ государственна™ устройства, лишь бы только государство тики, физики, этики въ тѣсномъ смыслѣ и экономики, т.-е.
управлялось к мъ слѣдуетъ и какъ слѣдуетъ; а впрочемъ— всѣ хъ т хъ частей, изъ которыхъ составлялась у грековъ фило-
ѣ
ѣ
думалъ оиъ — все равно, будетъ ли образъ правленія едиио- софія, словомъ—Сократъ былъ основателемъ новой положитель-
властіе или же многовластіе, т.-е. будутъ ли править государ- ной философіи вообще.
ствомъ одно лицо или многія лица. Однакоже, при многовласт-
иомъ образѣ правлеиія, Сократъ считалъ возможно ббльшимъ
приближеніемъ къ истинной сущности государства разумную Въ дополненіе къ представленному мною обозрѣнію Со-
аристократію, ирототипомъ которой онъ призиавалъ спартанскій кратовой этики въ обширномъ смыслѣ сообщу извлеченія изъ
ѣ
образъ правленія, а не ту грубую охлократическую демократіго, содержанія нѣ которыхъ зам чателыіыхъ въ этическомъ отио-
которая преобладала въ А инахъ. Но отъ аристократы, въ шеніи бесѣ дъ Сократа, переданных!, Ксенофонтомъ въ его
ѳ
Сократ ".
о
„Воспоминаніяхъ
смыслѣ закониаго правленія лучшихъ людей, Сократе отличалъ ѣ
ложную аристократію, именно плутократію (отъ слова -Xoùxoç—
богатство), т. е. тотъ образъ правленія, при которомъ богатые A. Б Е С Ѣ Д А С О К Р А Т А ОЪ Э В О И Д Е М О М Ъ К Р А С И В Ы М Ъ О В О З Д Е Р -
имѣютъ въ правлепіи перев съ надъ бѣдными, властвуя надъ Ж А Н Ы ( г - у х р а т г і и ) , К А К Ъ Д О Б Р О Д Е Т Е Л И В О О Б Щ Е , П О Д Ч И Н Я Ю -
ѣ
ними. Щ Е Й Ч У В С Т В Е Н Н О С Т Ь УМУ Ч Е Л О В Е Ч Е С К О М У СЪ Е Г О М Ы Ш Л Ѳ -
III Е M Ъ , З Н А І І І Е М Ъ , Э Т О М У В Е Р Х О В Н О М У П Р И Н Ц И П У С О К Р А Т О "
Что касается единовластия, то Сократъ отличалъ монархію
отъ тираніи тѣмъ, что монархія есть такое правленіе и власт- В О Й Ф И Л О С О Ф Ы В О О Б Щ Е .
воваиіе одного лица, которое производится съ согласія под- („Восномин. о Сокр.", кн. IV, гл. ô.)
данных!, и на основапіи законовъ, a тиранія, напротивъ, есть — Эвѳидемъ, спросилъ Сократъ однажды: считаешь ли ты
правлеігіе и властвовавіе одного лица, какъ господина надъ свободу прекраснымъ и величественным!, достояніемъ какъ для