Page 94 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 94

отъ  законной,  т.-е.  праведной  и  справедливой  власти,  но  чтобы
 онъ  и  но  своему  содержанію  бгллъ  выраженіемъ  законной,  рабами,  слѣдовательно  господство  противъ  воли  поддаыныхъ  и
 т.-е.  праведной  и  справедливой  народной  воли;  прочіе  же  такъ '   противно  законамъ,  т.-е.  иравдѣ  и  справедливости;  такъ  что
 называемые  законы,  исходящіе  отъ  незаконныхъ,  т.-е.  непра-  тиранъ  правите  и  властвуете  по  своему  произволу,  захватив!,

 ведныхъ  и  несправедливыхъ  властей—отъ  тирановъ,  отъ  оли-  и  удерживая  власть  насиліемъ.
 гарховъ  или отъ  охлократіи—Сократъ  называлъ  не  законами,  Наконецъ  замѣтимъ,  что  и  вообще  Сократъ  возвысился
 а  просто  выраженіемъ  силы,  насилія,  принужденія,  беззаконна™,'  надъ  суіцествующимъ  въ  дѣйствительности  государством!,,  и
 т.-е.  неправеднаго  и  несправедливаго,  произвола.  Поэтому  Со-  потому  указывалъ  косвенно  на  нравственную  необходимость
 кратъ  считалъ  самымъ  лучшимъ  государствениымъ  устройством!»  преобразованія  государства  на  основаніи  ионятія,  обусловли-

 то,  гдѣ  знающіе,  мудрые  и добродѣтельные  правители  властвуютъ  вающего  истинное  знаніе  и  всякую  добрую,  нравственную,
 на  основаніи  законовъ,  праведно  и  справедливо;  такъ  что  граж-  вообще  правильную  дѣятельность.
                      Хотя
                                                     не
 дане  подчиняются  ихъ  власти  сознательно  и  свободно.  требованія, самъ  Сократъ  и  онъ  исполнилъ  этого  нравственна™
                                                              не
                                       хотя
                                 т.-е.
                                                                  начерталъ—соотв тствешю
                                              самъ
                                                           и
                                                                                         ѣ
 „ Вообще  же  люди  (замѣчалъ  Сократъ)  всего  скор е  пови-  своему  пониманію,  понятію—сущности  государства,  но  своимъ
 ѣ
 нуются  сознательно  и свободно  тому,  кого  считаютъ  способнѣй-
 IIIимъ,  т.-е. знаюіцимъ,  если  оиъ  покажете  имъ,  что  повино-  ученіемъ  о  государств^.  своею  политикою,  онъ  положиль  основу
 ваться  ему  всего  полезнѣе  и  сноснѣ е  для  нихъ  же  самихъ,  для  для  поетроенія  такого  государства  въ  понятіи  или  въ  идеѣ;
                                                                            новой
                                    Сократъ
                                                         осыователемъ
                                                 былъ
 повинующихся".   слѣдовательно    политики     съ   дикеологіею,      точно    такъ, положитель-
                ной
                                                                                                онъ
                       научной
                                                                                         какъ
 Затѣ мъ  Сократъ  не  придавалъ  особенной  важности  самой  же  былъ  и  основателемъ  новой  положительной  научной  діалек-
 формѣ  государственна™  устройства,  лишь  бы только  государство  тики,  физики,  этики  въ  тѣсномъ  смыслѣ  и  экономики,  т.-е.
 управлялось  к мъ  слѣдуетъ  и  какъ  слѣдуетъ;  а  впрочемъ—  всѣ хъ  т хъ  частей,  изъ  которыхъ  составлялась  у  грековъ  фило-
 ѣ
                          ѣ
 думалъ  оиъ  —  все  равно,  будетъ  ли  образъ  правленія  едиио-  софія,  словомъ—Сократъ  былъ  основателемъ  новой  положитель-
 властіе  или же  многовластіе,  т.-е.  будутъ  ли  править  государ-  ной  философіи  вообще.
 ствомъ  одно  лицо  или многія  лица.  Однакоже,  при  многовласт-
 иомъ  образѣ  правлеиія,  Сократъ  считалъ  возможно  ббльшимъ
 приближеніемъ  къ  истинной  сущности  государства  разумную  Въ  дополненіе  къ  представленному  мною  обозрѣнію  Со-
 аристократію,  ирототипомъ  которой  онъ  призиавалъ  спартанскій  кратовой  этики  въ  обширномъ  смыслѣ  сообщу  извлеченія  изъ
                                                       ѣ
 образъ  правленія,  а  не  ту  грубую  охлократическую  демократіго,  содержанія  нѣ которыхъ  зам чателыіыхъ  въ  этическомъ  отио-
 которая  преобладала  въ  А инахъ.  Но  отъ  аристократы,  въ  шеніи  бесѣ дъ  Сократа,  переданных!,  Ксенофонтомъ  въ его
 ѳ
                                            Сократ ".
                                        о
                „Воспоминаніяхъ
 смыслѣ  закониаго  правленія  лучшихъ  людей,  Сократе  отличалъ  ѣ
 ложную  аристократію,  именно  плутократію  (отъ  слова  -Xoùxoç—
 богатство),  т.  е.  тотъ  образъ  правленія,  при  которомъ  богатые  A.  Б Е С Ѣ  Д А  С О К Р А Т А  ОЪ  Э В О И Д Е М О М Ъ  К Р А С И В Ы М Ъ  О  В О З Д Е Р -
 имѣютъ  въ  правлепіи  перев съ  надъ  бѣдными,  властвуя  надъ  Ж А Н Ы  ( г - у х р а т г і и ) ,  К А К Ъ  Д О Б Р О Д Е Т Е Л И  В О О Б Щ Е ,  П О Д Ч И Н Я Ю -
 ѣ
 ними.          Щ Е Й  Ч У В С Т В Е Н Н О С Т Ь  УМУ  Ч Е Л О В Е Ч Е С К О М У  СЪ  Е Г О  М Ы Ш Л Ѳ  -

               III  Е M Ъ ,  З Н А І І І Е М Ъ ,  Э Т О М У  В Е Р Х О В Н О М У  П Р И Н Ц И П У  С О К Р А Т О "
 Что  касается  единовластия,  то  Сократъ  отличалъ  монархію
 отъ  тираніи  тѣмъ,  что  монархія  есть  такое  правленіе  и  власт-  В О Й  Ф И Л О С О Ф Ы  В О О Б Щ Е .
 воваиіе  одного  лица,  которое  производится  съ  согласія  под-  („Восномин.  о  Сокр.",  кн.  IV,  гл.  ô.)

 данных!,  и  на  основапіи  законовъ,  a  тиранія,  напротивъ,  есть  —  Эвѳидемъ,  спросилъ  Сократъ  однажды:  считаешь  ли ты
 правлеігіе  и  властвовавіе  одного  лица,  какъ  господина  надъ  свободу  прекраснымъ  и  величественным!,  достояніемъ  какъ для
   89   90   91   92   93   94   95   96   97   98   99