Page 95 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 95
человѣ ка, такъ для государства?—Въ высочайшей степени,
ѣ
отвѣчалъ Эвоидемъ. Но признаешь ли ты свободнымъ того в ка служите источником!, дѣйствій, противопиложныхъ дѣйст-
віямъ
что
значите,
невоздержанія?—Разумеется.—Естественно,
челов ка, которымъ управляютъ тѣ лесныя удовольствія и кото- и причина дѣйствій воздержанія, противоположныхъ д йствіямъ
ѣ
ѣ
рый вслѣдствіе этого не можетъ поступать какъ лучше?—Ни иевоздержанія, лучшая?—Весьма в роятно.—Следовательно воз-
въ какомъ случа .—Потому что ты, вѣроятио, признаешь свобо- держаніе есть самое лучшее для ѣ человека?—Вѣ рно.—Но ду-
ѣ
дой возможность поступать какъ лучше, а несвободой—нахо- малъ ли ты, Эвоидемъ, когда-либо и о томъ, что къ удоволь-
дить препятствія въ своей д ятельности?—Именно такъ.—Зна- ствію, къ которому, намъ кажется, ведете челов ка невоздер-
ѣ
ѣ
чить, ты положительно признаешь, что невоздержные несвободны? жаміе, само невоздержаніе не можетъ довести, тогда какъ воз-
т
— Клянусь Зевсомъ, это акъ.—Но думаешь ли ты, что невоз- держаиіе болѣе всего ведете къ удовольствію?—Какимъ это
держные находятъ противодѣйствіе только въ совершеиіи пре- образомъ?—Невоздержаніе не допускаете, выдерживать голодъ,
краснаго, или же они принуждены совершать и постыдное? жажду, бдѣніе; между тѣмъ какъ только послѣ нихъ можно
— Я думаю, что они нисколько не менѣе чувствуютъ при- съ удовольствіемъ ѣ сть, пить, отдыхать: такъ какъ челов къ
ѣ
пужденіе, какъ и встр чаютъ противод йствіе.—Какого же испытываете удовольствіе именно вслѣ дствіе того, что онъ
ѣ
ѣ
ты мнѣнія о господахъ (рабовъ), противодействующих! въ ждалъ и воздерживался. Такимъ образомъ невоздержаніе ме-
самомъ хорошемъ и принуждающихъ къ самому дурному?— шаете правильному удовлетворен^ самыхъ необходимых!, и
Это самые дурные госиода, какіе только есть, отвѣ чалъ самыхъ естественныхъ потребностей, a воздержаніе заставляете,
Эвоидемъ. — А какое рабство ты считаешь самымъ дур- гіретериѣвать сказанное, и только оно одно заставляете всѣмъ
пымъ?—Рабство у самыхъ дурныхъ господъ.— Значите, невоз- этимъ наслаждаться целесообразно. — Ты совершенно правъ,
держные находятся въ самомъ дурномъ рабствѣ ?—Я думаю, сказалъ Эвоидемъ.—Кромѣ того воздержные иолучаютъ пользу
что такъ, сказалъ Эвоидемъ.—Не находишь ли ты также' отъ того, что научились прекрасному и доброму, и отъ пре-
сггросилъ Сократъ, что невоздержаніе, отчуждая людей отъ данности тому, посредствомъ чего человѣкъ можетъ хорошо
мудрости, этого величайшаго блага, повергаете ихъ въ про- управлять своимъ тѣломъ, хорошо устроить свой домъ, быть
тивоположное: что иевоздержаніе своимъ влеченіемъ къ пріят- полезнымъ своимъ друзьямъ и государству и одолѣть враговъ,
иому, съ одной стороны, мѣ шаетъ стремиться къ полезному и откуда проистекаете не только польза, но и величайшее
изучать его, съ другой—соблазняете челов ка, понимающаго удовольствіе; тогда какъ невоздержные чужды всему этому.
ѣ
доброе и дурное, и дѣлаетъ то, что онъ вмѣсто лучшаго берется Можешь ли ты сказать, что какому другому челов ку мен е
ѣ
ѣ
за худшее?—Да, это бываете.—Кому, скажемъ мы, менѣе свой- свойственно только что сказанное, какъ не такому, который
ственно самообладаніе, благоразуміе (ошсрроабѵ^), какъ не невоз- занять служеніемъ первой прихоти?—Эвоидемъ отвѣчалъ: Со-
держному? В дь дѣйствія самообладаыія, благоразумія и д й- кратъ, кажется, ты утверждаешь, что челов ку, служащему
ѣ
ѣ
ѣ
ствія невоздержанія совершенно противоположны?—Да, я со- чувственнымъ удовольствіямъ, положительно чужда всякая добро-
гласенъ съ этимъ.—Думаешь ли ты, что есть что-либо болѣе д тель?—Да, Эвоидемъ. Развѣ челов къ невоздержный отли-
ѣ
ѣ
м шающее дѣлать что слѣдуетъ (исполнять обязанности), чѣмъ чается чѣмъ-либо отъ самаго безразсуднаго животнаго? Какая
ѣ
певоздержаиіе (àxpaaîа)?—Ничего нѣ тъ.—Чтб ты находишь разница между безсмыеленнымъ животнымъ и тѣмъ челов -
ѣ
болѣе худшимъ для челов ка, чѣмъ то, чтб побуждаетъ его комъ, который не имѣетъ въ виду то, чтб наилучше (та xpà-ізта),
ѣ
предпочитать вредное полезному, влечете заниматься пер- и всячески ищете того, чтб наиболѣе пріятно?
вымъ и пренебрегать послѣднимъ и заставляет!, поступать
противоположно людямъ благоразумным!,? — Да, н тъ ни-
ѣ
чего хуже. — Не естественно ли, что воздержаиіс для чело»