Page 95 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 95

человѣ ка,     такъ    для    государства?—Въ           высочайшей         степени,
                                                                                                                                       ѣ
                      отвѣчалъ      Эвоидемъ.       Но     признаешь       ли   ты   свободнымъ       того                           в ка    служите      источником!,     дѣйствій,    противопиложныхъ           дѣйст-
                                                                                                                                     віямъ
                                                                                                                                                                                                                       что
                                                                                                                                                                                                          значите,
                                                                                                                                              невоздержанія?—Разумеется.—Естественно,
                      челов ка,     которымъ      управляютъ       тѣ лесныя    удовольствія     и  кото-                            и   причина     дѣйствій    воздержанія,      противоположныхъ          д йствіямъ
                             ѣ
                                                                                                                                                                                                              ѣ
                      рый   вслѣдствіе     этого    не  можетъ      поступать     какъ     лучше?—Ни                                 иевоздержанія,      лучшая?—Весьма           в роятно.—Следовательно             воз-
                      въ  какомъ    случа .—Потому          что  ты,  вѣроятио,     признаешь      свобо-                            держаніе      есть   самое   лучшее      для  ѣ  человека?—Вѣ рно.—Но             ду-
                                           ѣ
                     дой    возможность      поступать     какъ     лучше,    а   несвободой—нахо-                                   малъ    ли   ты,   Эвоидемъ,      когда-либо      и  о  томъ,   что   къ   удоволь-
                     дить   препятствія     въ   своей   д ятельности?—Именно              такъ.—Зна-                                ствію,    къ  которому,      намъ    кажется,     ведете    челов ка     невоздер-
                                                          ѣ
                                                                                                                                                                                                        ѣ
                     чить,   ты  положительно      признаешь,      что  невоздержные       несвободны?                               жаміе,    само    невоздержаніе       не   можетъ    довести,    тогда   какъ   воз-
                                                       т
                     —   Клянусь      Зевсомъ,    это акъ.—Но          думаешь     ли  ты,   что   невоз-                            держаиіе     болѣе     всего   ведете     къ    удовольствію?—Какимъ             это
                     держные      находятъ     противодѣйствіе        только    въ  совершеиіи       пре-                            образомъ?—Невоздержаніе              не   допускаете,     выдерживать       голодъ,
                     краснаго,     или   же    они     принуждены        совершать      и   постыдное?                               жажду,      бдѣніе;    между     тѣмъ     какъ   только     послѣ    нихъ    можно
                     —    Я    думаю,     что   они   нисколько       не   менѣе    чувствуютъ       при-                            съ  удовольствіемъ ѣ сть,        пить,    отдыхать:       такъ   какъ     челов къ
                                                                                                                                                                                                                      ѣ
                     пужденіе,     какъ     и   встр чаютъ       противод йствіе.—Какого               же                            испытываете        удовольствіе      именно      вслѣ дствіе     того,    что    онъ
                                                                             ѣ
                                                      ѣ
                    ты    мнѣнія      о   господахъ       (рабовъ),     противодействующих!            въ                           ждалъ     и  воздерживался.         Такимъ     образомъ      невоздержаніе       ме-
                    самомъ     хорошемъ       и  принуждающихъ            къ  самому       дурному?—                                 шаете     правильному        удовлетворен^          самыхъ     необходимых!,       и
                    Это     самые      дурные      госиода,     какіе     только     есть,    отвѣ чалъ                             самыхъ      естественныхъ       потребностей,      a  воздержаніе      заставляете,
                    Эвоидемъ.     —    А    какое     рабство     ты    считаешь       самымъ       дур-                             гіретериѣвать     сказанное,     и  только     оно   одно    заставляете     всѣмъ
                    пымъ?—Рабство           у  самыхъ     дурныхъ     господъ.—     Значите,      невоз-                            этимъ    наслаждаться        целесообразно.       —   Ты    совершенно        правъ,

                    держные      находятся      въ   самомъ     дурномъ      рабствѣ ?—Я         думаю,                             сказалъ     Эвоидемъ.—Кромѣ            того   воздержные      иолучаютъ      пользу
                    что   такъ,    сказалъ      Эвоидемъ.—Не           находишь       ли    ты   также'                             отъ   того,   что   научились      прекрасному        и   доброму,     и  отъ   пре-
                    сггросилъ     Сократъ,       что   невоздержаніе,        отчуждая      людей     отъ                            данности      тому,     посредствомъ       чего    человѣкъ      можетъ     хорошо
                    мудрости,     этого    величайшаго        блага,    повергаете      ихъ    въ   про-                            управлять      своимъ    тѣломъ,     хорошо      устроить      свой    домъ,    быть

                    тивоположное:       что   иевоздержаніе       своимъ     влеченіемъ      къ  пріят-                             полезнымъ       своимъ    друзьямъ     и   государству     и   одолѣть     враговъ,
                    иому,   съ   одной    стороны,    мѣ шаетъ      стремиться     къ   полезному      и                            откуда     проистекаете        не    только     польза,     но    и    величайшее
                    изучать     его,   съ   другой—соблазняете           челов ка,     понимающаго                                  удовольствіе;      тогда     какъ    невоздержные         чужды     всему    этому.
                                                                                ѣ
                   доброе     и  дурное,    и  дѣлаетъ    то,  что  онъ  вмѣсто   лучшаго      берется                              Можешь       ли   ты   сказать,    что   какому     другому     челов ку      мен е
                                                                                                                                                                                                                       ѣ
                                                                                                                                                                                                           ѣ
                   за  худшее?—Да,         это  бываете.—Кому,          скажемъ     мы,  менѣе    свой-                             свойственно      только     что    сказанное,     какъ    не   такому,     который
                   ственно     самообладаніе,       благоразуміе     (ошсрроабѵ^),   какъ   не   невоз-                             занять    служеніемъ      первой     прихоти?—Эвоидемъ             отвѣчалъ:     Со-
                   держному?        В дь    дѣйствія    самообладаыія,       благоразумія      и   д й-                             кратъ,    кажется,      ты    утверждаешь,         что   челов ку,     служащему
                                                                                                                                                                                                    ѣ
                                                                                                    ѣ
                                     ѣ
                   ствія   невоздержанія       совершенно       противоположны?—Да,              я   со-                            чувственнымъ       удовольствіямъ,      положительно       чужда    всякая   добро-
                   гласенъ     съ  этимъ.—Думаешь           ли   ты,   что   есть   что-либо     болѣе                              д тель?—Да,        Эвоидемъ.      Развѣ      челов къ     невоздержный        отли-
                                                                                                                                                                                        ѣ
                                                                                                                                     ѣ
                   м шающее        дѣлать    что   слѣдуетъ     (исполнять     обязанности),      чѣмъ                              чается    чѣмъ-либо      отъ   самаго    безразсуднаго       животнаго?      Какая
                     ѣ
                   певоздержаиіе        (àxpaaîа)?—Ничего          нѣ тъ.—Чтб        ты     находишь                                разница      между     безсмыеленнымъ          животнымъ        и  тѣмъ    челов -
                                                                                                                                                                                                                      ѣ
                   болѣе    худшимъ        для   челов ка,     чѣмъ     то,  чтб   побуждаетъ       его                             комъ,    который     не  имѣетъ     въ  виду  то,  чтб  наилучше     (та  xpà-ізта),
                                                        ѣ
                   предпочитать        вредное     полезному,       влечете      заниматься       пер-                              и  всячески     ищете     того,   чтб   наиболѣе      пріятно?
                   вымъ     и   пренебрегать       послѣднимъ        и   заставляет!,      поступать

                  противоположно          людямъ       благоразумным!,?        —   Да,    н тъ     ни-
                                                                                            ѣ
                  чего    хуже.   —    Не   естественно      ли,    что  воздержаиіс      для    чело»
   90   91   92   93   94   95   96   97   98   99   100