Page 96 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 96

челов ка,  такъ  для  государства?—Въ  высочайшей  степени,
 ѣ
                   ѣ
 отвѣчалъ  Эвоидемъ.  Но  признаешь  ли  ты  свободнымъ  того  в ка  служите  источником!,  дѣйствій,  противопиложныхъ  дѣйст-
                                                                                       значите,
                                                                                                   что
                  віямъ
                          невоздержанія?—Разумеется.—Естественно,
 челов ка,  которымъ  управляютъ  т лесныя  удовольствія  и  кото-  и  причина  дѣйствій  воздержанія,  противоположныхъ  дѣ йствіямъ
 ѣ
 ѣ
 рый  вслѣдствіе  этого  не  можетъ  поступать  какъ  лучше?—Ни  иевоздержанія,  лучшая?—Весьма  в роятно.—Следовательно  воз-
 въ  какомъ  случаѣ .—Потому  что  ты,  вѣроятио,  признаешь  свобо-  держаніе  есть  самое  лучшее  для  ѣ  человека?—Вѣ рно.—Но  ду-
 дой  возможность  поступать  какъ  лучше,  а  несвободой—нахо-  малъ  ли  ты,  Эвоидемъ,  когда-либо  и  о  томъ,  что  къ  удоволь-
 дить  препятствія  въ  своей  д ятельности?—Именно  такъ.—Зна-  ствію,  къ  которому,  намъ  кажется,  ведете  челов ка  невоздер-
 ѣ
                                                                                    ѣ
 чить,  ты  положительно  признаешь,  что  невоздержные  несвободны?  жаміе,  само  невоздержаніе  не  можетъ  довести,  тогда  какъ  воз-
 т
 —  Клянусь  Зевсомъ,  это акъ.—Но  думаешь  ли  ты,  что  невоз-  держаиіе  болѣе  всего  ведете  къ  удовольствію?—Какимъ  это
 держные  находятъ  противодѣйствіе  только  въ  совершеиіи  пре-  образомъ?—Невоздержаніе  не  допускаете,  выдерживать  голодъ,
 краснаго,  или  же  они  принуждены  совершать  и  постыдное?  жажду,  бдѣніе;  между  тѣмъ  какъ  только  послѣ  нихъ  можно
 —  Я  думаю,  что  они  нисколько  не  менѣе  чувствуютъ  при-  съ  удовольствіемъ ѣ сть,  пить,  отдыхать:  такъ  какъ  челов къ
                                                                                                  ѣ
 пужденіе,  какъ  и  встр чаютъ  противодѣ йствіе.—Какого  же  испытываете  удовольствіе  именно  всл дствіе  того,  что  онъ
 ѣ
                                                                      ѣ
 ты  мнѣнія  о  господахъ  (рабовъ),  противодействующих!  въ  ждалъ  и  воздерживался.  Такимъ  образомъ  невоздержаніе  ме-
 самомъ  хорошемъ  и  принуждающихъ  къ  самому  дурному?—  шаете  правильному  удовлетворен^  самыхъ  необходимых!,  и
 Это  самые  дурные  госиода,  какіе  только  есть,  отвѣ чалъ  самыхъ  естественныхъ  потребностей,  a  воздержаніе  заставляете,
 Эвоидемъ.  —  А  какое  рабство  ты  считаешь  самымъ  дур-  гіретериѣвать  сказанное,  и  только  оно  одно  заставляете  всѣмъ
 пымъ?—Рабство  у  самыхъ  дурныхъ  господъ.— Значите,  невоз-  этимъ  наслаждаться  целесообразно.  —  Ты  совершенно  правъ,

 держные  находятся  въ  самомъ  дурномъ  рабствѣ ?—Я  думаю,  сказалъ  Эвоидемъ.—Кромѣ  того  воздержные  иолучаютъ  пользу
 что  такъ,  сказалъ  Эвоидемъ.—Не  находишь  ли  ты  также'  отъ  того,  что  научились  прекрасному  и  доброму,  и  отъ  пре-
 сггросилъ  Сократъ,  что  невоздержаніе,  отчуждая  людей  отъ  данности  тому,  посредствомъ  чего  человѣкъ  можетъ  хорошо
 мудрости,  этого  величайшаго  блага,  повергаете  ихъ  въ  про-  управлять  своимъ  тѣломъ,  хорошо  устроить  свой  домъ,  быть

 тивоположное:  что  иевоздержаніе  своимъ  влеченіемъ  къ  пріят-  полезнымъ  своимъ  друзьямъ  и  государству  и  одолѣть  враговъ,
 иому,  съ  одной  стороны,  мѣ шаетъ  стремиться  къ  полезному  и  откуда  проистекаете  не  только  польза,  но  и  величайшее
 изучать  его,  съ  другой—соблазняете  челов ка,  понимающаго  удовольствіе;  тогда  какъ  невоздержные  чужды  всему  этому.
 ѣ
 доброе  и  дурное,  и  дѣлаетъ  то,  что  онъ  вмѣсто  лучшаго  берется  Можешь  ли  ты  сказать,  что  какому  другому  человѣ ку  мен е
                                                                                                   ѣ
 за  худшее?—Да,  это  бываете.—Кому,  скажемъ  мы,  менѣе  свой-  свойственно  только  что  сказанное,  какъ  не  такому,  который

 ственно  самообладаніе,  благоразуміе  (ошсрроабѵ^),  какъ  не  невоз-  занять  служеніемъ  первой  прихоти?—Эвоидемъ  отвѣчалъ:  Со-
 держному?  В дь  дѣйствія  самообладаыія,  благоразумія  и  дѣ й-  кратъ,  кажется,  ты  утверждаешь,  что  челов ку,  служащему
                                                                                ѣ
 ѣ
 ствія  невоздержанія  совершенно  противоположны?—Да,  я  со-  чувственнымъ  удовольствіямъ,  положительно  чужда  всякая  добро-
 гласенъ  съ  этимъ.—Думаешь  ли  ты,  что  есть  что-либо  болѣе  д тель?—Да,  Эвоидемъ.  Развѣ  челов къ  невоздержный  отли-
                                                                    ѣ
                  ѣ
 мѣ шающее  дѣлать  что  слѣдуетъ  (исполнять  обязанности),  чѣмъ  чается  чѣмъ-либо  отъ  самаго  безразсуднаго  животнаго?  Какая
 певоздержаиіе  (àxpaaîа)?—Ничего  нѣ тъ.—Чтб  ты  находишь  разница  между  безсмыеленнымъ  животнымъ  и  тѣмъ  челов -
                                                                                                   ѣ
 болѣе  худшимъ  для  челов ка,  чѣмъ  то,  чтб  побуждаетъ  его  комъ,  который  не  имѣетъ  въ  виду  то,  чтб  наилучше  (та  xpà-ізта),
 ѣ
 предпочитать  вредное  полезному,  влечете  заниматься  пер-  и  всячески  ищете  того,  чтб  наиболѣе  пріятно?
 вымъ  и  пренебрегать  послѣднимъ  и  заставляет!,  поступать

 противоположно  людямъ  благоразумным!,?  —  Да,  н тъ  ни-
 ѣ
 чего  хуже.  —  Не  естественно  ли,  что  воздержаиіс  для  чело»
   91   92   93   94   95   96   97   98   99   100   101