Page 100 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 100

или  врагъ,—онъ  несправедливъ.  - А  если  такъ,  то  неблагодар-
 ность  будетъ  чистѣйшею  несправедливостью?—Лампроклъ  согла-  молодой  человѣкъ  отвѣчалъ:  Иоложимъ,  она  все  это  дѣлала  и

 сился.—Стало  быть,  чѣмъ  болѣе  челов къ  облагодетельствован-  даже  въ  тысячу  разъ  больше,  но  никакой  челов къ  не  въ  со-
                                                                                    ѣ
 ѣ
 ный  неблагодаренъ,  тѣмъ  болѣе  онъ  несправедливъ?  -  Лампроклъ  стояніи  перенести  ея  дурного  характера.—Сократъ  сказалъ:  ЧтЬ
 и  съ  этимъ  согласился.  Кого  же  и  кѣмъ  мы  найдемъ  болѣе  облаго-  ты  находишь  болѣе  певыносимымъ:  дикость  звѣря  или  дикость
 д тельствованныхъ,  какъ  не  дѣтей  родителями?  Родители  воз-  матери?—Я  полагаю,  что  дикость  матери,  тю  крайней  мѣ рѣ  такой
 ѣ
 вели  ихъ  изъ  небытія  въ  бытіе  и  дали  возможность  видѣть  все  матери,  какъ  эта.—Что-жеона  тебя  укусила  или  лягнула  и  довела
 то  прекрасное  и  участвовать  во  всемъ  томъ  хорошемъ,  что  до  боли,  въ  родѣ  того  какъ  это  достается  многимъ  отъ  живот-
 только  боги  предоставили  человѣку.  И  мы  считаемъ  это  дѣломъ  пыхъ?—Иоложимъ  н тъ,  но,  клянусь  Зевсомъ,  она  говорите
                                             ѣ
 такой  величайшей  важности,  что  всѣ  болѣе  всего  стараемся  не  такое,  чего  человѣкъ  не  желалъ  бы  слышать  и  за  цѣлую  жизнг,
 лишиться  этого.  ІІотому-то  государства  назначаютъ  смерть  нака-  отвѣчалъ  Лампроклъ.  —А  сколько  ты  доставилъ  ей  нестерпимыхъ
 заніемъ  только  за  величайшія  преступлеиія,  полагая,  что  угрозою  хлопотъ  своимъ  крикомъ  и поступками,  капризничая  день  и  ночь,
 другого  иаказанія  они  не  прекратятъ  преступлены.  Не  думай  начиная  съ  д тства?  Сколько  ты  доставилъ  ей  огорченій,  когда
                                   ѣ
 также,  что  люди  родятъ  дѣтей  ради  чувственныхъ  наслажденій:  былъ  боленъ?—Одпакоже  я  никогда  не  сказалъ  ей  ничего  такого,

 удовлетвореніемъ  этого  наполнены  дома  и  улицы,  и  намъ  до-  отъ  чего  бы  ей  было  стыдно.—Такъ  ты,  сказалъ  Сократъ,  о  той
 подлинно  извѣстно,  отъ  какихъ  женщинъ  родятся  лучшія  дѣти  жешцинѣ,  которая  тебѣ  такъ  предана,  и  во  время  болѣзни  вся-
 и  съ  какими  женщинами  слѣдуетъ  вступать  въ  союзъ  для  рож-  чески  заботится  о  тебѣ ,  чтобы  ты  выздоровѣлъ,  и  сверхъ  всего
 денія  дѣтей.  Дальше.  Мужъ  даетъ  пропитаніе  той  женщин ,  этого  постоянно  молится  о  тебѣ  богамъ  и  даетъ  обѣты,  ты
 ѣ
 которая  въ  союзѣ  съ  нимъ  рождаетъ  д тей,  и  для  будущаго  выражаешься,  что  она  несносна?  Я  думаю,  что  если  ты  не
 ѣ
 потомства  заготовляете  все,  чті)  находите  полезнымъ  для  его  въ  состояніи  вынести  такой  матери,  то  ты  не  въ  состояніи
 существованія  и  притомъ  какъ  можно  въ  бблынемъ  количествѣ;  вынести  добра  вообще.  Но  ты  скажи  мнѣ,  признаешь  ли  ты  не-
                                               г
 тогда  какъ  женщина,  послѣ  зачатія,  носите  это  бремя  въ  болѣз-  обходимымъ  почитать  д :угихъ,  или  ты  нам ренъ  никому  не  усту-
                                                                        ѣ
 няхъ  и  съ  опасностью  собственной  жизни.  Она  удѣляетъ  своей  пать,  никому  не  повиноваться,  никого  не  слушаться,  ни  стра-
                                                                               ѣ
 ношѣ  ту  пищу,  которой  сама  питается,  и  послѣ  великихъ  тру-  тега,  ни  какого-либо  другого  начальника?—О,  н тъ,  я  готовъ  по-
 довъ  ношенія  и  рожденія  начинаете  кормить  и  прилагаете  виноваться,  отвѣчалъ  Лампроклъ.—Значите»,  ты  готовъ  уступить
 всякія  заботы,  несмотря  на  то,  что  не  испытала  отъ  дитяти  и  сосѣду,  чтобы,  въ  случаѣ  надобности,  далъ  тебѣ  огня,  помогь

 ничего  хорошаго,  и  что  самый  младенецъ  не  понимаете,  отъ  въ  добромъ  дѣлѣ,  и,  если  подвергнешься  какому-либо  несчастно,
 кого  онъ  испытываете  благодѣ янія,  и  даже  не  въ  состояніи  чтобы  по  близости  охотно  подалъ  тебѣ  помощь?  —Да,  отвѣчалъ
 выразить,  что  ему  надо,  такъ  что  мать,  уже  по  догадкѣ ,  дѣ -  Лампроклъ.—Но  какимъ  образомъ?  Все  ли  равно  для  тебя,  будетъ
 лаетъ  TÖ,  что  для  него  здорово  и  пріятно.  Она  продолжаете,  ли  твой  иопутчикъ—на  сушѣ  ли,  на  морѣ  или  какой  другой
                      ѣ
 кормить  его  долгое  время,  и  дни  и  ночи  проводите  въ  забо-  встр чный—врагомъ  или  другомъ,  или  же  ты  полагаешь,  что
 тахъ,  не  зная,  получите  ли  за  это  какую  благодарность.  Но  слѣдуетъ  снискать  благорасноложеніе  и  этихъ  лицъ?—Да,  я  по-

 недостаточно  только  выкормить.  Когда  дѣти  окажутся  готовыми  лагаю,  что  слѣдуетъ,  отвѣчалъ  Лампроклъ.—Такъ  ты  полагаешь,
 для  ученія,  тогда  родители  учатъ  ихъ  тому  полезному  въ  жизни,  что  здѣсь  слѣдуетъ  снискать  благорасположеніе,  а  мать,  которая
 что  сами  знаютъ;  но  относительно  чего  находятъ  другого  чело-  любите  тебя  болѣе  всѣ хъ,  не  слѣдуетъ  почитать?  Развѣ  ты  не
 в ка  болѣе  способнымъ  научить,  оии,  не  жалѣя  издержекъ,  знаешь,  что  наше  государство  не  обращаете  вниманія  на  про-
 ѣ
 отсылаютъ  дѣтей  къ  этому  человѣку,  и  прилагаюсь  всѣ  ста-  чихъ  неблагодарныхъ  и  не  подвергаете  ихъ  судебному  преслѣ -

                                                                     ѣ
                                        ѣ
 ранія,  чтобы  ихъ  дѣти  были  возмолшо  лучшими.—На  эти  слова  дованіго,  и  ему  н тъ  дѣла  до  облагод тельствованныхъ  и  не-
                 признательныхъ;        но   если    кто   не   почитаете      родителей,       того
   95   96   97   98   99   100   101   102   103   104   105