Page 105 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 105

а   потомъ    въ   особенности      о  томъ,    что   составляло      сущность     ея                              иости   нашими      чувствами,      внутренним!,      и   внешними.       Въ   пихч,
                   частей.                                                                                                           умъ   нашъ     ищете     сущаго     и  своею    деятельностью,        мышлеиіемъ
                        Верховный       принципъ      Сократовой       философіи      вообще     несо-                               осмысливаете       ихъ,   превращаете        въ   свою   мысль,     т.-е.  превра-

                  етоятеленъ.      Сократъ     призналъ      абсолютомъ       для   челов ка,     какъ                               щаете    единичные       факты     во   всеобщіе,     посредствомъ       сравненія
                                                                                           ѣ
                  мыслящаго,       разумнаго      существа     вообще,    его   мыитлепіе,      мысль,                              между     собою     единичныхъ      фактовъ,     посредствомъ      отвлеченія     отъ
                  сознанное      сущее,     какъ    всеобщее       нонятіе.     Этотъ     свой     вер-                             иихъ    всего   имъ   общаго,    или  обобщенія,     объединенія      ихъ,   посред-
                  ховный      принципъ      онъ    основалъ     на   томъ     предположены,         что                             ствомъ     классификации        ихъ   или    подведенія      подъ   разные     виды,

                  натура,     сущность      человѣ ка    состоитъ     въ  мышленіи,     а  не  въ  чув-                             роды,    вообще     группы,     разряды,      посредствомъ      пахождснія      при  •
                  ствеипости.      Положительная        паука   пе  признаетъ     вообще никакого                                   чинной     связи    между    ними,     и  наконецъ       посредствомъ      познаны
                  абсолюта      предметомъ       челов ческаго       знанія.   Въ   особенности      же                             иостояниыхъ       соотношеній      между    ними,    т.-е.  того,  чтб  называется
                                                        ѣ
                  она    не   можетъ     признать     абсолютнымъ        умъ   человѣческій     съ  его                             законами      ихъ.   Одиакоже       и  эти  дѣйствія    ума,    мышлеиія—обоб-
                  мышленіемъ,         т.-е.   не  можетъ      признать     мысль    челов ка     абсо-                              щеиіе,     объединеніе      и   проч.—словомъ,         возведете       единичныхъ
                                                                                           ѣ
                  лютною      истиною,     ибо    самое   предноложеніе,        на  которомъ     осно-                              фактовъ     ко   всеобіцимъ,      суть   также    не   что   иное,   какъ    резуль-
                  вывается      Сократъ     (сущность     человѣка     состоитъ    только    въ  мыш-                               таты    наблюденія      же   и   опыта,    но   только   возведенныхъ       на   выс-
                  лепіи,    а  не   въ   чувственности),      положительная       наука    признаетъ                                шую     ступень,    т.-е.   болѣе    сложные,     комплицированные,          нежели
                  песостоятельнымъ.         Въ    самомъ    дѣлѣ,   это  предположеніе       противо-                               простое     наблюденіе      и  простой    опыте    надъ   единичными       фактами.

                  рѣчитъ     положительному         факту.    Человѣ къ,     какъ    мы   его  знаемъ                               Въ   этомъ     добытіи    всеобщихъ       фактовъ    изъ   фактовъ     единичныхъ
                  въ   действительности,        есть   существо     не   только     мыслящее,     но  и                             и    состоитъ      сущность       первоначальной          индукціи,      наведенія.
                  чувствующее,        такъ   что   въ   немъ    нераздельны       мышленіе      и  чув-                             Разъ    добытые     посредствомъ       первоначальной         индукціи     всеобщіе
                  ственность,     составляя,      вмѣстѣ     взятыя,    его   сущность.      Поэтому                                факты     и  ихъ   законы      становятся     уже     такими     формулами,       изъ
                  положительная       наука    признаетъ     несостоятельными,       какъ    нротиво-                               которыхъ      положительная        наука    можетъ     дѣлать    или  дальнейшее

                  р чащіе      положительнымъ          фактамъ,      и  всѣ    Сократовы       выводы                               наведеніе     (индукцію),      или   же   выводъ     (дедукціго),    но   такъ,   что
                    ѣ
                  изъ   его   верховнаго      принципа,      поскольку      они   въ   самомъ     дѣлѣ                              достоверность,      истинность     ихъ    опять    поверяется      наблюденіемъ,
                  выведены      изъ   него    последовательно.                                                                      оиытомъ      и  возвышающимся          надъ   ними    мышленіемъ.        Да  и  сама
                        Самый     главный     последовательный         выводъ    Сократа     состоитъ                               Сократова      положительная        діалектическая      метода,    его  такъ-иазы-

                  въ   томъ,    что   человеческая       мысль    есть   мѣрило,     критерій    всего                              ваемая     индукція,     есть   пе  что  иное,   какъ   возведете     единичныхъ
                  сущаго,    всякой     истины,    и   даже   есть  само  сущее    и  истина.   Отно-                               фактовъ     ко   всеобщимъ       фактамъ,      которые     онъ   называете       все-
                  сительно     этого    вывода    положительная        наука     признаетъ,     что  не                             общими      понятіями.      Следовательно        сама,   Сократъ     впадаете      въ
                  наша    мысль,    не  нашъ    умъ,  не  наше    я,  какъ  познающій       субъектч»,                              этомъ    отиошеніи       въ   самопротиворЬчіе,        ибо   съ   одной    стороны
                  есть   мерило     всехъ     существа,      т.-е.  критерій     того,   что   то  или                              оиъ   признаетъ,      что   всеобщее     понятіе     есть   мысль,    лежащая      въ

                  другое    действительно        существуете,      или  что   тб  или  другое   досто-                              уме    человека,     какъ   сущее,      которое    человека      долженъ     только
                  верно,    истинно;     a  наоборотъ,     мѣрило    нашей    мысли,    нашего     ума,                             сознать     мышленіемъ        же,   помимо      чувственности,       дабы     найти
                  нашего     я,   какъ   позпающаго         субъекта,     суть    самыя     существа,                               истину,     ибо   сознанное      въ   себе    умомъ,     мышленіемъ       сущее     и
                  какъ    объекты    нашего    позиаванія,     т.-е.  достоверность,      истинность                                есть   истина;    а  ст,  другой    стороны      онъ   на   самомъ    дѣлѣ   восхо-

                  нашихъ      мыслей,     нашихъ    познаній     измеряется,     поверяется     согла-                              дите   до  своихъ    всеобщихъ      понятій    посредствомъ      индукціи,     осно-
                   сіемъ   ихъ    съ  самыми      существующими         предметами,      съ  положи-                                ванной    на  единичныхъ      фактахъ,    воспринимаемыхъ         нами    не  иначе,
                   тельными,     действительными         фактами,     посредствомъ       опыта   и  на-                             какъ    чувственностью.       Впрочемъ,       несмотря     на  это  самопротиво-
                   блюдены     надъ   ними.    Эти  факты    воспринимаются         въ  ихъ   единич-                               р чіе,   положительная        наука     признаетъ      за  Сократовою       діалек-
                                                                                                                                     ѣ
                                                                                                                                                                                                                7*
   100   101   102   103   104   105   106   107   108   109   110