Page 108 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 108

тик,ото  ту  великую  заслугу,  что  оиъ  первый  сталъ  употреблять,
 какъ  научную  методу,  индукцію,  составляющую  сущность  его  иомъ  отношены,  т.-е.  соотвЕтствующимъ  собственной  своей  сущ-
 діалектики.  Однакоже  Сократова  метода  совс ми  употребляемыми  ности,  человЕчности,  гуманности,  и что  поэтому  люди  выражаютъ
 ѣ
 имъ  ітріемами,  какъ  и  вообще  вся его діалектика,  не  была  еще  какъ  существенное  содержаніе  нравствеинаго  закона  и  нрав-

 у  него  отчетливымъ  искусствомъ,  подведеннымъ  подъ  строгія  ственной  истинной  свободы  своей  воли  съ  ея  хотѣ ніемъ  и ея
 общія  правила,  а  была  не  болѣе  какъ  инстинктивнымъ,  прак-  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.  СлЕдовательно,  и  добро  вообще,  и  нравственное
 тическим!,  тактомъ,  его,  такъ  сказать,  личнымъ  даромъ,'талан-  добро  суть  такія  ионятія  или  такіе  всеобіціе  факты,  которые
 том!,,  виртуозностью,  которою  Сократъ  пользовался  при  всякомъ  мы  добываемъ  изъ  единичныхъ  фактовъ,  именно  посредствомъ
 удобномъ  случаѣ ,  сл дователыю  чисто  случайно,  а  не  съ яснымъ   опыта  и  наблюденія  надъ  тЕмъ,  чтЪ  сами  люди  признаютъ  въ
 ѣ
 сознапіемъ  ея  существенной  необходимости  для  вырабатываиія  ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ  или  добрымъ  вообще,  или  нравственно  добрымъ

 вееобщихъ  понятій.  Но  несмотря  на  то,  индукція  у  Сократа  въ  особенности.
 имѣетъ  въ сущности  то  же  самое  значеніе,  какое  она  имѣла  послѣ  Однакоже  положительная  наука  не  отвергаете  того,  что м
 него  у  всѣ хъ  прочихъ  философов!,  древности  (Греціи  и  Рима),  эти  поиятія,  какъ  и  всЕ  человЕческія  ионятія,  могутъ  разви-
 равно  какъ  и  у  средневѣ ковыхъ  философовъ.  ваться  въ  человЕкЕ  и  въ  самомъ  челов чествЕ  по  формЕ  и
                                                                          ѣ
 Самое  ^высшее  иопятіе,  до котораго  взошелъ  Сократъ,  было  по  содержанію:  по  формЕ,—напр.  уясняются  по  мЕрЕ  развитія
 иоиятіс  добра,  блага.  Это  абсолютное  понятіе  и  придало  этико-  гіонятій  вообще,  такъ  какъ  эти  попятія  связаны  со  всЕми
 телеологическій  характер!,  всему  міросозерцаыію  Сократа.  Но  прочими;  а  по  содержанію  или  составу,—въ  чемъ  именно  со-
 положительная  паука  пе  принимаете  и  не  можетъ  принять  стоитъ  добро  вообще  и  нравственное  добро  въ  особенности,
 никакого  телеологического  міросозерцанія;  въ  особенности  не  по  мЕрЕ  развитія  въ  человЕкЕ  сознанія  его  собственной  сущности,
 можетъ  она  прииять  этико-телеологическаго  міросозерцанія,  человЕчности,  ибо все  согласное  съ  этой  сущностью  признается

 потому  что  добро,  благо  она  не  можетъ  признать  верховнымъ  людьми  нравственнымъ  добромъ;  иаконецъ,—вообще  и  фор-
 абсолютнымъ  понятіемъ.  Съ  точки  зрѣнія  положительной  пауки,  мально,  и  матеріально,  по  мЕрЕ  развитія  того,  что  называется
 добро,  благо  есть  такое  же  понягіе,  какъ  и  другія  понятія,'  образованностью,  по  мЕрЕ  развитая  всЕхъ  силъ  человЕка,  и
 т.-е.  оно  стоите  на  ряду  съ  ними,  а  вовсе  не  возвышается  тЕлесныхъ,  и  душевпыхъ,  СлЕдовательно  по  мЕрЕ  развитая
 надъ  ними  и  есть  такъ  же,  какъ  и  всѣ  другія  попятія,  ne  именно  того,  что  составляете  сущность  человЕка,  человЕчность.

 болѣе,  какъ  результате  ипдукціи,  наведенія  огъ  единичныхъ  Положительная  наука  признаете  относительно  физики  ту
 фактовъ,  и  поэтому  добро  вовсе  не  есть  абсолютное  понятіе,  важную  формальную  заслугу  за  Сократомъ,  что  Сократъ  со-
 лежащее  прямо  въ  умѣ,  въ  мышленіи,  какъ  сущее,  истина!  здалъ  новую  почву  для  новой  физики,  какъ  ученія  о  мірЕ
 Въ  самомъ  д л ,  добро  вообще  есть  все  то,  что  люди  въ  вообще,  а  именно:  1)  Посредствомъ  своей  методы,  индукціи,
 ѣ
 ѣ
 дѣйствительности  признаютъ  хорошимъ  вообще,  безразлично въ   которая  дЕлаетъ  заключенія  отъ  единичныхъ  фактовъ  ко  все-
 нравственномъ  отношеніи;  что  люди  одобряютъ,  о  чемъ  отзы-  общимъ,  иримиряя  кажущіяся  противоположности  между  единич-
 ваются  хорошо,  по  добру,  потому  что это  удовлетворяете  ихъ  ными  фактами,  какъ  оиЕ  примирены  въ  самой  ДЕЙСТВИТЕЛЬ-
 или  прямо,  само  по  себЕ,  какъ  прекрасное,  или  непрямо,  какъ  НОСТИ,  въ  едикствЕ  обіцаго  всЕмъ  единичнымъ  фактамъ  закона.
 цЕлесоообразное,  т.-е.  какъ  доброе,  хорошее,  годное  къ  дости-  Въ  самомъ  дЕлѣ,  индукція  и  до  сихъ  порт,  есть  одна  изъ

 жение  какой-либо  желанной  цЕли,  т.-е.  доброе,  хорошее  по  научныхъ  методъ,  нераздЕльныхъ  въ  сущности  съ  другою
 своимъ  послЕдствіямъ.  научною  методою,  съ  дедукціею.   2)   Посредствомъ       разнообраз-
 Добро  о/се  нравственное  въ  особенности  есть  все  то, что   ныхъ  пріемовъ,  служившихъ  Сократу  пособіемъ  его  методы—
 люди  въ  ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ  признаютъ  хорошимъ  въ  нравствен-  анализа,  синтеза,  аналогіи,  ироніи  и  мэевтики  —  ибо эти
               пріемы    употребляются        съ  усиЕхомъ      и  до   сихъ   поръ,    по  также
   103   104   105   106   107   108   109   110   111   112   113