Page 113 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 113
добромъ, состоите истинное благо, счастіе человѣка; въ такомъ
внутреннем!» настроеніи его свободной воли состоять истинная сущности со всѣми прочими людьми, не можетъ не любить
ѣ
добродѣтель; въ такомъ хотѣ ніи и дѣятельиости состоите его всякаго челов ка, не можетъ не сочувствовать людямъ, не
нравственный долгъ, обязанность. Наконецъ, 4) Сократъ воз- можетъ не быть къ нимъ сострадательнымъ, милосердным!»,
высился до морали, какъ субъективной личной нравственности, доброжелателытымъ, вообще чедовѣчнымъ, гуманпымъ; словом!»—
руководящейся сознаніемъ добра или сов стыо лица, въ огличіе люди, имѣя одну и ту же сущность, натуру, состоят!» между
ѣ
отъ объективной общественной нравственности, выражающейся собою во внутреннем!» общеиіи, выражающемся внѣшнимъ обще-
въ правахъ и обычаяхъ, закоиахъ и учрежденіяхъ государ- піемъ, какимъ и являются всѣ вообще постоянные и само-
ства, a слѣ дователыю содержащей въ своемъ составѣ и то, вольные людскіе общественные союзы.
что называется собственно правомъ. Бее ученіе и вся д ятель- Относительно Сократовой политики съ дикеологіей положи-
ѣ
ѣ
ность, вся жизнь Сократа есть въ сущности не что иное, тельная наука признаете за Сократомъ сл дующія важныя
какъ трагическое столкновеніе двухт, нравственныхъ силъ— заслуги: 1) оиъ требовалъ сознательна™, а не сл пого, свобод-
ѣ
морали и права. Напротивъ, положительная наука признаете на™, а не рабскаго подчиненія нравамъ и обычаямъ, зако-
мораль и право различными, но, въ сущности, не противополож- нам!, и учрежденіямъ своего государства; но положительная
ными, ибо фактически они соединяются въ нравственности паука находить, что Сократъ поставилъ это требованіе слиш-
вообще, въ нравственной жизни. В ъ самомъ д л , области комъ неопредѣленно въ томъ отношеиіи, что подъ таким!»
ѣ
ѣ
ихъ не разъединены, а соединены, ибо область права тѣмъ сознательным!, и свободнымъ подчинеиіемъ можно разумѣть
болѣе съуживается, чѣмъ болѣе расширяется область морали — не только подчшгеніе отчетливое, добросовѣстное и доброволь-
и наоборотъ. ное, по и такое подчииеніе, которое предоставляется благо-
Вотъ чтЬ можетъ сказать положительная наука о Сокра- усмотрѣнію гражданина, ибо Сократъ поставилъ личную нрав-
товой этикѣ въ собствеппомъ тѣсномъ смыслѣ. Разсмотримъ ственность выше общественной политической нравственности,
теперь съ положительной же точки зрѣнія Сократову экономику между ѵгѣмъ какъ положительная наука признаете, что и та,
и политику съ дикеологіей. и другая суть не болѣе какъ виды одного и того же обіцаго
нравственности
вообще.
2)
Ближайшую основу Сократовой экономики, дружбу или имъ родового понятія значеніе государства, но Сократъ пер-
важное
вый
призналъ
полагал!»
онъ
любовь, признаете и положительная наука, но только не въ это зиачеиіе въ томъ, что въ осуществляется
государствѣ
той формѣ, въ какую облекъ эту основу Сократъ, ибо онъ добро, благо, какъ правда и справедливость. Положительная
призналъ дружбу и любовь за внутреннее общеніе душъ, а паука также признаете важное значеніе государства, но по
между тѣмъ выражалъ ихъ только во виѣшнемъ согдасіи между въ томъ отношепіи, чтобы въ немъ осуществлялось добро,
членами семейства и притомъ для ихъ же собственной пользы. правда и справедливость, ибо слово: осуществлены, предпола-
Напротивъ, положительная наука признаете, что взаимная гаете, что добро, правда и справедливость есть само по
себѣ
дружба и любовь членовъ одного и того же семейства есть и для себя сущее, абсолютное, для котораго, какъ для внеш-
самое т сное внутреннее общеніе между ними, основываю- ней цѣли, существуете государство, служа средствомъ къ ея
ѣ
щееся на сущности, иатурѣ человѣка и выражающееся въ томъ достиженію. Положительная наука отвергает!» такой взглядъ
т сномъ внѣ шнемъ общеніи между людьми, которое и есть на государство, потому что она отвергаете вообще этико-телеоло- '
ѣ
семейный союзъ. Мало того, положительная наука признаете, гическое міросозерцаніе Сократа. Она признаете, напротив!»,
что дружба и любовь есть и внутреннее общеніе между всѣми что и государство, и прочіе постоянные людскіе обще-
всѣ
людьми, основывающееся па созианіи ихъ сущности, чело- ственные союзы самоцѣльны, и что правда и справедливость
зѣ чности, ибо человѣкъ, если онъ сознаетъ тождество своей не осуществляется, а проявляется, выражается въ государств ,
ѣ