Page 113 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 113

добромъ,    состоите     истинное     благо,    счастіе   человѣка;     въ  такомъ
                        внутреннем!»      настроеніи      его  свободной     воли   состоять      истинная                       сущности       со   всѣми     прочими      людьми,     не   можетъ     не   любить
                                                                                                                                                    ѣ
                        добродѣтель;      въ   такомъ     хотѣ ніи    и  дѣятельиости       состоите    его                      всякаго     челов ка,      не    можетъ      не   сочувствовать       людямъ,     не
                        нравственный       долгъ,     обязанность.      Наконецъ,      4)  Сократъ     воз-                      можетъ      не   быть     къ   нимъ     сострадательнымъ,         милосердным!»,
                        высился    до   морали,     какъ   субъективной      личной     нравственности,                          доброжелателытымъ,         вообще     чедовѣчнымъ,      гуманпымъ;      словом!»—
                        руководящейся        сознаніемъ     добра    или  сов стыо     лица,   въ   огличіе                      люди,     имѣя    одну    и  ту  же   сущность,      натуру,    состоят!»    между
                                                                              ѣ
                        отъ   объективной      общественной        нравственности,       выражающейся                            собою   во  внутреннем!»     общеиіи,     выражающемся         внѣшнимъ       обще-
                       въ   правахъ      и   обычаяхъ,       закоиахъ     и   учрежденіяхъ        государ-                       піемъ,     какимъ     и    являются      всѣ   вообще     постоянные       и  само-
                       ства,    a   слѣ дователыю        содержащей        въ   своемъ    составѣ     и то,                      вольные     людскіе     общественные        союзы.

                       что   называется      собственно      правомъ.     Бее    ученіе   и вся   д ятель-                            Относительно        Сократовой      политики     съ дикеологіей       положи-
                                                                                                    ѣ
                                                                                                                                                                                               ѣ
                       ность,     вся   жизнь      Сократа      есть    въ   сущности      не  что    иное,                      тельная      наука     признаете      за    Сократомъ       сл дующія       важныя
                       какъ    трагическое        столкновеніе      двухт,    нравственныхъ        силъ—                         заслуги:    1)   оиъ    требовалъ     сознательна™,       а  не  сл пого,    свобод-
                                                                                                                                                                                                    ѣ
                       морали     и  права.    Напротивъ,       положительная         наука    признаете                         на™,     а  не  рабскаго     подчиненія        нравамъ      и   обычаямъ,      зако-
                       мораль    и право    различными,      но,   въ  сущности,     не  противополож-                           нам!,   и   учрежденіямъ        своего     государства;      но    положительная

                       ными,     ибо    фактически        они    соединяются       въ    нравственности                          паука    находить,      что   Сократъ     поставилъ      это  требованіе      слиш-
                       вообще,      въ  нравственной        жизни.     В ъ   самомъ      д л ,    области                        комъ     неопредѣленно         въ    томъ    отношеиіи,        что   подъ   таким!»
                                                                                             ѣ
                                                                                          ѣ
                       ихъ    не   разъединены,       а  соединены,        ибо  область      права    тѣмъ                       сознательным!,        и   свободнымъ        подчинеиіемъ        можно     разумѣть
                       болѣе   съуживается,       чѣмъ    болѣе    расширяется      область    морали —                          не   только    подчшгеніе      отчетливое,     добросовѣстное        и  доброволь-
                       и  наоборотъ.                                                                                             ное,   по   и  такое    подчииеніе,      которое      предоставляется         благо-

                            Вотъ    чтЬ   можетъ     сказать     положительная        наука    о   Сокра-                        усмотрѣнію       гражданина,       ибо  Сократъ      поставилъ     личную      нрав-
                      товой    этикѣ     въ    собствеппомъ        тѣсномъ     смыслѣ.     Разсмотримъ                           ственность      выше    общественной         политической        нравственности,

                      теперь    съ   положительной       же   точки   зрѣнія   Сократову      экономику                          между     ѵгѣмъ    какъ    положительная        наука    признаете,      что и   та,
                      и   политику     съ   дикеологіей.                                                                         и   другая    суть   не   болѣе    какъ   виды    одного    и   того   же    обіцаго
                                                                                                                                                                нравственности
                                                                                                                                                                                     вообще.
                                                                                                                                                                                                 2)
                            Ближайшую         основу     Сократовой        экономики,       дружбу    или                        имъ    родового     понятія    значеніе      государства,      но   Сократъ     пер-
                                                                                                                                                     важное
                                                                                                                                 вый
                                                                                                                                        призналъ
                                                                                                                                                                                                           полагал!»
                                                                                                                                                                                                     онъ
                      любовь,     признаете      и   положительная        наука,    но   только    не въ                         это    зиачеиіе     въ    томъ,     что въ                      осуществляется
                                                                                                                                                                                государствѣ
                      той   формѣ,      въ   какую      облекъ     эту  основу     Сократъ,     ибо    онъ                       добро,    благо,     какъ    правда     и  справедливость.        Положительная
                      призналъ      дружбу      и   любовь     за  внутреннее       общеніе     душъ,    а                       паука     также      признаете      важное     значеніе     государства,      но по
                      между    тѣмъ    выражалъ       ихъ  только    во виѣшнемъ       согдасіи    между                         въ    томъ    отношепіи,       чтобы     въ    немъ    осуществлялось        добро,
                      членами     семейства     и  притомъ      для   ихъ   же  собственной      пользы.                         правда     и  справедливость,       ибо   слово:    осуществлены,        предпола-
                     Напротивъ,       положительная          наука     признаете,       что    взаимная                          гаете,    что   добро,    правда    и  справедливость       есть   само    по
                                                                                                                                                                                                                 себѣ
                     дружба     и   любовь     членовъ      одного     и   того   же   семейства     есть                        и   для   себя   сущее,    абсолютное,       для   котораго,     какъ   для   внеш-
                     самое     т сное     внутреннее       общеніе     между      ними,     основываю-                            ней   цѣли,    существуете       государство,      служа     средствомъ      къ ея
                                ѣ
                     щееся    на   сущности,     иатурѣ     человѣка     и  выражающееся        въ томъ                           достиженію.       Положительная         наука     отвергает!»     такой    взглядъ
                     т сномъ      внѣ шнемъ       общеніи      между      людьми,     которое     и  есть                        на   государство,    потому    что  она  отвергаете     вообще    этико-телеоло-      '
                      ѣ
                     семейный      союзъ.    Мало     того,   положительная        наука    признаете,                            гическое    міросозерцаніе        Сократа.     Она    признаете,      напротив!»,
                     что   дружба     и  любовь     есть   и  внутреннее      общеніе    между     всѣми                          что   и    государство,      и        прочіе    постоянные       людскіе     обще-
                                                                                                                                                                  всѣ
                     людьми,      основывающееся          па    созианіи     ихъ    сущности,      чело-                          ственные     союзы     самоцѣльны,        и  что   правда     и  справедливость
                     зѣ чности,     ибо    человѣкъ,     если    онъ   сознаетъ     тождество      своей                          не  осуществляется,        а  проявляется,      выражается      въ   государств ,
                                                                                                                                                                                                                    ѣ
   108   109   110   111   112   113   114   115   116   117   118