Page 118 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 118

мысли  И что потому  сознательная  мысль  становится  предметом!  явлеиій,  поскольку  сущее  проявляется  иашимъ  внѣшиимъ  чув-
 философствовашя.  В ъ  самомъ  дѣ л ,  философы  уже  не  спраши-  ствам!;  слѣдовательно  это  знаніе  явленій  для  субъекта,  знаніе
 ѣ
 о
 ваютъ:  что  есть  сущее,  природа?  и - ч т о  есть  истина?  Сущее  субъективное  въ  пред лахъ  пространства  и  времени;  а  что  сл.
 опред ляется  уже  не  какъ  само  по  себѣ  сущее,  а  какъ  сущее  въ   другой  стороны  наше  ѣ  знаніе  чистыхъ  мыслей,  идей  (сверхчув-
 ѣ
 познаши.  Поэтому  мы  видимъ,  что  уже  появляется  вопросъ  объ  ственна™,  духовнаго)  есть  также  только  субъективное;  слѣ до-
 отноіпенш  самосознающаго  мышленія  къ  сущему,  и  что  этот,  вательно  Кантъ  полагалъ,  что  между  объективным!  и  субъек-
 вопросъ  ставится  самымъ  важнымъ  (въ  философіи).  Одиа-  тивным!  или  между  бытіемъ  и  небытіемъ,  какъ  между  герме-
 коже  верховный  нринципъ  Сократа  метафизики  находить  не-  тически,  такъ  сказать,  замкнутыми  областями,  н тъ  никакого
                                                                                ѣ
 удовлетворительным!  въ  томъ  отношеніи,  что  онъ  односторо-  сообіцеііія,  перехода,  такъ  что  вовсе  нельзя  перейти  отъ  субъек-
 нонъ.  По  Сократу,  истина  есть  субъективное  сознаніе  сущаго  тивной  мысли  къ  объективно  сущему,  къ бытію;  равиымъ  обра-

 субъективная  мысль,  субъективное  понятіе.  Все  сущее  есть'  зомъ  нельзя  иерейти  и  отъ  объективна™  къ  субъективному.
 только  сущее  въ  субъективной  мысли,  есть  только  мысль  Фихте  же  старшій  прямо  отрицалъ  сущее  само  по  ссб ,  объек-
                                                                                      ѣ
 суоъскта,  есть  сущее  только  въ  сознаиіи  человѣка,  какъ  мы  •  тивное  бытіе  и признавалъ  все  бытіе  только  продуктом!  мыпгленія,
 слящаго  существа,  есть  субъективное  сущее,  какъ  всеобщее  какъ  д ятелыюсти  ума  субъекта.  Субъектъ  доходитъ  до  еамосозна-
                     ѣ
 въ  субъективном!  сознал .in,  или  какъ  всеобщее  попятіе.  Истина  тѣмъ,  что  противополагает!  самому  себ ,  своему  л,  субъекту,
                                                                     ѣ
 всего  сущаго,  объективная  определяется,  обусловливается  мыш-  ІІІЯ  другое,  не  я,  какъ  объектъ.  Этимъ  Фихге  избѣгаетъ  необ-
             нѣчто
 лешемъ  понятіями  субъекта,  его  сознаніемъ,  такъ  что  субъ-  ходимости  найти  переход!  отъ  субъективна™  къ  объективному.
 ектъ  р шаетъ,  чтб  есть  сущее  и чтб  нѣ тъ;  словомъ,  какъ  выра-  Напротив!,  Шеллингъ  призналъ  тождество  субъективна™
 ѣ
 зился  1 егель:  „Сократъ  продуцировал!  только  субъектъ-  ирии  •  и  объективна™  въ абсолютѣ,  какъ  индифферентном!  (безразлич-

 цинъ  его  есть  только  субъективное  сознаиіе,  субъективное  мыш-  ном!)  самосущемъ,  въ  котором!  отождествляются  матерія  и  духъ.
 леше.  Что  касается  независимаго  отъ  субъективная  сознанія  Но  абсолютъ  не остается  въ  такомъ  безразличіи,—онъ  дифферен-
 мыіпленія,  предметнаго  (объективная)  сущаго,  или  сущаго  са-  цируется,  а именно  изъ  него  истекают!  міръ  матеріальный  и  міръ
 мого  по  себ ,  то  Сократъ  оставилъ  его  въ  стороиѣ  не  ища  духовный,  какъ  его эманаціи (истечснія).  Но  Шеллингъ  былъ  только
 ѣ
 перехода  отъ  сознанія,  мьтшленія  субъекта  (отъ  субъективная)  основателем!  системы  тождества;  развитслемъ  же  ея былъ  Гегель.
 ІІЬ  вещи  (къ  самосущему,  къ  объективному)«.  Правда,  что  съ  Гегель  призналъ,  что  сущее,  имманентное  міру,  есть  абсо-
 одной  стороны  сущее,  какъ  сознанное  мною,  какъ  истина  есть  лют!,  въ  которомъ  соединяются  матерія  и  духъ.  Но  абсолютъ
 продукта  моего  субъективная  мышленія;  одиакоже,  съ  другой  не  остается  только  суіцимъ  самимъ  но  себ ,  заключенным!  въ
                                                                       ѣ
 стороны,  сущее  есть  вмѣ стѣ  съ  тѣмъ  и  само  по  себѣ  сущее  себ ,  а  становится,  открывается,  раскрывается  въ  такимъ,
                                                                                  мірѣ
                 ѣ
 сущее  объективное.  Но  только  въ  единств*  субъективная  и  какимъ  онъ  есть  самъ  для  себя,  а  именно  раскрывается  во
 объективная  и состоит!  ихъ  истина,  по  ученію  Шеллинга,  назы-  виѣшией  природѣ.  Но  внѣ шняя  природа  не  сознаетъ  того,  что
 ваемому  философіею  тождества,  и  въ  особенности  Гегеля  въ  въ  ней  раскрывается  абсолютъ,  ибо  внѣпіняя  природа  не имѣетъ
 отличіс  отъ  ученія  Канта  и  отъ  ученія  Фихте  старшаго  '  самосозианія.  Абсолютъ  восходитъ  до самосозианія,  слѣдовательио

 -  1  что  Кантъ  признавалъ  сущее  само  по  себѣ  или  становится  духомъ,  только  въ  самомъ  высшемъ  существѣ  при-
 объективное,  которое  онъ  называлъ  „вещью  самою  по  себ "  роды,  въ  челов к ;  только  человѣческій  духъ  сознаетъ  себя.
 ѣ
                                     ѣ
                                  ѣ
 .  J J i n g  a n  s i c h );  н о  онъ  отрицалъ  возможность  его  нозна-  Слѣдовательно  человѣческій  духъ  есть  не  что  иное,  какъ  рас-
 вашя  для  нашего  я,  для  субъекта,  утверждая  съ  одной  сто-  крытый  или откровенный  абсолютъ;  поэтому  въ  самомъ  чело-
 роны,  что  наше  знаніе  объективна™  сущаго  (чувственнаго  мате-  вѣческомъ  дух ,  въ  его  сознаніи,  въ  его  мышленіи,  въ  д я-
                                                                                               ѣ
 ріальнаго)  есть  знаніе  не  сущаго  самого  но  себ ,  а только  его  тельности  его  ѣ ума,  словомъ—въ  немъ,  какъ  въ  существѣ  сознаю-
 ѣ
   113   114   115   116   117   118   119   120   121   122   123