Page 115 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 115

т.-е.   что   люди    признаютъ      для   себя    праведнымъ       и   справедли-                       независимо      отъ ея     содержапія,      между     тѣмъ   какъ   еще    и  теперь
                      вым^      то    они    постановляют         для    себя   какъ    положительное                          многіе   нридаютъ      ей  особенную      важность.    Однакоже       положитель-

                      право    въ   государств'!;.    ІІритомъ     правда    и   справедливость       про-                     ная   паука   признаетъ,     что   и  здѣсь   форма     и   содержапіе      должны
                      является     не   въ  одномъ     только    государств ,      но   во  вс хъ    про-                      взаимно    себѣ    соответствовать,     такъ   что  въ  какой   м рѣ    разовьется
                                                                              ѣ
                                                                                               ѣ
                                                                                                                                                                                                 ѣ
                      чихъ    постоя и н  ыхъ    и   самоц льныхъ         общественныхъ         союзахъ                        содержаніе      государства,     т.-е. его    личный     и   вещественный       эле-
                                                             ѣ
                      начиная      отъ    семейнаго       и   восходя     къ   международному,        все                      менты,     общество     и   территорія,     въ   той же      мѣрѣ    должна    раз-
                               и  б о л ѣ  е  охватывающему     въ действительности        всѣ   народы                        виться    и   форма     государственна™         устройства.      Это   и   бываете
                     соединяющему          ихъ     въ   одно     ц лое,     въ   родъ     человѣческій.                        на   самомъ     дѣлѣ    въ  т хъ    государствахъ,        гдѣ   во-время     произ-
                                                                  ѣ
                                                                                                                                                             ѣ
                     d)   Весьма    плодотворною       признаетъ      положительная       наука    мысль                       водимым     мирігамъ      путемъ    преобразованія,       реформы      предупреж-
                  .  Сократа      о  необходимости        единства     для   государства,      къ   кото-                      даю™      насильственные       перевороты,       революціи,      ибо   перевороты
                     рому    (единству)     особенно     въ   наше    время    стремятся      всѣ   госу-                      обыкновенно        бываютъ       тогда,   когда    содержаніе       переполняете
                     дарства,    и   въ  слабомъ     развитіи     котораго     справедливо        видятъ                       форму,     а  между    тѣмъ    не вмѣщагощія        его   формы     насильственно
                     слаоость     самого    государства       и   даже     опасность     для    его    сѵ -                    удерживаются,        не  будучи     замѣняемы       новыми     формами,      сораз-

                     щоствованія.      Но    Сократъ     выразилъ      эту   мысль    слишкомъ      узко                       мѣриыми      развившемуся        содержані     го.
                     полагая    единство      государства      въ   согласномъ      повиновепіи     гра-                            Вогь    что   можетъ      и  должна     сказать    положительная         наука
                     жданъ     однимъ      И    тѣмъ    же   законамъ      въ   греческомъ      смыслѣ                         о  Сократовой       философіи     вообще.    Разсмотримъ       теперь   эту   фило-
                    Единство       государства       еще     не   пострадаете      отъ   того    только'                       софии    съ   метафизической       точки   зр нія,   обращая     вииманіе     также
                                                                                                                                                                            ѣ
                    что    разныя      части     государства       будутъ     управляться       особен-                        на  верховный     принципъ     Сократовой      философіи     вообще    и  на  суще-
                    ными      законами      и    будутъ     имѣть     свое    м стное     право     свои                       ственное     въ  отдѣльпыхъ       ея   частяхъ:    въ   діалектикѣ ,     физикѣ    и
                                                                                ѣ
                    учрежденш,       словомъ     -   автономію      и  самоуправлеиіе,        лишь   бы                        этикѣ    въ  обширномъ       смыслѣ.

                    только    слѣдствіемъ      автономіи     и  самоуправления       не было     отчуж-                             Верховный       принципъ      Сократовой       философім      вообще     мета-
                    деше     этихъ     частей     другъ     отъ    друга    и    отъ    цѣлаго     госу-                       физики    находясь      высшимъ      въ   сравиеніи     съ   вэрховнымь       ирин-
                    дарства      (партикуляризм^.          4)    Еще     плодотворнѣе         находите                        ципомъ       софистовъ,     но   все   еще    иеудовлетворительнымъ.          Выс-
                    положительная        наука    другую     мысль    Сократа,     что   правителями                          шимъ     паходятъ      его   въ  томъ    смыслѣ,     что   онъ болѣе     умозрите-
                    къ  государствѣ       должны      быть   люди    знающіе,      умѣ ющіе     управ-                        ленъ.    Сократъ    ноставилъ     верховнымъ       принципомъ       умъ   челов ка,
                                                                                                                                                                                                               ѣ
                   лять    государствомъ,       и    что   эти   правители      должны      имѣть    въ                       какъ     разумнаго      существа      вообще,    именно     дѣ ятельность      этого
                   коду    общее    благо,    общіе    интересы,      а  не  свои    личные.     Но   въ                      ума,    мышленіе,      такъ   что   этотъ   умъ, или      его   мысль,    есть  м -
                                                                                                                                                                                                                 ѣ
                   чемъ     же    именно      состоитъ     это   искусство     управлять      государ-                        рило    всего    сущаго     и   всякой     истины,    есть    самое    сущее,   или
                   ствомъ    въ   виду    общаго     блага,   общихъ      интересовъ?      На    этотъ                        истина     всеобщая     для   всякаго    разумнаго     существа,    или   всеобщее
                   вопросъ      Сократъ      не    отвечаете     опредФлительио.         Напротивъ                            понятіе;    а   уже    не   умъ    челов ка      какъ    индивида,      какъ   чув-
                                                                                                                                                                        ѣ
                   положительная         паука     все    болѣе    и  болѣе    вырабатываете       это                        ствующего       существа,     не   его  индивидуальное         мнѣ ніе,  представ-
                   искусство,     возводя    его въ   науку,    называемую      тѣмъ   же именемъ                             леніе   есть    мѣрило    всего   сущаго     и   истины,     и  самое    сущее,    и
                   какимъ     называлось      это  искусство    въ  Греціи—политикою.           Нако-                         истина,    какъ    это   утверждали      софисты.    В ъ этомъ               Гегель
                                                                                                                                                                                                 смыслѣ
                  пецъ,     о)   въ   Сократовыхъ        отд лышхъ         зам чаніяхъ      о   формѣ                         говорить     о  Сократѣ ,    что   онъ    представляете      собою    поворотную
                                                              ѣ
                                                                               ѣ
                  государственнаго         правленія,      или    государственна™         устройства                          точку    философскаго       мышленія,      ибо   принципомъ        онъ   ноставилъ
                  положительная         наука     находите       много    м ткаго,     особенно     въ                        познаніе     и  всеобщее.     Начиная      съ  него,  мы  видимъ,    что  въ фило-
                                                                            ѣ
                  томъ    отношеніи,      что   Сократъ     не    придаете     вообще     особенной                           софіи    появляется      знаніе,    а  не   представленіе,       и  что   слѣ дова-
                  важности      той   или другой      формѣ,      самой    по   себѣ   взятой    т - е                        тельно    весь   міръ   возводится      на   степень    царства      сознательной
   110   111   112   113   114   115   116   117   118   119   120