Page 115 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 115
т.-е. что люди признаютъ для себя праведнымъ и справедли- независимо отъ ея содержапія, между тѣмъ какъ еще и теперь
вым^ то они постановляют для себя какъ положительное многіе нридаютъ ей особенную важность. Однакоже положитель-
право въ государств'!;. ІІритомъ правда и справедливость про- ная паука признаетъ, что и здѣсь форма и содержапіе должны
является не въ одномъ только государств , но во вс хъ про- взаимно себѣ соответствовать, такъ что въ какой м рѣ разовьется
ѣ
ѣ
ѣ
чихъ постоя и н ыхъ и самоц льныхъ общественныхъ союзахъ содержаніе государства, т.-е. его личный и вещественный эле-
ѣ
начиная отъ семейнаго и восходя къ международному, все менты, общество и территорія, въ той же мѣрѣ должна раз-
и б о л ѣ е охватывающему въ действительности всѣ народы виться и форма государственна™ устройства. Это и бываете
соединяющему ихъ въ одно ц лое, въ родъ человѣческій. на самомъ дѣлѣ въ т хъ государствахъ, гдѣ во-время произ-
ѣ
ѣ
d) Весьма плодотворною признаетъ положительная наука мысль водимым мирігамъ путемъ преобразованія, реформы предупреж-
. Сократа о необходимости единства для государства, къ кото- даю™ насильственные перевороты, революціи, ибо перевороты
рому (единству) особенно въ наше время стремятся всѣ госу- обыкновенно бываютъ тогда, когда содержаніе переполняете
дарства, и въ слабомъ развитіи котораго справедливо видятъ форму, а между тѣмъ не вмѣщагощія его формы насильственно
слаоость самого государства и даже опасность для его сѵ - удерживаются, не будучи замѣняемы новыми формами, сораз-
щоствованія. Но Сократъ выразилъ эту мысль слишкомъ узко мѣриыми развившемуся содержані го.
полагая единство государства въ согласномъ повиновепіи гра- Вогь что можетъ и должна сказать положительная наука
жданъ однимъ И тѣмъ же законамъ въ греческомъ смыслѣ о Сократовой философіи вообще. Разсмотримъ теперь эту фило-
Единство государства еще не пострадаете отъ того только' софии съ метафизической точки зр нія, обращая вииманіе также
ѣ
что разныя части государства будутъ управляться особен- на верховный принципъ Сократовой философіи вообще и на суще-
ными законами и будутъ имѣть свое м стное право свои ственное въ отдѣльпыхъ ея частяхъ: въ діалектикѣ , физикѣ и
ѣ
учрежденш, словомъ - автономію и самоуправлеиіе, лишь бы этикѣ въ обширномъ смыслѣ.
только слѣдствіемъ автономіи и самоуправления не было отчуж- Верховный принципъ Сократовой философім вообще мета-
деше этихъ частей другъ отъ друга и отъ цѣлаго госу- физики находясь высшимъ въ сравиеніи съ вэрховнымь ирин-
дарства (партикуляризм^. 4) Еще плодотворнѣе находите ципомъ софистовъ, но все еще иеудовлетворительнымъ. Выс-
положительная наука другую мысль Сократа, что правителями шимъ паходятъ его въ томъ смыслѣ, что онъ болѣе умозрите-
къ государствѣ должны быть люди знающіе, умѣ ющіе управ- ленъ. Сократъ ноставилъ верховнымъ принципомъ умъ челов ка,
ѣ
лять государствомъ, и что эти правители должны имѣть въ какъ разумнаго существа вообще, именно дѣ ятельность этого
коду общее благо, общіе интересы, а не свои личные. Но въ ума, мышленіе, такъ что этотъ умъ, или его мысль, есть м -
ѣ
чемъ же именно состоитъ это искусство управлять государ- рило всего сущаго и всякой истины, есть самое сущее, или
ствомъ въ виду общаго блага, общихъ интересовъ? На этотъ истина всеобщая для всякаго разумнаго существа, или всеобщее
вопросъ Сократъ не отвечаете опредФлительио. Напротивъ понятіе; а уже не умъ челов ка какъ индивида, какъ чув-
ѣ
положительная паука все болѣе и болѣе вырабатываете это ствующего существа, не его индивидуальное мнѣ ніе, представ-
искусство, возводя его въ науку, называемую тѣмъ же именемъ леніе есть мѣрило всего сущаго и истины, и самое сущее, и
какимъ называлось это искусство въ Греціи—политикою. Нако- истина, какъ это утверждали софисты. В ъ этомъ Гегель
смыслѣ
пецъ, о) въ Сократовыхъ отд лышхъ зам чаніяхъ о формѣ говорить о Сократѣ , что онъ представляете собою поворотную
ѣ
ѣ
государственнаго правленія, или государственна™ устройства точку философскаго мышленія, ибо принципомъ онъ ноставилъ
положительная наука находите много м ткаго, особенно въ познаніе и всеобщее. Начиная съ него, мы видимъ, что въ фило-
ѣ
томъ отношеніи, что Сократъ не придаете вообще особенной софіи появляется знаніе, а не представленіе, и что слѣ дова-
важности той или другой формѣ, самой по себѣ взятой т - е тельно весь міръ возводится на степень царства сознательной