Page 120 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 120

щемъ  и мыслящемъ,  открывается,  раскрывается  абсолютъ,  суіцее,  только  субъективное  значепіе,  а  вовсе  не объективное,  то-есть,
 какъ  самосозпающее,  какъ  абсолютный  духъ,  или,  дру-  что  субъекта  сознаетъ  абсолюте,  какъ  сущее,  только  въ своемъ
 гими  словами,  человѣческій  духъ  въ  своемъ  мышленіи,  въ  созианіи,  а  не  какъ  сущее  само  по  себ ,  въ  дЕйствительности,—
                                                               ѣ
 своемъ  сознаніи,  находить  сущее,  бытіе.  Вотъ  мышленіе  че-  и  тогда  мы  возвратимся  опять  въ  прелиною  колею,  къ  Канту,
 ловЕческаго  духа  и  называете  Гегель  субъективиымъ,  ибо  че-  который  утверждалъ,  что  все  наше  знаніе  объективна™  есть
 ловѣческій  духъ  есть  познагощій,  мыслящій  субъекта,  а  по-  только  субъективное  зпаніе,  и  что  вообще  мы  ничего  не  по-
 знаваемое  его  мышлеиіемъ,  его умомъ  или умозрЕніемъ  сущее,  знаемъ  объективна™,  какъ  оно  есть  само  по себЕ  сущее,  а  только
 абсолютъ  называете  объективнымъ,  потому  что  оно  есть  пред-  нознаемъ  еш  субъективный  въ  насъ  проявлеиія.  Если  же  мы
 мете,  объекта  сознанія  со  стороны  мыслящаго  духа  человЕче-  скажемъ,  что  человЕческій  "умъ  знаетъ  абсолютъ  объективно,

 скаго  или  субъекта.  Такимъ  образомъ  челов ческій  духъ,  какъ  то  это  значите,  что  онъ  сознаетъ  сущее,  какъ  внЕ  его  суще-
 ѣ
 самосозиающій  субъекте,  внутри  самого  себя,  въ своемъ  духЕ,  ствующее,  какъ  независимое  отъ его  сознанія;  тогда  спраши-
 въ  своемъ  сознаніи,  въ  своемъ  мышленіи  находите  присущимъ  вается:  какъ  же  онъ  приходите  къ этому  знанію  существующая
 о
 себЕ  сущее,  абсолютъ,  какъ бъекть,—и  потому  сознаетъ  его.  внЕ  его?  Тутъ  уже  нуженъ  переходъ  отъ  субъекта  къ  объекту,
 СлЕдовательно  въ  человЕческомъ  духЕ  соединено  мышлсиіе  и  именно  то, чего  хотѣ ли  избЕжать  Шеллингъ  и  Гегель  посред-
 бытіе  субъективное  и  объективное,  или  въ  немъ  они  состоять  ствомъ  своей  философіи  тождества  (Identitätsphilosopliie).
 въ  едииствЕ  и тождествЕ.  Другими  словами,  въ  абсолютЕ  есть  и  Положительная  наука  не  зна тъ  такого  перехода  въ  томъ
                                                        ѳ
 само  по  себЕ  сущее,  и  сущее  для  себя,  то-есть  сознающее  себя.  смыслЕ,  что  абсолютъ  для  нея  не  есть  предмета  знанія,  науки,
 Вотъ  почему  выходите,  по  Гегелю,  что  вовсе  нЕтъ  нужды  искать  и  потому  она  отвергаете  абсолютный  идеализмъ  Гегеля,  который
 перехода,  какъ  бы  изъ  двухъ  совершенно  отдЕлышхъ  замкиу-  предполагаете,  что  абсолютъ  познаваемъ  человЕческимъ  умомъ,

 тыхъ  въ  себЕ  областей,—отъ  мышленія  къ  бытію,  отъ  мысли  чистымъ  умозрителышмъ  мышленіемъ,  какъ  откровенный  въ  немъ;
 къ  сущему,  отъ  субъективна™  къ  объективному—и  наоборотъ,  напротивъ,  положительная  наука  признаетъ,  что ъ тому  объек-
                                                                              к
 ибо  сущее,  бытіе,  объективное,  абсолютъ  присущи  чистому  умо  -  тивному  сущему,  которое  дЕйствительно  есть  предмете  положи-
 зрительному  мышлеиію,  мысли,  субъекту,  познающему  человЕ-  тельнаго,  а  не  умозрительна™  знанія,  есть  въ  этомъ  смыслЕ
 ческому  духу,  такъ  что  человЕческій  духъ  и  духъ  абсолютный  и  переходъ,  есть  доетупъ  въ  самомъ  человЕкЕ  какъ  познаю-

 въ  сущности  тождественны.  щемь  субъектѣ :  это—чувства,  вн шнія  и  внутреннія,  которыми
                                                        ѣ
 Въ  этой  такъ-называемой  философіи  тождества,  основанной  воспринимаются  единичные  объективные  факты,  и  затЕмъ  дЕя-
 ПІеллингомъ  и развитой  Гегелемъ,  забыто  только  одно,  но  весьма  телыюстыо  ума  человЕческаго  перерабатываются  во  всеобщіе

 существенное,  именно  то,  чЕмъ  разрушается  вся  эта  философія  факты  и  законы.  В ъ  этомъ  смыслЕ  положительная  наука  при-
 до  основапія.  Для  того,  чтобы  утверждать,  что  духъ  человЕческій  ходите  не  къ  метафизическому  тождеству  субъективна™  и  объ-
 тождествепъ  въ  сущности  съ  духомъ  абсолютнымъ,  какъ  съ абсо-  ективна™  мышленія  и  бытія,  мысли  и  сущаго,  а  къ  ихъ  по-
 лютомъ,  самосознающимъ  себя  въ  духЕ  человЕческомъ;  СлЕдо-  ложительному  единству,  т.-е.  къ  единенію,  которымъ  не  уничто-
 в
 вательно  для  того,  чтобы  такимъ  образомъ  приводить  ихъ ъ   жается  ихъ  различіе,  и  которое  положительная  наука  и  при-
 соотношеніе  тождества,  необходимо  знать  оба  члена  сравнепія.  знаете  истиною,  ибо  въ  виду  положительной  науки  истина  есть
 IІоложимъ,  человѣкъ  знаетъ  себя;  но  можно  ли  сказать,  чтобы  не  что  иное,  какъ  согласіе  мысли,  субъективна™  знанія,  субъекта
 человЕкъ  зналъ  абсолютный  духъ,  а  СлЕдовательно  и  абсолютъ  съ  объективпо-сущимъ,  съ  предметомъ,  съ  объектомъ.  Если  въ
 вообще?  Если  мы  скажемъ,  что  человЕческій  умъ  знаетъ  абсо-  положительной  наукЕ  можно  говорить  объ  абсолютЕ,  то  развЕ
 лютъ  субъективно,  то-есть  сознаетъ  его  въ  самомъ  себЕ,  то это   только  разумЕя  подъ  нимъ  не что  иное,  какъ  фактъ,  въ  томъ

 будетъ  значить,  что  абсолютъ  имЕетъ  для  человЕческаго  ума  смысл ,  что  на  фактѣ  останавливается  положительная  наука,
                   ѣ
                   m                                                                    8
   115   116   117   118   119   120   121   122   123   124   125