Page 117 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 117

мысли      И что потому      сознательная      мысль    становится     предметом!                    явлеиій,    поскольку      сущее     проявляется      иашимъ      внѣшиимъ      чув-
                           философствовашя.         В ъ   самомъ     д л ,   философы      уже   не   спраши-                   ствам!;     слѣдовательно       это  знаніе    явленій    для   субъекта,     знаніе
                                                                      ѣ
                                                                         ѣ
                           ваютъ:    что   есть   сущее,     природа?     и - ч т о    есть  истина?    Сущее                   субъективное       въ   пред лахъ      пространства       и  времени;     а  что  сл.
                                                                            о
                          опред ляется       уже   не   какъ    само  по  себѣ   сущее,    а  какъ  сущее    въ                 другой     стороны     наше   ѣ  знаніе  чистыхъ     мыслей,    идей    (сверхчув-
                                  ѣ
                           познаши.     Поэтому      мы   видимъ,    что   уже  появляется      вопросъ    объ                  ственна™,      духовнаго)      есть   также     только    субъективное;      сл до-
                                                                                                                                                                                                                ѣ
                          отноіпенш       самосознающаго         мышленія      къ   сущему,     и  что  этот,                   вательно     Кантъ     полагалъ,     что   между     объективным!       и   субъек-
                          вопросъ       ставится     самымъ      важнымъ        (въ   философіи).       Одиа-                   тивным!      или   между     бытіемъ     и  небытіемъ,      какъ   между     герме-
                          коже    верховный       нринципъ       Сократа     метафизики       находить     не-                  тически,     такъ   сказать,     замкнутыми        областями,     н тъ    никакого
                                                                                                                                                                                                    ѣ
                          удовлетворительным!           въ  томъ    отношеніи,      что    онъ    односторо-                    сообіцеііія,    перехода,     такъ   что   вовсе  нельзя    перейти    отъ  субъек-
                          нонъ.    По    Сократу,    истина    есть    субъективное      сознаніе     сущаго                    тивной     мысли    къ   объективно      сущему,     къ бытію;    равиымъ      обра-

                          субъективная        мысль,     субъективное        понятіе.    Все    сущее     есть'                 зомъ    нельзя    иерейти     и  отъ   объективна™        къ   субъективному.
                          только     сущее     въ    субъективной        мысли,      есть   только     мысль                         Фихте    же   старшій    прямо   отрицалъ     сущее   само   по  ссб ,  объек-
                                                                                                                                                                                                          ѣ
                          суоъскта,    есть   сущее      только    въ   сознаиіи    человѣка,     какъ    мы  •                 тивное   бытіе   и признавалъ      все  бытіе  только   продуктом!      мыпгленія,
                         слящаго       существа,     есть    субъективное       сущее,     какъ    всеобщее                     какъ   д ятелыюсти       ума  субъекта.    Субъектъ    доходитъ     до  еамосозна-
                                                                                                                                         ѣ
                         въ    субъективном!        сознал .in,  или  какъ   всеобщее     попятіе.   Истина                          тѣмъ,   что   противополагает!        самому    себ ,  своему    л,  субъекту,
                                                                                                                                                                                         ѣ
                         всего   сущаго,   объективная        определяется,      обусловливается        мыш-                    ІІІЯ     другое,   не  я,   какъ  объектъ.    Этимъ     Фихге   избѣгаетъ      необ-
                                                                                                                                нѣчто
                         лешемъ       понятіями     субъекта,      его   сознаніемъ,      такъ    что   субъ-                   ходимости     найти    переход!      отъ  субъективна™        къ   объективному.
                         ектъ   р шаетъ,      чтб   есть   сущее     и чтб  нѣ тъ;  словомъ,    какъ   выра-                          Напротив!,      Шеллингъ        призналъ      тождество       субъективна™
                                  ѣ
                         зился   1  егель:   „Сократъ      продуцировал!        только   субъектъ-     ирии  •                  и   объективна™        въ абсолютѣ,     какъ   индифферентном!         (безразлич-

                         цинъ    его   есть  только   субъективное      сознаиіе,    субъективное      мыш-                     ном!)    самосущемъ,      въ  котором!     отождествляются        матерія   и  духъ.
                         леше.    Что   касается     независимаго       отъ   субъективная        сознанія                      Но   абсолютъ     не остается    въ  такомъ    безразличіи,—онъ         дифферен-
                        мыіпленія,      предметнаго      (объективная)        сущаго,     или  сущаго    са-                    цируется,     а именно    изъ  него   истекают!     міръ   матеріальный      и  міръ
                         мого   по   себѣ ,   то  Сократъ      оставилъ     его   въ   стороиѣ     не    ища                    духовный,     какъ   его эманаціи    (истечснія).   Но   Шеллингъ     былъ   только

                        перехода      отъ   сознанія,    мьтшленія      субъекта    (отъ  субъективная)                         основателем!      системы     тождества;    развитслемъ      же  ея былъ    Гегель.
                        ІІЬ  вещи    (къ   самосущему,       къ   объективному)«.        Правда,     что   съ                         Гегель    призналъ,     что   сущее,    имманентное       міру,   есть   абсо-
                        одной    стороны     сущее,     какъ    сознанное     мною,   какъ   истина     есть                    лют!,    въ   которомъ      соединяются       матерія    и  духъ.    Но   абсолютъ
                        продукта      моего   субъективная        мышленія;      одиакоже,      съ   другой                     не   остается     только    суіцимъ     самимъ     но  себ ,   заключенным!       въ
                                                                                                                                                                                           ѣ
                        стороны,     сущее     есть   вмѣ стѣ    съ  тѣмъ    и   само   по   себѣ    сущее                      себ ,    а  становится,     открывается,       раскрывается      въ         такимъ,
                                                                                                                                    ѣ
                                                                                                                                                                                                     мірѣ
                        сущее     объективное.       Но    только     въ  единств*     субъективная        и                    какимъ     онъ    есть   самъ     для   себя,    а  именно     раскрывается       во
                        объективная       и  состоит!    ихъ   истина,   по  ученію    Шеллинга,      назы-                     виѣшией      природѣ.      Но   вн шняя      природа     не   сознаетъ    того,  что
                                                                                                                                                                   ѣ
                        ваемому     философіею        тождества,     и  въ   особенности      Гегеля     въ                     въ   ней   раскрывается       абсолютъ,     ибо  внѣпіняя    природа     не имѣетъ
                       отличіс    отъ   ученія    Канта     и  отъ   ученія    Фихте     старшаго      '                        самосозианія.     Абсолютъ      восходитъ     до самосозианія,      слѣдовательио

                         -   1             что   Кантъ    признавалъ      сущее     само   по  себѣ   или                       становится      духомъ,     только    въ   самомъ     высшемъ      существѣ     при-
                       объективное,       которое    онъ    называлъ      „вещью      самою     по   себѣ "                     роды,     въ   челов к ;     только     человѣческій      духъ    сознаетъ     себя.
                                                                                                                                                      ѣ
                                                                                                                                                         ѣ
                            .  J J i n g  a n  s i c h );  н о  онъ  отрицалъ  возможность   его   нозна-                       Слѣдовательно        человѣческій      духъ    есть   не  что   иное,    какъ   рас-
                       вашя    для   нашего     я,   для   субъекта,     утверждая      съ   одной    сто-                      крытый      или откровенный          абсолютъ;     поэтому     въ   самомъ     чело-

                       роны,    что  наше   знаніе   объективна™        сущаго    (чувственнаго      мате-                       вѣческомъ      дух ,    въ   его  сознаніи,     въ   его   мышленіи,      въ   д я-
                                                                                                                                                                                                                  ѣ
                       ріальнаго)    есть   знаніе    не   сущаго     самого    но   себ ,  а только    его                     тельности      его  ѣ ума,  словомъ—въ      немъ,   какъ   въ  существѣ     сознаю-
                                                                                         ѣ
   112   113   114   115   116   117   118   119   120   121   122