Page 112 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 112

боду  и  необходимость,  такъ  точно  не  можетъ  она  примирить  и
 знаніе,  и  в ру;  но  что,  однакоже,  на  самомъ  дѣ л ,  фактически,  какъ  благо  вообще,  съ  нравствениымъ  добромъ  въ  особенности.
 ѣ
 ѣ
              Въ
                                  ѣ
 эти  повидимому  непримиримыя  теоретически  противополож-  его  самомъ  дѣ л ,  вся  нравственность  человека  основывается  на
                   нравственной
                                                                 существенное
                                                                                     содержаніе
                                                   сущность,
                                      свободе,
 ности  примиряются,  соединяются  въ  человѣ кѣ ,  который  созиаетъ
                                                 добро,
                                                          составляющее
                                                                             въ
              которой
                         есть
                               нравственное
 себя  подчинеинымъ  необходимости,  внѣшнимъ  физическимъ,  сущность,  существенное  содержаніе  нравственнаго свою  очередь
                                                                                               Но
                                                                                    закона.
 физіологическимъ  и  соціальнымъ  вліяніямъ,  и  вм стѣ  съ  тѣмъ  —  положительная  наука  смотрите  на  добро  вообще  и  на  нрав-
 ѣ
 сіюбоднымъ,  первою  причиною  своей  нравственной  деятельно-  ственное  добро  въ  особенности  какъ  на  результате  признаніл
 сти,  безъ  всякаго  раздвоенія  своего  существа,  и  созиаетъ  себя  чего-либо  хорошимъ,  удовлетворяющимъ  человека,  следова-
 нераздельно  же  и  знающимъ,  и  вѣрующимъ  существом.  Не  тельно  какъ  па  его  продукта,  a  не  какъ  на  конечную  цель,
 смешивая  знанія  и  веры,  а  различая  ихъ,  и  притомъ  не  про-  для  достиженія  которой  существуете  и  онъ  самъ,  и  весь  міръ
 тивополагая,  а  соединяя  ихъ,  человЬкъ  на  самомъ  д лѣ  без-  какъ  средство.  2)  Сократъ  привела  въ  нераздельную  связь  зиа-
 ѣ
 престапио  переходите  изъ  одной  области  въ  другую,  въ  чемъ  піе,  пониманіе  сущности  предмета  съ  добромъ,  съ  доброю,  прав
 фактически  выражается,  что  эти  области,  доиускающія  возмож  •  ственною,  вообще  правильною  деятельностью,  ибо  и  положитель-
 Iгость  такого  перехода,  пе  разъединены,  не  отделены  непро-  ная  наука  не  признаете  безсознательную  деятельность  нравствен-
 ходимою  пропастью,  а,  напротивъ,  соединены.  Поэтому  и  поло-  ною,  и  потому  не  признаетъ  нравственною  и  несвободную  дѣя  •
 жительная  наука  въ  каждый  моменте  своего  развитія  должна  телыюсть  Но  положительная  наука  находить,  что,  смѣ шавъ  добро
 различать  эти  области,  отграничить  міръ,  познанный  въ  этотъ  вообще,  безразличное  въ  нравственномъ  отношены,  съ  нравствен-
 моменте,  посредствомъ  опыта  и  наблюдеиія,  результаты  котоырхъ  иымъ  добромъ,  Сократъ  сменталъ  черезъ  это  и  нравственную  дея-
 перерабатываются  мшнленіемъ  —  и  міръ,  не  познанный  этимъ  тельность  человека  съ  правильною  деятельностью  вообще.  3)  Со-
 путемъ;  познанное  должно  быть  отнесено  къ  области  зиаііія,  кратъ  призналъ  зпапіе  самоцѣльнымъ.  Но  положительная  наука
 науки,  а  непознанное  должно  быть,  напротивъ,  вовсе  выдѣлепо  находите,  что,  признавши  знаніе  самоц лышмъ,  Сократъ  долженъ
                                                               ѣ
 изъ  этой  области  зианія,  науки  и  отнесено  къ  области  в ры.  былъ  бы  последовательно  признать  и  нравственную  деятельность
 ѣ
 Впрочемъ  положительная  наука  допускаете  и  научныя  гипо-  человека  также  самоцЬльною,  а  не  служащею  средствомъ  для  до-
 тезы  или  вообще  вероятности,  какъ  звено,  связующее  въ  един-  стиженія  внешней  цели,  для  осуществленія  въ  действительности
 ство  зпаніс  и  веру,  или  именно  какъ  переходы  изъ  области  верховнаго  абсолютнаго  добра,  блага,  какъ  конечной  верховной
 веры  въ  область  знанія.  Наконецъ,  можно  сказать  еще  и  такъ,  ц'Ьли  міра.  Положительная  наука  признаетъ  за  фактъ,  что  знаніе
 что  наука  и  религія  состоять  между  собою  не  въ  противополож-  самодельно,  т.-е.  что  въ  области  знанія  человека  добываете»  истину

 ности,  а  въ  единстве,  хотя  и  лредставляютъ  не  тождество,  для  самой  истины,  безъ  всякой  другой  награды,  кромЬ  самоудои-
 a  различіе,  именно:  и  наука,  и  религія  основываются  равно  па  летворенія  тѣ мъ,  что  оиъ  искала  и  нашелъ  истину;  а  потому
 знаніи,  но  съ  тѣмъ  существенішмъ  различіемъ,  что  въ  основе  положительная  наука  признаете  и  въ  нравственной  области  за
 науки  лежите  зианіе  опытное  и  умозрительное,  т.-е.  основан-  фактъ,  что  человека  стремится  къ  нравственному  добру  ради

 ное  па  опытЬ,  наблюдены  и  на  мышленіи;  а  въ  основе  религіи  —  самого  добра,  безъ  всякой  другой  награды,  кроме  самоудовле-
 зиаиіе  откровенное,  т.-е.  основанное  па  в рѣ  въ  откровеніс.  творенія  тѣмъ,  что  онъ  сдѣлалъ  нравственное,  доброе  дѣ.іо,
 ѣ
 Такою  представляется  Сократова  физика  съ  точки  зрѣпія  ибо  нравственное  добро  есть  тб,  что  согласно  съ  его  собствен-
 положительной  науки.  ною  сущностью,  есть  человечность,    гуманность,      такъ   что   все

 Относительно  этики  въ  собствешіомъ  смыслѣ  положительная  человечное,  гуманное  нравственно,  и  все  нравственное—чело-
 паука  признаетъ  за  Сократомъ  следующія  важпыя  заслуги:  вечно,  гуманно.  Вт»  такомъ-то  согласіи  познанія  и  деятель-
 1)  Онъ  иоставилъ  добро  ея  основою,  хотя  и  смѣіпалъ  добро,  ности  человека  съ  тѣмъ,  чтб  онъ  признаетъ  нравственными
   107   108   109   110   111   112   113   114   115   116   117