Page 107 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 107
тик,ото ту великую заслугу, что оиъ первый сталъ употреблять,
какъ научную методу, индукцію, составляющую сущность его иомъ отношены, т.-е. соотвЕтствующимъ собственной своей сущ-
діалектики. Однакоже Сократова метода совсѣ ми употребляемыми ности, человЕчности, гуманности, и что поэтому люди выражаютъ
имъ ітріемами, какъ и вообще вся его діалектика, не была еще какъ существенное содержаніе нравствеинаго закона и нрав-
у него отчетливымъ искусствомъ, подведеннымъ подъ строгія ственной истинной свободы своей воли съ ея хотѣ ніемъ и ея
общія правила, а была не болѣе какъ инстинктивнымъ, прак- ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ. СлЕдовательно, и добро вообще, и нравственное
тическим!, тактомъ, его, такъ сказать, личнымъ даромъ,'талан- добро суть такія ионятія или такіе всеобіціе факты, которые
том!,, виртуозностью, которою Сократъ пользовался при всякомъ мы добываемъ изъ единичныхъ фактовъ, именно посредствомъ
удобномъ случа , сл дователыю чисто случайно, а не съ яснымъ опыта и наблюденія надъ тЕмъ, чтЪ сами люди признаютъ въ
ѣ
ѣ
сознапіемъ ея существенной необходимости для вырабатываиія ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ или добрымъ вообще, или нравственно добрымъ
вееобщихъ понятій. Но несмотря на то, индукція у Сократа въ особенности.
имѣетъ въ сущности то же самое значеніе, какое она имѣла послѣ Однакоже положительная наука не отвергаете того, что м
него у вс хъ прочихъ философов!, древности (Греціи и Рима), эти поиятія, какъ и всЕ человЕческія ионятія, могутъ разви-
ѣ
равно какъ и у среднев ковыхъ философовъ. ваться въ человЕкЕ и въ самомъ челов чествЕ по формЕ и
ѣ
ѣ
Самое ^высшее иопятіе, до котораго взошелъ Сократъ, было по содержанію: по формЕ,—напр. уясняются по мЕрЕ развитія
иоиятіс добра, блага. Это абсолютное понятіе и придало этико- гіонятій вообще, такъ какъ эти попятія связаны со всЕми
телеологическій характер!, всему міросозерцаыію Сократа. Но прочими; а по содержанію или составу,—въ чемъ именно со-
положительная паука пе принимаете и не можетъ принять стоитъ добро вообще и нравственное добро въ особенности,
никакого телеологического міросозерцанія; въ особенности не по мЕрЕ развитія въ человЕкЕ сознанія его собственной сущности,
можетъ она прииять этико-телеологическаго міросозерцанія, человЕчности, ибо все согласное съ этой сущностью признается
потому что добро, благо она не можетъ признать верховнымъ людьми нравственнымъ добромъ; иаконецъ,—вообще и фор-
абсолютнымъ понятіемъ. Съ точки зрѣнія положительной пауки, мально, и матеріально, по мЕрЕ развитія того, что называется
добро, благо есть такое же понягіе, какъ и другія понятія,' образованностью, по мЕрЕ развитая всЕхъ силъ человЕка, и
т.-е. оно стоите на ряду съ ними, а вовсе не возвышается тЕлесныхъ, и душевпыхъ, СлЕдовательно по мЕрЕ развитая
надъ ними и есть такъ же, какъ и всѣ другія попятія, ne именно того, что составляете сущность человЕка, человЕчность.
болѣе, какъ результате ипдукціи, наведенія огъ единичныхъ Положительная наука признаете относительно физики ту
фактовъ, и поэтому добро вовсе не есть абсолютное понятіе, важную формальную заслугу за Сократомъ, что Сократъ со-
лежащее прямо въ умѣ, въ мышленіи, какъ сущее, истина! здалъ новую почву для новой физики, какъ ученія о мірЕ
Въ самомъ дѣ лѣ , добро вообще есть все то, что люди въ вообще, а именно: 1) Посредствомъ своей методы, индукціи,
дѣйствительности признаютъ хорошимъ вообще, безразлично въ которая дЕлаетъ заключенія отъ единичныхъ фактовъ ко все-
нравственномъ отношеніи; что люди одобряютъ, о чемъ отзы- общимъ, иримиряя кажущіяся противоположности между единич-
ваются хорошо, по добру, потому что это удовлетворяете ихъ ными фактами, какъ оиЕ примирены въ самой ДЕЙСТВИТЕЛЬ-
или прямо, само по себЕ, какъ прекрасное, или непрямо, какъ НОСТИ, въ едикствЕ обіцаго всЕмъ единичнымъ фактамъ закона.
цЕлесоообразное, т.-е. какъ доброе, хорошее, годное къ дости- Въ самомъ дЕлѣ, индукція и до сихъ порт, есть одна изъ
жение какой-либо желанной цЕли, т.-е. доброе, хорошее по научныхъ методъ, нераздЕльныхъ въ сущности съ другою
своимъ послЕдствіямъ. научною методою, съ дедукціею. 2) Посредствомъ разнообраз-
Добро о/се нравственное въ особенности есть все то, что ныхъ пріемовъ, служившихъ Сократу пособіемъ его методы—
люди въ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ признаютъ хорошимъ въ нравствен- анализа, синтеза, аналогіи, ироніи и мэевтики — ибо эти
пріемы употребляются съ усиЕхомъ и до сихъ поръ, по также