Page 107 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 107

тик,ото   ту  великую      заслугу,    что   оиъ  первый     сталъ    употреблять,
                   какъ    научную      методу,    индукцію,      составляющую         сущность     его                             иомъ    отношены,      т.-е.  соотвЕтствующимъ         собственной      своей   сущ-
                   діалектики.     Однакоже     Сократова      метода   совсѣ ми    употребляемыми                                  ности,   человЕчности,      гуманности,      и что  поэтому     люди    выражаютъ
                   имъ    ітріемами,    какъ    и  вообще     вся его    діалектика,     не  была   еще                             какъ    существенное       содержаніе      нравствеинаго         закона    и   нрав-

                   у  него    отчетливымъ        искусствомъ,      подведеннымъ        подъ     строгія                             ственной     истинной      свободы     своей    воли   съ   ея   хотѣ ніемъ     и ея
                   общія    правила,     а  была    не   болѣе    какъ    инстинктивнымъ,         прак-                             ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.       СлЕдовательно,       и  добро    вообще,     и  нравственное
                   тическим!,     тактомъ,     его,  такъ    сказать,    личнымъ      даромъ,'талан-                                добро     суть   такія   ионятія     или   такіе   всеобіціе     факты,     которые
                   том!,,   виртуозностью,       которою     Сократъ    пользовался     при   всякомъ                               мы   добываемъ      изъ   единичныхъ        фактовъ,     именно      посредствомъ
                   удобномъ      случа ,    сл дователыю       чисто   случайно,     а  не  съ яснымъ                               опыта    и  наблюденія       надъ    тЕмъ,    чтЪ   сами   люди    признаютъ      въ
                                               ѣ
                                        ѣ
                   сознапіемъ      ея  существенной        необходимости       для    вырабатываиія                                 ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ       или   добрымъ     вообще,    или   нравственно      добрымъ
                   вееобщихъ      понятій.      Но   несмотря      на   то,  индукція     у   Сократа                               въ   особенности.
                   имѣетъ    въ сущности      то  же  самое   значеніе,    какое   она  имѣла    послѣ                                   Однакоже       положительная        наука    не   отвергаете     того,   что м
                   него  у  вс хъ    прочихъ      философов!,      древности     (Греціи    и   Рима),                              эти   поиятія,      какъ    и  всЕ   человЕческія      ионятія,    могутъ    разви-
                               ѣ
                   равно    какъ    и  у  среднев ковыхъ         философовъ.                                                        ваться    въ    человЕкЕ       и  въ   самомъ     челов чествЕ       по   формЕ    и
                                                    ѣ
                                                                                                                                                                                             ѣ
                        Самое    ^высшее     иопятіе,    до котораго     взошелъ     Сократъ,     было                              по  содержанію:       по  формЕ,—напр.          уясняются      по  мЕрЕ    развитія
                  иоиятіс     добра,    блага.   Это   абсолютное      понятіе   и  придало     этико-                              гіонятій    вообще,      такъ    какъ     эти    попятія     связаны     со   всЕми
                  телеологическій       характер!,     всему     міросозерцаыію        Сократа.    Но                               прочими;    а  по   содержанію       или   составу,—въ        чемъ    именно     со-
                  положительная         паука     пе    принимаете        и  не   можетъ     принять                               стоитъ     добро     вообще     и    нравственное       добро    въ   особенности,
                  никакого     телеологического         міросозерцанія;        въ  особенности      не                             по  мЕрЕ   развитія    въ  человЕкЕ    сознанія    его  собственной      сущности,
                  можетъ      она    прииять       этико-телеологическаго           міросозерцанія,                                человЕчности,       ибо все     согласное    съ  этой   сущностью       признается

                  потому     что   добро,   благо    она   не   можетъ     признать     верховнымъ                                 людьми      нравственнымъ         добромъ;       иаконецъ,—вообще           и   фор-
                  абсолютнымъ        понятіемъ.     Съ   точки   зрѣнія   положительной        пауки,                              мально,     и  матеріально,      по   мЕрЕ    развитія    того,   что   называется
                  добро,    благо    есть    такое    же   понягіе,     какъ   и   другія    понятія,'                             образованностью,         по   мЕрЕ     развитая     всЕхъ    силъ     человЕка,     и
                  т.-е.  оно   стоите      на   ряду     съ   ними,   а   вовсе   не   возвышается                                 тЕлесныхъ,       и   душевпыхъ,        СлЕдовательно        по   мЕрЕ      развитая
                  надъ     ними     и  есть    такъ    же,   какъ    и  всѣ   другія    попятія,    ne                             именно     того,   что   составляете     сущность     человЕка,     человЕчность.

                  болѣе,    какъ    результате       ипдукціи,      наведенія     огъ   единичныхъ                                      Положительная          наука     признаете      относительно       физики    ту
                  фактовъ,     и  поэтому     добро    вовсе   не   есть    абсолютное       понятіе,                              важную      формальную       заслугу     за  Сократомъ,       что    Сократъ     со-
                 лежащее       прямо    въ   умѣ,    въ  мышленіи,        какъ    сущее,      истина!                              здалъ     новую     почву    для    новой     физики,     какъ    ученія    о  мірЕ
                       Въ   самомъ     дѣ лѣ ,  добро    вообще     есть   все  то,   что  люди    въ                              вообще,     а  именно:      1)  Посредствомъ        своей   методы,      индукціи,

                 дѣйствительности        признаютъ       хорошимъ       вообще,    безразлично въ                                  которая    дЕлаетъ     заключенія      отъ   единичныхъ        фактовъ     ко   все-
                 нравственномъ        отношеніи;      что   люди    одобряютъ,      о   чемъ   отзы-                               общимъ,     иримиряя     кажущіяся      противоположности         между    единич-
                 ваются     хорошо,     по  добру,    потому     что это    удовлетворяете       ихъ                               ными     фактами,      какъ    оиЕ    примирены       въ   самой     ДЕЙСТВИТЕЛЬ-
                 или   прямо,     само   по   себЕ,   какъ    прекрасное,     или  непрямо,     какъ                               НОСТИ,   въ   едикствЕ     обіцаго    всЕмъ    единичнымъ      фактамъ     закона.
                 цЕлесоообразное,        т.-е.  какъ    доброе,    хорошее,     годное    къ  дости-                               Въ    самомъ     дЕлѣ,    индукція      и   до  сихъ    порт,    есть    одна  изъ

                 жение    какой-либо       желанной       цЕли,     т.-е.  доброе,    хорошее     по                              научныхъ        методъ,     нераздЕльныхъ         въ    сущности      съ    другою
                 своимъ     послЕдствіямъ.                                                                                        научною      методою,      съ  дедукціею.      2)  Посредствомъ       разнообраз-
                      Добро     о/се  нравственное       въ   особенности      есть   все   то, что                               ныхъ     пріемовъ,     служившихъ        Сократу     пособіемъ     его   методы—
                люди     въ  ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ         признаютъ      хорошимъ       въ  нравствен-                                анализа,      синтеза,     аналогіи,      ироніи     и   мэевтики     —   ибо эти
                                                                                                                                  пріемы     употребляются       съ   усиЕхомъ      и  до  сихъ    поръ,    по  также
   102   103   104   105   106   107   108   109   110   111   112