Page 109 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 109

не    въ   смыслѣ      научныхъ       методъ,     а  въ   смысле    пріемовъ,     въ                             изученіи     природы       вообще,     или     въ   физикѣ,     основанной       на
                    нособіе     научнымъ       методамъ.       3)    Посредством!        постепенна™                                 математикѣ,       слѣдуетъ      искать    ближайшей       основы     для   біологіи
                    восхожденія      къ   более    и   более   общимъ      понятіямъ,      въ   чемъ   п                             вообще,     a  слѣдовательно      и для    ея  части,   для  психологіи,     или—
                    выразилось       со   стороны      Сократа      признаніе      системы     взаимно                               точн е—для        аптропологіи,     ибо  человѣкъ     есть  одно    изъ  существъ
                                                                                                                                          ѣ
                    себя   ПОДЧИНЯЮЩИХ!         и   подчиняемых!        понятій    видовыхъ     и родо-                              природы      вообще.      Поэтому     положительная         наука     никакъ     не
                    выхь,    а  это   соотношеніе      между     ними    дѣлаетъ     возможным! то                                   можетъ     допустить     и  того   Сократова      положенія,      будто    физика,
                    распредѣ леніе       фактовъ      по   ихъ родамъ       и  видамъ,     вообще    но                             т.-е.   изученіе      природы      вообще,      безполезна      для    этики,   для
                    группамъ,      которое    составляет!     до  сихъ    поръ   одну   изъ   важныхъ                               учепія    о   человѣческой       нравственности.        Мы    не   говорим! уже
                   основъ     положительной         науки.     4)   Посредствомъ        прызианія     со                            о   томъ,     что   въ   этомъ     мнѣніи     Сократъ      противоречить        самъ

                   стороны      Сократа     того,   что   познаваніе     всеобща™,      какъ   общихъ                               себ ,     ибо    оно   несогласно       съ   его   признаніемъ       добра,     какъ
                                                                                                                                        ѣ
                   фактовъ,     или    законовъ      единичных!        явленій,    и  есть     научное                              ближайшаго         принципа,      общаго     и  для его     физики,     и  для    его
                   познаваніе;     что  законы     и  суть  предмете    филоеофіи      природы,    ибо                              этики.     Но    и    помимо     этого     положительная        наука    находить,
                   современная       натурфилософія         поставляет!       своею     задачею     по-                             что   этика    есть    часть    соціологіи,     или   науки    о   человѣческомъ
                   знаніе    законовъ     явленій     природы.                                                                      обществѣ ,      ибо    нравственность        можетъ      проявиться     только    въ

                         Сверхъ     того,  положительная        наука   призпаетъ      за  Сократомъ                                обществѣ,       a  соціологія     основывается        на    антропологіи,       какъ
                   относительно        его    ученія    о  природѣ      еще и     слѣдующія       мате-                             части    біологіи,     ибо   общественность         есть   существенное        свой-

                   ріальныя      заслуги:     1)    онъ    отвергъ     возможность       рѣшенія     со                             ство    человека;    біологія   же,    какъ   мы    сказали,    основывается      на
                   стороны     знанія,    науки    т хъ    вопросов!,     которые      и  теперь   еще                              физике;     следовательно       изученіе    природы      вообще     не   только   не
                                                     ѣ
                   часто  задаетъ    себѣ    метафизическая        натурфилософія,        напримѣръ                                 безполезно      для   этики,   но,   папротивъ,     необходимо.       3)   Сократъ
                   о  пачалѣ     и  конце     міра   и т.  п.  Впрочем!     положительная        наука                              соединил!      въ   одно   целое    два   такъ-называемыхъ         міра,   физиче-
                   далеко     не    всѣ    вопросы,     казавшіеся      прежде      неразрешимыми                                   скій   и  нравственный,        хотя     черезъ     это   онъ    опять    впалъ    въ

                   для    знапія,     науки,    считаете     таковыми,      основываясь      на   т хъ                              противорѣчіе,      ибо только-что        сказалъ    я,  что онъ      разъединил!
                                                                                                    ѣ
                   ({іактахъ,   что   наукою     р шеиы      уже    многіе    изъ  т хъ   вопросов!,                                физику      и   этику;    оставаясь     последовательным!,          онъ   долженъ
                                                   ѣ
                                                                                    ѣ
                   которые    прежде     считались    неразрешимыми,         и что  вообще     область                              былъ    бы   разъединить       и   ихъ    предметы—физическій              и  нрав-
                   челов ческаго       знанія    все    болѣе    и  болѣе    расширяется       въ   той                             ственный     міры.    Но    человекъ     видитъ    передъ    собой    нераздвоен-
                          ѣ
                  же    мѣ р ,    въ   какой     съуживается      область     непознаваема™       для                               ішй,   единый    міръ,   и потому-то     положительная       наука    не  разъеди-
                             ѣ
                  пасъ.     2)   Сократъ      обратил!      особенное     вниманіе     человека     на                              няет!     физики,     какъ     ученія    о  физическомъ        мірѣ,     и   этики,
                  изученіе    самого   себя,   на самопознаніе.      Одиакоже       положительная                                   какъ   ученія    о  нравственном!        мірѣ,   а   связываете      ихъ   посред-
                  паука    отвергаете      въ   этомъ    отношеніи      ту  крайность,      до  какой                               ством!    біологіи.    4)  Сократъ      первый    старался    выделить     область
                  дошли    метафизики,      начиная     съ  Декарта,    старавшагося       построить                                зианія,    науку    и   область     веры     изъ    того    см шенія,      которое
                                                                                                                                                                                                   ѣ
                  всю    философію      на   самопознаніи       человѣка,     т.-е.  на  психологіи,                                собственно      не   прекратилось       еще до     сихъ    поръ,    и   всл дствіе
                                                                                                                                                                                                                ѣ
                  какъ    иаукѣ    о   дуигЬ   человѣческой.       Положительная         наука   при-                               котораго    то   философія      превращается       въ   теологію,     то  теологія
                  зпаетъ,     что    психологія,      или    точнѣе     антропологія       (наука    о                              превращается       въ   философію;      Сократъ     старался     также     о  томъ,
                                                                                     т
                  человѣкѣ      вообще)      есть    только     часть   (полоть, .-е.       науки    о                              чтобы,    различив!       эти    области,     не   противоположить         ихъ, а
                  жизни    или о     живыхъ      существахъ,      къ   которым!      принадлежит!                                  соединить.      И   положительная        наука    не чуждается      этихъ    вопро-
                  и  челов къ;    a  біологія   основывается      на физикѣ,     въ  смыслѣ    науки                               сов!;    иаиротивъ,     она   также     старается     определить      соотношеніе
                            ѣ
                  о  природ   1;  вообще,    которая     въ   свою    очередь    основывается      на                              между     знаніемъ     и  верою;     по  она   признаете,     что подобно      тому,
                  математик!;.      Отсюда      положительная         наука     выводить,     что  въ                              какъ    никакая     метафизическая       теорія   не можетъ      примирить      сво-
   104   105   106   107   108   109   110   111   112   113   114