Page 114 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 114

добромъ,  состоите  истинное  благо,  счастіе  человѣка;  въ  такомъ
 внутреннем!»  настроеніи  его  свободной  воли  состоять  истинная  сущности  со  всѣми  прочими  людьми,  не  можетъ  не  любить
                                 ѣ
 добродѣтель;  въ  такомъ  хот ніи  и  дѣятельиости  состоите  его  всякаго  челов ка,  не  можетъ  не  сочувствовать  людямъ,  не
 ѣ
 нравственный  долгъ,  обязанность.  Наконецъ,  4)  Сократъ  воз-  можетъ  не  быть  къ  нимъ  сострадательнымъ,  милосердным!»,
 высился  до  морали,  какъ  субъективной  личной  нравственности,  доброжелателытымъ,  вообще  чедовѣчнымъ,  гуманпымъ;  словом!»—
 руководящейся  сознаніемъ  добра  или  совѣ стыо  лица,  въ  огличіе  люди,  имѣя  одну  и  ту  же  сущность,  натуру,  состоят!»  между
 отъ  объективной  общественной  нравственности,  выражающейся  собою  во  внутреннем!»  общеиіи,  выражающемся  внѣшнимъ  обще-
 въ  правахъ  и  обычаяхъ,  закоиахъ  и  учрежденіяхъ  государ-  піемъ,  какимъ  и  являются  всѣ  вообще  постоянные  и  само-
 ства,  a  сл дователыю  содержащей  въ  своемъ  составѣ  и то,   вольные  людскіе  общественные  союзы.
 ѣ
 что  называется  собственно  правомъ.  Бее  ученіе  и вся  д ятель-  Относительно  Сократовой  политики  съ дикеологіей  положи-
 ѣ
 ность,  вся  жизнь  Сократа  есть  въ  сущности  не  что  иное,  тельная  наука  признаете  за  Сократомъ  сл дующія  важныя
                                                                            ѣ
 какъ  трагическое  столкновеніе  двухт,  нравственныхъ  силъ—  заслуги:  1)  оиъ  требовалъ  сознательна™,  а  не  сл пого,  свобод-
                                                                                 ѣ
 морали  и  права.  Напротивъ,  положительная  наука  признаете  на™,  а  не  рабскаго  подчиненія  нравамъ  и  обычаямъ,  зако-
 мораль  и право  различными,  но, въ  сущности,  не  противополож-  нам!,  и  учрежденіямъ  своего  государства;  но  положительная

 ными,  ибо  фактически  они  соединяются  въ  нравственности  паука  находить,  что  Сократъ  поставилъ  это  требованіе  слиш-
 вообще,  въ  нравственной  жизни.  В ъ  самомъ  дѣ л ,  области  комъ  неопредѣленно  въ  томъ  отношеиіи,  что  подъ  таким!»
 ѣ
 ихъ  не  разъединены,  а  соединены,  ибо  область  права  тѣмъ  сознательным!,  и  свободнымъ  подчинеиіемъ  можно  разумѣть
 болѣе  съуживается,  чѣмъ  болѣе  расширяется  область  морали —   не  только  подчшгеніе  отчетливое,  добросовѣстное  и  доброволь-
 и  наоборотъ.  ное,  по  и  такое   подчииеніе,       которое     предоставляется         благо-

 Вотъ  чтЬ  можетъ  сказать  положительная  наука  о  Сокра-  усмотрѣнію  гражданина,  ибо  Сократъ  поставилъ  личную  нрав-
 товой  этикѣ  въ  собствеппомъ  тѣсномъ  смыслѣ.  Разсмотримъ  ственность  выше  общественной  политической  нравственности,

 теперь  съ  положительной  же  точки  зрѣнія  Сократову  экономику  между  ѵгѣмъ  какъ  положительная  наука  признаете,  что и  та,
 и  политику  съ  дикеологіей.  и  другая  суть  не  болѣе  какъ  виды  одного  и  того  же  обіцаго
                                                                             2)
                                                                  вообще.
                                             нравственности
 Ближайшую  основу  Сократовой  экономики,  дружбу  или  имъ  родового  понятія  значеніе  государства,  но  Сократъ  пер-
                                                                                 онъ
                    призналъ
                                                                                        полагал!»
                                  важное
              вый
 любовь,  признаете  и  положительная  наука,  но  только  не въ   это  зиачеиіе  въ  томъ,  что въ  осуществляется
                                                            государствѣ
 той  формѣ,  въ  какую  облекъ  эту  основу  Сократъ,  ибо  онъ  добро,  благо,  какъ  правда  и  справедливость.  Положительная
 призналъ  дружбу  и  любовь  за  внутреннее  общеніе  душъ,  а  паука  также  признаете  важное  значеніе  государства,  но по
 между  тѣмъ  выражалъ  ихъ  только  во виѣшнемъ  согдасіи  между  въ  томъ  отношепіи,  чтобы  въ  немъ  осуществлялось  добро,
 членами  семейства  и  притомъ  для  ихъ  же  собственной  пользы.  правда  и  справедливость,  ибо  слово:  осуществлены,  предпола-
 Напротивъ,  положительная  наука  признаете,  что  взаимная  гаете,  что  добро,  правда  и  справедливость  есть  само  по
                                                                                             себѣ
 дружба  и  любовь  членовъ  одного  и  того  же  семейства  есть  и  для  себя  сущее,  абсолютное,  для  котораго,  какъ  для  внеш-
 самое  т сное  внутреннее  общеніе  между  ними,  основываю-  ней  цѣли,  существуете  государство,  служа  средствомъ  къ ея
 ѣ
 щееся  на  сущности,  иатурѣ  человѣка  и  выражающееся  въ томъ   достиженію.  Положительная  наука  отвергает!»  такой  взглядъ
 т сномъ  внѣ шнемъ  общеніи  между  людьми,  которое  и  есть  на  государство,  потому  что  она  отвергаете  вообще  этико-телеоло-  '
 ѣ
 семейный  союзъ.  Мало  того,  положительная  наука  признаете,  гическое  міросозерцаніе  Сократа.  Она  признаете,  напротив!»,
 что  дружба  и  любовь  есть  и  внутреннее  общеніе  между  всѣми  что  и  государство,  и  прочіе  постоянные  людскіе  обще-
                                              всѣ
 людьми,  основывающееся  па  созианіи  ихъ  сущности,  чело-  ственные  союзы  самоцѣльны,  и  что  правда  и  справедливость
 з чности,  ибо  человѣкъ,  если  онъ  сознаетъ  тождество  своей  не  осуществляется,  а  проявляется,  выражается  въ  государств ,
 ѣ
                                                                                                ѣ
   109   110   111   112   113   114   115   116   117   118   119