Page 119 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 119

щемъ    и мыслящемъ,       открывается,      раскрывается      абсолютъ,     суіцее,                    только    субъективное       значепіе,    а   вовсе   не  объективное,      то-есть,
                       какъ     самосозпающее,           какъ     абсолютный         духъ,     или,   дру-                     что   субъекта     сознаетъ     абсолюте,     какъ    сущее,   только    въ своемъ
                       гими     словами,     человѣческій        духъ    въ    своемъ     мышленіи,      въ                    созианіи,    а   не  какъ   сущее    само   по  себ ,  въ  дЕйствительности,—
                                                                                                                                                                                  ѣ
                       своемъ    сознаніи,     находить      сущее,    бытіе.    Вотъ     мышленіе      че-                    и  тогда    мы   возвратимся       опять    въ  прелиною      колею,     къ  Канту,
                       ловЕческаго      духа    и  называете      Гегель     субъективиымъ,       ибо    че-                   который     утверждалъ,        что   все  наше      знаніе   объективна™         есть
                       ловѣческій      духъ     есть   познагощій,      мыслящій       субъекта,     а  по-                    только    субъективное       зпаніе,    и   что   вообще     мы   ничего    не   по-
                       знаваемое     его  мышлеиіемъ,       его умомъ      или умозрЕніемъ          сущее,                     знаемъ    объективна™,       какъ   оно  есть   само   по  себЕ  сущее,    а  только
                       абсолютъ      называете     объективнымъ,          потому     что  оно    есть  пред-                   нознаемъ      еш   субъективный        въ   насъ   проявлеиія.       Если    же  мы
                       мете,   объекта     сознанія     со  стороны     мыслящаго       духа    человЕче-                      скажемъ,      что   человЕческій     "умъ     знаетъ    абсолютъ     объективно,

                       скаго   или   субъекта.     Такимъ      образомъ     челов ческій      духъ,   какъ                     то  это   значите,    что   онъ   сознаетъ     сущее,     какъ    внЕ   его   суще-
                                                                                  ѣ
                       самосозиающій        субъекте,     внутри    самого     себя,   въ своемъ     духЕ,                     ствующее,      какъ    независимое      отъ его     сознанія;     тогда    спраши-
                       въ  своемъ    сознаніи,     въ   своемъ    мышленіи      находите     присущимъ                         вается:    какъ   же   онъ   приходите     къ этому     знанію    существующая
                      себЕ    сущее,    абсолютъ,     какъ бъекть,—и           потому     сознаетъ    его.                     внЕ   его?   Тутъ    уже    нуженъ     переходъ      отъ   субъекта     къ  объекту,
                                                             о
                      СлЕдовательно         въ   человЕческомъ       духЕ    соединено      мышлсиіе      и                    именно     то,  чего   хот ли    избЕжать      Шеллингъ       и  Гегель     посред-
                                                                                                                                                          ѣ
                      бытіе    субъективное       и  объективное,      или   въ   немъ    они    состоять                      ствомъ    своей    философіи      тождества      (Identitätsphilosopliie).
                      въ  едииствЕ    и тождествЕ.      Другими      словами,    въ   абсолютЕ     есть  и                          Положительная         наука    не   зна тъ    такого    перехода      въ   томъ
                                                                                                                                                                            ѳ
                      само    по   себЕ   сущее,   и   сущее    для  себя,  то-есть   сознающее      себя.                     смыслЕ,     что   абсолютъ     для   нея    не   есть   предмета     знанія,   науки,
                      Вотъ    почему     выходите,     по  Гегелю,    что  вовсе   нЕтъ   нужды    искать                      и  потому     она  отвергаете     абсолютный      идеализмъ     Гегеля,    который
                      перехода,     какъ    бы   изъ   двухъ    совершенно       отдЕлышхъ       замкиу-                       предполагаете,      что   абсолютъ      познаваемъ      человЕческимъ        умомъ,

                      тыхъ    въ   себЕ   областей,—отъ         мышленія      къ   бытію,    отъ   мысли                       чистымъ     умозрителышмъ        мышленіемъ,      какъ    откровенный      въ  немъ;
                      къ   сущему,     отъ  субъективна™        къ   объективному—и          наоборотъ,                        напротивъ,     положительная        наука    признаетъ,      что ъ тому      объек-
                                                                                                                                                                                                 к
                      ибо   сущее,    бытіе,    объективное,     абсолютъ     присущи     чистому    умо  -                    тивному     сущему,     которое     дЕйствительно      есть  предмете      положи-
                      зрительному      мышлеиію,       мысли,    субъекту,     познающему        человЕ-                       тельнаго,     а  не   умозрительна™          знанія,   есть   въ   этомъ     смыслЕ
                      ческому    духу,    такъ    что  человЕческій      духъ    и  духъ    абсолютный                         и   переходъ,     есть   доетупъ     въ   самомъ      человЕкЕ     какъ    познаю-

                      въ  сущности       тождественны.                                                                         щемь     субъектѣ :    это—чувства,       вн шнія     и  внутреннія,     которыми
                                                                                                                                                                            ѣ
                           Въ   этой   такъ-называемой        философіи      тождества,     основанной                          воспринимаются        единичные       объективные       факты,    и  затЕмъ    дЕя-
                      ПІеллингомъ       и развитой    Гегелемъ,    забыто    только    одно,  но  весьма                       телыюстыо       ума     человЕческаго       перерабатываются         во    всеобщіе

                     существенное,        именно    то,   чЕмъ    разрушается      вся  эта   философія                        факты     и  законы.    В ъ   этомъ    смыслЕ     положительная        наука    при-
                     до   основапія.     Для   того,  чтобы   утверждать,     что  духъ   человЕческій                         ходите    не   къ   метафизическому        тождеству     субъективна™        и  объ-
                     тождествепъ       въ  сущности     съ  духомъ    абсолютнымъ,       какъ   съ  абсо-                      ективна™       мышленія      и  бытія,    мысли    и   сущаго,     а  къ   ихъ    по-
                     лютомъ,     самосознающимъ          себя   въ   духЕ    человЕческомъ;       СлЕдо-                       ложительному        единству,    т.-е.  къ  единенію,     которымъ      не  уничто-
                                                                                                       в
                     вательно      для   того,   чтобы    такимъ     образомъ     приводить      ихъ ъ                         жается     ихъ   различіе,     и  которое     положительная        наука    и   при-
                     соотношеніе      тождества,     необходимо      знать    оба   члена    сравнепія.                        знаете    истиною,     ибо   въ   виду    положительной       науки   истина    есть
                     IІоложимъ,      человѣкъ     знаетъ    себя;   но   можно    ли   сказать,    чтобы                       не  что  иное,   какъ   согласіе   мысли,    субъективна™       знанія,    субъекта
                     человЕкъ     зналъ    абсолютный       духъ,    а  СлЕдовательно      и  абсолютъ                         съ   объективпо-сущимъ,          съ  предметомъ,       съ  объектомъ.      Если   въ
                     вообще?     Если    мы   скажемъ,     что   человЕческій      умъ    знаетъ   абсо-                       положительной        наукЕ    можно      говорить    объ   абсолютЕ,      то   развЕ
                     лютъ    субъективно,      то-есть    сознаетъ     его   въ  самомъ   себЕ,   то это                       только    разумЕя     подъ    нимъ    не что    иное,   какъ    фактъ,    въ   томъ

                    будетъ    значить,     что   абсолютъ       имЕетъ     для   человЕческаго      ума                        смысл ,     что    на   фактѣ    останавливается        положительная         наука,
                                                                                                                                       ѣ
                                                                                                                                       m                                                                    8
   114   115   116   117   118   119   120   121   122   123   124