Page 124 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 124
гребовалъ, чтобы человѣкъ самъ въ себѣ , въ своемъ мышленіи
сознанш, и самъ изъ себя находилъ сущее, какъ истину ' всѣмъ: па чистую въ моральномъ отиошеніи жизнь Сократа,
э т о й односторонности Сократовой этики состояла необ- какъ жизнь мудреца, любомудраго, философа, а также и на
ходимость дальн йшаго ея движенія. Платонъ не остановился то, чтЬ было доступно нонимашю вс хъ, т.-е. на пріемы (а
ѣ
ѣ
па Сократовомъ моральномъ поняли добра, какъ всеобщаго не на методу) въ Сократовыхъ бесЪдахъ, не на сущность его
существенна™ для воли и деятельности субъекта. У Платона мышленія, а на отдѣльныя мысли. Какъ смотрѣли па Сократа,
дооро получаете уже высшее значеніе - о н о уже есть объек- какъ понимали и прилагали его ученіе сократики перваго
'гивное, всеоощее, а не только всеобщее попятіе для субъекта. разряда, — мы можемъ теперь составить себѣ ясное no-
Добро для субъекта, какъ конечная ц ль его деятельности, mine только изъ н которыхъ сохранившихся до насъ сочине-
ѣ
ѣ
есть у Платона только одна изъ формъ самосущей идеи добра ній одиосторонняго сократика Ксенофоита, не имѣвіпаго вовсе
вообще, а именно это есть только идея для "воли человече- учениковъ и последователей. На Ксенофонтѣ мы остановим!,
ской, а не есть безотносительное, самосущее, абсолютное добро наше вииманіе еще и потому, что онъ старался онредѣлить
до котораго возвысился Платонъ. 1 ' добро матеріально, по содержанію, оставленное Сократомъ въ
Наконецъ Сократъ не развилъ понятія даже и этого мо- этомъ отпошеніи неопределенным^ хотя и односторонне епре-
х н а т о , субъективна™ добра, ибо Сократъ оставилъ добро, дѣлилъ доброе или, какъ греки выражались, нераздельно— „пре-
красное
(то
какъ форму, не придавъ ей никакого определенна™ содер- второму и доброе" гораздо хаХоѵ ші а-уайоѵ ), какъ полезное. Ко
принадлежали
малочислениѣйшему,
разряду,
я * В о і 7 д л я Дальнѣйшаго развитія философіи прежде всего тѣ сократики, которые обратили свое вииманіе на сущность
И нужно было определить это добро. Ученики Сократа-Ксе- философіи Сократа, на принципъ ея и на методу и вообще на
иофонтъ, философскія школы киниковъ, или циниковъ, кире- результаты т хъ его изслѣдованій, который въ простомъ видѣ
ѣ
шшзвъ, или киренаиковъ, и мегариковъ - старались, хотІ и заключали въ себѣ глубокія философскія мысли. Изъ разряда
односторонне, придать добру определенное содержа« е. Такъ этихъ сократиковъ выдаются т , которые основали особыя
ѣ
историко-геиетически нереходимъ мы отъ Сократа къ одпос"
рошшмъ сократикамъ. мшмли философскія школы, называемый сократическими, частью раз-
вивая Сократовы принципы и своеобразно опредѣляя добро
матеріалыю, по содержаиію, частью восполняя Сократово уче-
III. Односторонніе сократики. піе другими философскими ученіями: такъ какъ Сократово ученіе
нуждалось въ такомъ восполненіи. Развивая и восполняя Со-
кратово ученіе, сократики второго разряда впали въ односто-
Сократъ имѣлъ много учениковъ и последователей назы- ронность, ибо развивали и восполняли Сократово учеиіе только
ваемыхъ вообще сократиками; по учепіе Сократа б ы Г весьма съ одной какой-либо стороны; такъ образовались школы: ки-
различно понимаемо ими, ибо его философ! і вовсе е Г ническая, или циническая, киренская, или киренайская, и
мегарская. Наконецъ къ третьему разряду относится тотъ
жсс во различныхъ матеріаловъ для нея, состоящихъ въ іу- ученикъ и послѣдователь Сократа, который, иопявъ всю Со-
с
чаиныхъ изслѣ довапіяхъ и отд льныхъ изреченіяхъ. Сократо™ кратову философію въ ея целостной связи и проиикнувъ въ
ѣ
учеше не могло представлять одного m L a « ^ ^ глубь ея, сущность, старался развить всесторонне и самостоя-
уже и потому, что Сократъ не излагалъ своего ученія писі- тельно и восполнить своеобразно Сократово ученіе другими
менпо. Между сократиками можно различить т р I Z t философскими учеиіями. Это—Платонъ.
^первому разряду можно отнести т хъ сократиковъ, Г Г ы е
ѣ
обращали внимаше на то, чтЬ особенно бросалось 'въ ш а Эдѣсь, въ третьемъ отдѣлѣ, мы ограничимся сократиками
только первыхъ двухъ разрядов!,, или односторонними, а изъ