Page 124 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 124

гребовалъ,  чтобы  человѣкъ  самъ  въ  себѣ ,  въ  своемъ  мышленіи
 сознанш,  и  самъ  изъ себя  находилъ  сущее,  какъ  истину  '  всѣмъ:  па  чистую  въ  моральномъ  отиошеніи  жизнь  Сократа,

 э т о й  односторонности  Сократовой  этики  состояла  необ-  какъ  жизнь  мудреца,  любомудраго,  философа,  а  также  и  на
 ходимость  дальн йшаго  ея  движенія.  Платонъ  не  остановился  то,  чтЬ  было  доступно  нонимашю  вс хъ,  т.-е.  на  пріемы  (а
                                                                ѣ
 ѣ
 па  Сократовомъ  моральномъ  поняли  добра,  какъ  всеобщаго  не  на  методу)  въ  Сократовыхъ  бесЪдахъ,  не  на  сущность  его
 существенна™  для  воли  и  деятельности  субъекта.  У  Платона  мышленія,  а  на  отдѣльныя  мысли.  Какъ  смотрѣли  па  Сократа,
 дооро  получаете  уже  высшее  значеніе  - о н о  уже  есть  объек-  какъ  понимали  и  прилагали  его  ученіе  сократики  перваго
 'гивное,  всеоощее,  а  не  только  всеобщее  попятіе  для  субъекта.  разряда,  —  мы  можемъ  теперь  составить  себѣ  ясное  no-

 Добро  для  субъекта,  какъ  конечная  ц ль  его  деятельности,  mine  только  изъ  н которыхъ  сохранившихся  до  насъ  сочине-
                                      ѣ
 ѣ
 есть  у  Платона  только  одна  изъ  формъ  самосущей  идеи  добра  ній  одиосторонняго  сократика  Ксенофоита,  не  имѣвіпаго  вовсе
 вообще,  а  именно  это  есть  только  идея  для  "воли  человече-  учениковъ  и  последователей.  На  Ксенофонтѣ  мы  остановим!,
 ской,  а  не есть  безотносительное,  самосущее,  абсолютное  добро  наше  вииманіе  еще и  потому,  что  онъ  старался  онредѣлить
 до  котораго  возвысился  Платонъ.  1  '  добро  матеріально,  по  содержанію,  оставленное  Сократомъ  въ

 Наконецъ  Сократъ  не  развилъ  понятія  даже  и  этого  мо-  этомъ  отпошеніи  неопределенным^  хотя  и односторонне  епре-
 х н а т о ,  субъективна™  добра,  ибо  Сократъ  оставилъ  добро,  дѣлилъ  доброе  или,  какъ  греки  выражались,  нераздельно—  „пре-
            красное
                                         (то
 какъ  форму,  не  придавъ  ей  никакого  определенна™  содер-  второму  и  доброе" гораздо хаХоѵ  ші  а-уайоѵ ),  какъ  полезное.  Ко
                                                                               принадлежали
                                                 малочислениѣйшему,
                         разряду,
 я *  В о і 7  д л я  Дальнѣйшаго  развитія  философіи  прежде  всего  тѣ  сократики,  которые  обратили  свое  вииманіе  на  сущность
 И  нужно  было  определить  это  добро.  Ученики  Сократа-Ксе-  философіи  Сократа,  на  принципъ  ея и  на  методу  и  вообще  на
 иофонтъ,  философскія  школы  киниковъ,  или циниковъ,  кире-  результаты  т хъ  его  изслѣдованій,  который  въ  простомъ  видѣ
                             ѣ
 шшзвъ,  или  киренаиковъ,  и  мегариковъ  -  старались,  хотІ  и  заключали  въ  себѣ  глубокія  философскія  мысли.  Изъ  разряда
 односторонне,  придать  добру  определенное  содержа«  е.  Такъ  этихъ  сократиковъ  выдаются  т ,  которые  основали  особыя
                                                         ѣ
 историко-геиетически  нереходимъ  мы  отъ  Сократа  къ  одпос"
 рошшмъ  сократикамъ.  мшмли  философскія  школы,  называемый  сократическими,   частью    раз-
            вивая    Сократовы       принципы        и   своеобразно       опредѣляя      добро
            матеріалыю,       по   содержаиію,       частью    восполняя     Сократово      уче-

 III.  Односторонніе  сократики.  піе  другими  философскими  ученіями:  такъ  какъ  Сократово  ученіе
            нуждалось      въ   такомъ     восполненіи.      Развивая      и  восполняя     Со-
            кратово     ученіе,    сократики      второго    разряда     впали    въ   односто-
 Сократъ  имѣлъ  много  учениковъ  и  последователей  назы-  ронность,  ибо  развивали  и  восполняли  Сократово  учеиіе  только
 ваемыхъ  вообще  сократиками;  по  учепіе  Сократа  б ы Г  весьма  съ  одной  какой-либо  стороны;  такъ  образовались  школы:  ки-
 различно  понимаемо  ими,  ибо  его  философ!  і  вовсе  е  Г  ническая,  или  циническая,  киренская,  или  киренайская,  и

            мегарская.       Наконецъ       къ   третьему       разряду      относится      тотъ
 жсс  во  различныхъ  матеріаловъ  для  нея,  состоящихъ  въ іу-  ученикъ  и  послѣдователь  Сократа,  который,  иопявъ  всю  Со-
 с
 чаиныхъ  изслѣ довапіяхъ  и  отд льныхъ  изреченіяхъ.  Сократо™  кратову  философію  въ  ея  целостной  связи  и  проиикнувъ  въ
 ѣ
 учеше  не  могло  представлять  одного  m  L  a  «  ^  ^  глубь  ея,  сущность,  старался  развить  всесторонне  и  самостоя-
 уже  и  потому,  что  Сократъ  не  излагалъ  своего  ученія  писі-  тельно  и  восполнить  своеобразно  Сократово  ученіе  другими
 менпо.  Между  сократиками  можно  различить  т р I Z t  философскими  учеиіями.  Это—Платонъ.

 ^первому  разряду  можно  отнести  т хъ  сократиковъ,  Г Г ы е
 ѣ
 обращали  внимаше  на  то,  чтЬ  особенно  бросалось  'въ  ш а  Эдѣсь,  въ  третьемъ  отдѣлѣ, мы  ограничимся  сократиками
             только    первыхъ     двухъ     разрядов!,,    или односторонними,           а изъ
   119   120   121   122   123   124   125   126   127   128   129