Page 128 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 128

I T Z T r r r  И , Й т  "  П  '  m  помо-  помъ?  А  онъ  навѣ рное  показался  бы  тѣмъ  и  другимъ,  если
                                                                                 затѣмъ лже-
 ДТП',  Т  д  Т  бы,  сов туя  указываемое     божествомъ,      оказывался    прорицаніями,
                     ѣ
                                         что
                                               онъ
                     Поэтому
                                 ясно,
                                                      не
                                                                         бы
            цомъ.
                                                          занимался
            если   бы   не   имѣлъ    твердой      вѣ ры   въ  то,    что они     исполнятся.
            Но   кто   могъ    бы   обратиться      съ    этой   вѣрой     къ    какому-либо
 o J t e  ft  другому   существу      кромѣ     божества?       Если    же   онъ   вѣрилъ     m.
 „я J  ?  Я  У Д И В Л Я Л С Я  Ксенофоптъ),  какими  дово-  боговъ,  то  какъ  онъ  могъ  сказать,  что  боги  не  существуют!?
                 Напротив!,
                                                          образомъ
                                                                        поступал!
                                        слѣдующимъ
                                  онъ
 дами  обвинители  Сократа  убѣдилн  аоиняиъ  будто  Сократъ  кими  ему  людьми:  въ  необходимом!  онъ  совѣтовалъ  ст. близ-
                                                                                      д йство-
                                                                                        ѣ
 достоинъ  смерти,  потому  что  самое  обвиненіе  нротивъ  fre  о  вать  такъ,  какъ,  но  ихъ  мпѣнію,  можетъ  быть  сдѣлано  наилучше:
 Z : : Z ^ r  h  H  0  Г  0 е :  "  С 0 К І Ш Ъ  д ѣ  й с т в У  е т ъ  противно  за-  по  относительно  неизиѣстиаго  совѣ товалъ  послать  спросить  ора-
 * Z n n x ï  r n ?  '  Т ѣ  м ъ  '  Ч Т 0  0 Н Ъ  н е  п  Р  и з и а № ь  боговъ, при-  кулов!,  дѣлать  ли?
 знанных!  государством!,  И  вмѣсто  НИХЪ  ВВОДИТЬ  ЧѴЖДЫХИ  ОМѴ
                                                                                 ѣ
 боговъ,  а  также  тѣмъ,  что  онъ  развращает!  шиошеГ  У  О І І Ъ  говорилъ,  что  въ  маитикѣ  нуждаются  нам ревающіеся
            хорошо     управлять      своимъ     домомъ    или  государством!,      но  —  какъ
 з а е т с я м Г г ? и Т  n J H K T a  о б в и н в ™ - н * м ъ ,  снрапш-  сдѣлаться  искусшлмъ  плотиикомъ,  кузнецомъ,  земледѣльцемъ,
 0
 в о и  Го'  Z Z  Э Т ° ° К а 3 а Т Ь ?  В Ѣ  Д Ь '  к а к ъ  - * с т н о ,  онъ до-  начальником!  или  искуспымъ  ревизором!  работъ,  или  искусными,
 Д
 вольно  часто  припосилъ  жертвы  отчасти  дома,  отчасти  на  счетчикомъ,  правителем!,  командующим!  войсками,—все  это,
 публичных,  жертвенникахъ  города;  не  тайна  также  z  то  ч  о  по  его  мнѣнію,  должно  быть  изучено  и  изслѣдовано  самими,

 н  аге)  м Г  а Л С Я  М а і І Т И К 0 Ю  ^искусством!  нредсказанія  буд -  умомъ  человѣ ка.  Но  самое  важное  во  всѣ хъ  этихъ  познаніяхъ
 іщино  юазскяч'м  ^  О И е ч н о '  о  ™мъ,  что  Сократъ  обыкно-  боги  оставили  за  собой,  и  изъ этого  ничего  неизвѣстио  людямъ.
 венно  разсказывалъ,  какъ  божество  сообщает!  ему  свои ѵ ка-  Такъ,  хорошо  обработавшему  ниву  неизвѣстпо,  кто  будетъ  со-

 е і о Г ъ  Со°к ОТСЮДа ,'  К а Ж е Т С Я '  И  №  и  сказанное  обвине-  бирать  съ  пся  плоды;  тому,  кто  хорошо  устроили,  свой  домъ,

 " ™ , Г о Г  в в о Г  Р а Т а '  б у Д Т 0  0 П Ъ  В В 0 Д И Т Ъ  п о в ы я  божества.  Но  неизвѣстпо,  кто  будетъ  въ  немъ  жить;  полководцу  неизвестно,
 к о т 2 , р  Д И Л Ъ  Т а К Ъ  Ж е  М а л о  и о в а г о >  ™  и  всѣ  другіе  полезно  ли  ему  командовать  войскомъ;  политику  неизв стио,
                                                                                         ѣ
 которые  съ  полною  вѣрою  въ  мантику  пользуются  пт  ш  полезно  ли  для  него  стоять  во  глав*  государства;  женившемуся
 Г Г Г Г Г  И и  жертвами; ѣ дь  1 ти  «  на  красавиц*,  чтобы  быть  счастливым!,  неизвестно,  не  черезъ
 в
 э
 ч е п е Г  Щ  ,  а Ю Т Ъ  П О Л е : ! П О е  д л я  спрашивающих!,  но  что  нее  ли  будетъ  они, мучиться;  пріобрѣвшему  могущественных!
 °
 ра  ъ  Z  L  і  У Е а З Ы В а Ю Т Ъ  П Л е З Н О е ;  ™ - Д У »  "  С  "  въ  город*  союзников!  неизвестно,  не  черезъ  иихъ  ли  опт,  ли-
 омъ  К  '  б 0 Л Ь Ш И Н С Т В 0  Л І О д е й  выражаются  такимъ  обра-  шится  города.  Люди,  признающіе,  что  ничего  въ  этомъ  п*тъ
                                                                ѣ
 т Г ' н т и Г н Г н  О Н  Г  П О Л У т а Ю Т Ъ  П ° у Ч е Н І Я  "  п Р Д° с т е Реженія  божескаго,  а  все  это  есть  дѣло  челов ческаго  разума,  по  его
 У
 е
 Оіъ  ныщъ  И т.  п.;  Сократъ  же  говорилъ  именно  такъ  кики  словами,,  безумствуютъ.  Безумствуют!  также,—говорилъ  онъ,
 Г  К  Г  Г 0 В 0 Р И Л Ъ '  Ч Т °  е м у  у І Ш а Н І Я  ' е т ъ Г  спрашивающіе  боговъ  о  томъ,  чтЬ  боги  дали  людямъ  разли-
            чать,   когда    они   тому    научатся;     напримѣръ,      еслибы     кто   спра-
 Г  Г  J L  И З Ъ  С В 0 И Х Ъ  д р У  : і е й  онъ  совѣтовалъ  дѣлать  ишвалъ,  лучше  ли  взять  для  лошадей  человѣ ка,  умѣющаго  дер-
 о,  не  дѣлать  того,  такъ  какъ  божество  дало  ему  на то   жать  возжи,  или  неумѣ ющаго;  лучше  ли взять  па корабль  умѣ ю-
 "  e t  і і е ?  е Г 0  Э Т 0  с л у жило  1  пользуГтѣ  щаго  имъ править,  или неумѣюіцаго;  вообще  все,  чтб  можно
 HT  „ u l  1 1  С л у ш а л и с ь '  п о т о м ъ  Раскаивались.  Да  и кто   узнать,  сосчитавши  или измѣривши,  или  взвѣсинпш.
 въ  самомъ  д л ,  не  согласится  съ  тѣмъ,  что  Сократъ  не
 ѣ
 ѣ
 К Я З а Т В С Я  б  л  —  людямъ  ни  полоумныМЪ,  НИ  Г а с ?  Онъ  полагалъ,  что  спрашивающіе  объ  этомъ  боговъ  по-
   123   124   125   126   127   128   129   130   131   132   133