Page 129 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 129

научиться     Т    Г    '     П Р е С Т У Ш Ю  И  Г Ш Ю Р И Л Ъ :  ч е м У  »  можемъ                   ческомъ,     разбирая,     чтб   благочестиво       и  чтб  нечестиво,     чтб  пре-
                       т о м Г с П Н          П          У Ч а Т Ь ;  а  4 T Ö  и е  » * и о  человѣку,   о                    красно     и  чтб    дурно,    чтб   праведно      и  справедливо,      и   что   не-
                       такъ   какъ    бо"     Г    ™                        б °  Г 0 В Ъ         мантику,                       праведно     и  несправедливо,        чтб    благоразуміе       и   чтб    безуміе,
                       ~      Ъ               °  Т К р Ш а Ю Т Ъ  ИСТИН У            »   кому    они    ми-                    чтб   мужество,       храбрость      и   чтб  трусость,      чтб   государство      и

                                                                                                                               чтб   гражданина,      чтб  управленіе      людьми     и   чтб   способный      пра-
                            Но   кромѣ     того   Сократъ     всегда    былъ    на   виду,   потому     что
                                                                                                                                витель   и   т.  д.  Зпающихъ        эти   предметы      онъ   считалъ     людьми
                      птошГь       Г ™ °  Т П Р а В Л Я Л С Я  П а  "  Р 0 Г У Л Ю  »  »  гишазіи  а  когда                    прекрасными        и  добрыми,      a   незиающихъ       можно,      по   его   мн -
                                                                                                                                                                                                                  ѣ
                                 т    Г  П  : Г Ѵ  г  1 Ю Д 0 М Ъ  '  б н л ъ в и Д ' -    д а ;  осталь-                       нію,   вполнѣ    справедливо       назвать    рабскими      душами.
                                                                               Ь
                      Г ь ш е         ад         Д а  б Ш Ъ  Г а М Ъ '  Г Д Ѣ  М 0 Г Л 0  с о б Р  а т ь с я  ™и-                    Вгірочемъ     не   удивительно,       что  судьи    погрѣшили       въ   томъ,
                                                                                                                               о   чемъ   пеизвѣстио      было,     какъ    думалъ     Сократъ;      но   какъ    не
                      с л у г ^ т Г ' е Г н п  0 4 ™  ,1Се  В Р Ѳ  М Я  Г 0 В °  Р И Л Ъ '  и  ^^атогціе  могли                 удивляться     тому,    что  они    не   обратили     вниманія     на  то,  чтб  всѣ
                     З а 2 2 и                        Н И К 0 Г Д а  Н е  І Ш Д Ѣ  Л Ъ  и  "  е  слыпгалъ  Со-                  знали?
                     с Г Г ;   ™     Г          "  Л И  Г 0 В °Р "Р'  М Т '  что-либо  безбожное,   нече-                            Онъ    былъ    убѣждеиъ,     что   и  заботятся    боги   о  людяхъ     далеко
                                                             Я
                     пе    о к ъ    б 0 ш Г  С Т В °  Н Н О е ;  И  °  П Р И Р °  Д Ѣ  В Ѳ  І Ц е Й  0 Н Ъ  1                   пе  такъ,   какъ   думаете     то  большинство,       которое     полагаете,     что
                     пшичоіпеігт                 Ч а С Т Ь  Д Р У Г И Х Ъ  "  н е  Разсматривалъ,   Іакъ                        боги    одно    зпаютъ,      другого     не  знаготъ.     Сократъ      былъ     того

                        —             х Г "      П   а   —       "  К О С М О С Ъ "  и  по  каким;  зако                        мн нія,    что   боги   зішотъ     все:   и  то,   чтб   говорится,     и  то,   чтб
                                                                                                                                   ѣ
                              п р о ж д и т е   каждое     небесное      явленіе;    мало    того    D a  -
                                                                                                                                д лается,     и  то,  чтб   замышляется        втайп ;    что   боги    всевѣдущи
                                                                                                                                                                                      ѣ
                                                                                                                                 ѣ
                     n Z r à Z l         0 б Ъ  Э Т 0 М Ъ  Т  Г г Р Р  а в ш в а л ъ  къ  безумцште.  Мо-                       и  даютъ     человѣ ку    указанія     обо   всемъ    человѣческомъ.
                                                                  и
                      раль     прежде     всего   смотрѣлъ,      приступают         ли   они   къ    наз-                            Поэтому-то       я  удивляюсь,      какимъ     образомъ     аѳ иняне     повѣ-
                                                                                                                                риди,    что   печестиво     мыслить     о   богахъ     Сократъ,       тотъ   чело-
                    Jo«   г                   Ж С  °  Н И '  о с т а в и и >  человеческое  и  разсматші-                       в къ,   который      никогда     пичего   печестиваго,      бевбожнаго     не   ска-
                                                                                                                                 ѣ
                    : ; y t —   o c  '  д у м а ю т ъ  '    ч т °   п  °  с т у  —                                              залъ   и  не   сд лалъ,      а   поступалъ      и  говорилъ     такъ,    что    если
                                                                                                                                                  ѣ
                                                                                                                                                   говорилъ
                                                                                                                                                                                           иной,
                                                                                                                                                                   дѣлалъ
                                                                                                                                                                и
                                                                                                                                                                              кто-либо
                         Онъ    даже    находилъ      страннымъ,      что   для   нихъ    неясно     что                        бы   подобное   его   благочестивѣйшиыъ           человѣкомъ.       то   павѣ рное
                                                                                                                                           бы
                                                                                                                                считали
                   челов ку      невозможно       изслѣдовать     это,   потому    что    д а я Г о П Г                              Быть    можетъ,     кто-нибудь      нодумаетъ,      что  Сократъ     оказался
                          ѣ
                   н = 1    Г  Г  Р  е  Н  І  е  М   °  б Ъ  ™      предметахъ       иадагаютъ      ихъ                         лжецомъ      относительно      божества,      такъ   какъ    онъ   говорилъ,     что
                   S       Ä       с      ъ       другомъ     и тносятся дииъ           »    другом  у                          божество     чего   не   долженъ,       а  ему  указанія,     чтб   онъ присудили
                                                                                                                                                            дѣ лаетъ
                                                                                                                                                                                                          долженъ
                                                                                                                                              напередъ
                                                                 о
                                                                               о
                                                                                                                                          и
                                                                                                                                дѣлать
                                                                                                                                                                                      тѣмъ
                                                                                                                                                                            между
                                                                                                                                                                                               судьи
                   ч е т о й Т к Г н ™        1 ,   У  Ш Г Х Ъ  11  С Л Ѣ  д у Ю Щ е е :  к а  -  пзучающіе                     его   къ  смертной      казни.
                   Г о Г Г Г         П 0 Л а г а ю т ъ '  ч т о  печенное  сдѣлаютъ     и  для   себя                                Пусть    же    онъ   сперва     подумаете      о  томъ,    что   Сократъ     въ
                   и  Для   кого   пожелаютъ,       то   такъ   ли   изслѣдуюпре      божеское      на-                         это    время    былъ    уже    въ  такомъ      возраст*      (по   свидѣтельству
                   Ï Z :      Г  С К а в Ш И С Ь '    й  "о   какимъ     законамъ      происходите                              Діогена    Лаэртскаго,      ему    было    семьдесятъ     лѣтъ),    что    оиъ   все
                                                                                                                                                  бы
                                                                                                                                                       если
                                                                                                                                                                                                 позже;
                                                                                                                                                               не
                                                                                                                                         умеръ
                                                                                                                                                                   тогда,
                                                                                                                                                                                                               ѣ
                                                                         °
                                                                                      « ' г о д а '
                                                                    И
                                                                       Д Ж Д Ь
                                если
                                       они
                  "  и  оч  '   Z      O T T " '       И  В Ѣ  Т 6 Р Ъ ' чемъ-либо '  и подобномъ  или                          равно  этимъ     Сократъ     освободился     то  немногимъ    тяжелаго     зат мъ,
                     проч.,
                                              нуждаются
                                                             въ
                                                                                                                                                                                                           иеріода
                                                                                                                                что
                                                                                                                                                                                    самаго
                                                                                                                                                                              отъ
                  же,   напротивъ,       ничего    подобна™       они   не   ожидаюте       П о с т а                           жизни,     когда     осдабѣваютъ        умственныя       силы    людей.     Вмѣ сто
                  точно   для    нихъ    знать   только,    какъ    все   это   н р Г с х о д и Н Т                             этого   Сократъ      стяжалъ     славу,    выказавъ     величіе    души.
                 вонрстПи        C T "       С °  К Р а Т Ъ  °  Л И Ц а Х Т "  занимавшихся    этими                                 Свою     защиту     высказалъ     онъ   съ  величайшею        правдивостью,
                 вопросами.      Самъ    же    онъ   всегда    разсуждалъ      только    о   человѣ-                            величайшею        свободою       и   величайшею        правдою      и  справедли-
   124   125   126   127   128   129   130   131   132   133   134