Page 125 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 125

°
                      г        »          УЧ НІЯ    Ш а Т 0 П а  С СТаВИМЪ      ° Собый >       тертый                               Начнемъ       съ  сочиненія      „ Воспоминанія       о  Сократ!/',     потому
                                             Ѳ
                                                                                                                                что   въ  немъ      Ксенофонтъ        говорить      собственно     только     о  Со-
                                                                                                                                крат!.,   а   следовательно        оно   непосредственно         примыкаете       къ
                                                     1.  Ксенофонтъ.                                                            тому,   что   до   сихъ    поръ    было    мною    изложено      о  Сократ .
                                                                                                                                                                                                             ѣ

                     т,ѵ , у т 1  О Д Н О Й  СТ °Р° ІГЫ >  Ксенофонтъ     принадлежитт.       къ   числу
                             С

                        гопно   Т  И К 0 В Ъ  '  К 0  Т  И е  °  б р а Г И Л И  С Ю С  В  "  И ы а  "  і с  "Рсиму,ц  -                              A.  В О С П О М И Н А Н І Я  О  С О К Р А Т И .
                     ствеішо     па    личность     Сократа      и  на   жизнь     его,    какъ    жѴты,
                     ж          ж          ™            у ч е н і я  ~  н а               г : ; : :                                  Это    Ксенофонтово        сочиненіе     обыкновенно        дѣлятъ     на   че-
                     ВЪ   бес дахъ     пріемы     и  на   его   отдѣльныя       мысли     и  изреченія                          тыре    книги,    изъ   которыхъ      каждую      подраздѣляютъ         затѣмъ    на
                              ѣ
                                o  P y  r  С Т 0 Р 0 І Ш '  К с е П 0 ф 0 П т а '   прочимъ       сокра-                        главы.
                     гикамь,    основавшимъ        одностороннія       философскія       школы      ста-                             Но    содержанію      слѣдуетъ      отличать    тѣ   главы,    въ   которыхъ
                    рался    провести      во  вс хъ    своихъ     ученіяхъ     принципъ      Сшра     о-                       Ксенофонтъ       излагаете     собственно      свою    анологію     Сократа,    отъ
                                                  ѣ
                      ои  этики,    именно     добро,    оставленный       Сократомъ       въ   н « -                           т хъ    изъ   НИХЪ,    гдѣ   Ксенофонтъ,        обыкновенно       въ   формѣ    Со-
                                                                                                                                 ѣ
                    дѣленности;      „о,   подобно     этимъ    сократикамъ,        онъ    посмотрГъ                            кратопыхъ      бесѣ дъ,    передаете     самое    учеиіе    Сократа.     Впрочемъ
                    на    этотъ    принципъ        односторонне;       а   именно:      взоянулъ      на
                                                                                                                                                                                                   ѣ
                                                                                                                                тѣ   и  другія   главы     состоять      у   Сократа     въ   т си йшей        связи
                                                                                                                                                                                               ѣ
                    Ж г г м ъ       с  у  д н 0 й    и з ъ  с т о р о н ъ  '  с ъ  к о т о  ^         «                         между     собою,    ибо   излагаемое      Ксенофонтомъ        Сокрагово       учспіе
                    княтовп   і    г        К р а Т Ъ '  0 0  С Т О р О Н И  П О л ь з ы >  нонялъ  Со-                         представлено        такъ,    что    оно   служить      дополненіеыъ       къ   тому,
                    кратово    доброе     какъ   полезное     для   человѣ ка,    такъ    что   Ксено-                          что   собственно     можетъ      быть    названо   Ксенофонтовою         апологіею

                   t r Ѵ  о й с т в е    е С Т Ь  y  ™  a  p  ™    -   его  за^одыш .       В с л - S e                         Сократа;     ибо   почти    во   вс хъ    приводимыхъ       Ксенофонтомъ         бе-
                                                                                       ѣ
                                                                                                                                                                   ѣ
                   такого    двойственна™        характера      Ксенофонтова         ученія,    Ксено-                          с дахъ     Сократа     Ксенофонтъ       повторяете,      что  Сократъ      старался
                                                                                                                                 ѣ
                   Ж Г а Т        Я   е  Г  Ь     С °  б 0 Ю  И С Т 0 Р  и к о "  г е н е т и ч е с к і й  переходъ             принести     своимъ     собесѣдникамъ        пользу,      какъ    пѣчто     доброе,
                   чо іѵ   и  пп          одиостороннимъ         сократическимъ        гаколамъ,   по-
                   чему    и  поставленъ      много   въ   исторіи    философіи     послѣ   Сок,   ата                          такъ   какъ    подъ    добрымъ      онъ   и  понималъ       не   что  иное,    какъ
                   но   передъ    этими     школами.                                         ьокраіа,                           полезное.

                        Такой    двойственный       характеръ      Ксенофонтова        философскаго                                  Итакъ     прежде     всего    изложимъ     здѣсь   собственно      Ксеиофон-
                    чешя    отражается      во   вс хъ     сочнненіяхъ       Ксенофігга          Й    Г                         тову    апологію     Сократа,     а   потомъ     укажемъ      въ   ея  дополнение
                                                    ѣ
                                                                                                                                                                                          примѣровъ
                                                                                                                                                                        ѣ
                                          М е Н Ѣ  % 1  И Л О С °  Ф С К О е '  а  не  историческое  со-                        па   нѣкоторыя      Сократовы       бес ды     въ  видѣ   именно     въ  на учепіе
                                                                                                                                                                           полезпаго,
                                                                                                                                Сократа
                                                                                                                                                                                                                 са-
                                                                                                                                               добромъ
                                                                                                                                            о
                                                                                                                                                                                                          томъ
                                                                                                                                                           въ
                  держаніе,      а   именно:     a)   Воспоминапія       о   Сократ ,      б)   Пипъ                                                            смыслѣ
                                                                                      ѣ
                  в)  Экономика,       г)  Гіеронъ     тиранъ     и  д)  Киропедія.                Р  '                         момъ    смыслѣ,     lia  который     Ксенофонтъ        односторонне       обратилъ
                       Въ    такомъ     именно      порядкѣ      мы     обозримъ      существенное                              свое   вниманіе.
                  содержа,,,е     этихъ    сочиненій,      насколько      это   имѣетъ      д Т н а с ъ                               Ксенофонтъ       въ  своей    апологіи     Сократа     („Воспоминал ія       о
                                                                                                                                                              !
                                                                                                                                                                     2;
                                                                                                                                                                 и
                                                                                                                                                                               I
                                                                                                                                              кн. ,
                                                                                                                                                    I
                                                                                                                                         ѣ
                  вдѣсь   какое-либо      значеніе,    потому    что   этотъ    именно     норяГкъ                              Сократ "     обвиненіе  гл. Сократа,      кн. V,      гл.   8)  приводить фор-
                                                                                                                                                                          представленное
                                                                                                                                мальное
                                                                                                                                                                                                народному
                                                                                                                                                                                                                суду
                 ~                   н о ?   Ф И Л 0 С ° Ф С К І Я  С 0 Ч И Н е Н І Я  Ксенофонта  какъ                         со   стороны     драматическаго       писателя     Мелита,     или  Мелета,     ора-
                 T J L   Ц       '  П 0 С Т С і е ш ю '  генетически    развивающееся,          тѣмъ                            тора   Ликона      и  кожевеннаго       торговца,      вліятельнаго       демагога
                                            '
                 гголйе,    что    намъ    неизв стенъ       хронологическій       порядокъ       въ
                                                  ѣ
                                                                                                                                                    ѣ
                 которомъ      эти   сочиненія      появлялись     одно    за  другим?      во  'вре                            Анита,    ненавид впшхъ         Сократа     за  тѣ   обличенія,    которыми      опт,
                                                                                                                                преслѣдовалъ       ихъ     дѣйствія.     Но    Ксенофонтъ         приводите     это
                                                                                                                                обвиненіе     со   словъ   другихъ,     потому   что   самъ   онъ    въ   это  время
   120   121   122   123   124   125   126   127   128   129   130