Page 121 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 121
Ибо по ту сторопу факта для поя ничего не существуете по- рому Сократъ придала объективное значеніе, ибо онъ призналъ
доено тому какъ въ метафизик* н тъ ничего по ту сторону
ѣ
на
ѣ
благѣ
абсолюта. Словомъ, для метафизики абсолюте есть непосред- его конечною ц лыо всего міра, и свою этомъ добрѣ, этомъ осно-
всю
Въ
отно-
міросозерцаніс,
все
свое
физику.
вала
ственно, субъективно познаваемое объективное сущее, и потому шены Сократъ, съ метафизической точки зр нія, возвысился
онъ есть пред лъ, дал е котораго она пе идете; онъ есть по- ѣ
ѣ
ѣ
надъ софистами, не признававшими вовсе ничего объективнаго,
б Г Т е ! Г ? Т М 0 С Т Р е б ° В а Н І е У М а ) ' а К С І О м а > К О Т °Р а я можетъ утверждавшими, что и тъ ничего самосущаго, независимая отъ
ѣ
быль демонстрирована, доказываема, т.-е. выводима изъ чего- индивидуальна™ мнѣ нія; но Сократъ не опредѣлилъ, не развила
либо высшаго какъ изъ своего принципа. Подобно этому въ этого понятія добра, блага, какъ объективнаго самосущаго, именно
положительной наук* факте есть предѣлъ, далѣе котораго она по отношенію къ объективному міру, къ вн шней природѣ;
ѣ
не идете, есть постулате, аксіома, есть положительная, абсолют- а потому Сократъ впалъ въ ту односторонность, что пренебре-
ная истина, есть абсолюте. Не такъ понимаете единство субъ- гала физикою, иатурфилософіею, какъ пустымъ зианіемъ, не
ективна™ и объективная метафизика, и потому съ своей точки имѣющимъ значенія для человѣческой д ятелыюсти. Онъ одно-
ѣ
зр шя она находить верховный принципъ Сократа какъ одно- сторонне опредѣлилъ добро только какъ самосущую, объективную
ѣ
сторонне-субъективный, неудовлетворительным^ Въ такой не- цѣль для самосозиающей, субъективной воли челов ка, для его
ѣ
удовлетворительности Сократова верховнаго принципа съ мета- практической дѣятелыіости, — слѣдовательно опредѣлилъ его
физической точки зр нія лежала внутренняя причина, ло ичс- (добро, благо) только съ этической, а не съ натурфилософ-
ѣ
S Ä r C T b Д а Л Ь Н Ѣ Й Ш а Г 0 — - г е н е т и ч е с і г о раз- ской стороны. Всл дствіе такого пренебреженія со стороны
ѣ
Сократа всѣмъ т мъ, чтб было сдѣлано до негЪ для физики
ѣ
Прежде всего нужно было поставить верховнымъ нринци- иатурфилософами, нужно было восполнить этотъ недостатокъ
номъ абсолютомъ умъ, нрисущій міру, слѣдовательно объек- Сократа, чтб также сдѣлалъ Платонъ. Итакъ, и въ отношеніи
тивный или, лучше сказать, этимъ объективнымъ принципомъ Сократовой физики, въ ея неудовлетворительности, лежала внут-
о Г о с т Г и л ч В О С П О Л Н И Т Ь « H b Сократа Ш а - ренняя необходимость, логическая причина дальнѣйшаго исто-
° " а ш г л ъ Т У У УИ> точку зр пія, съ которой Сократе рико-генетическаго развитія философы.
ЗК
ѣ
н Т Г о б ш е е п С а М У . ° С е б Ѣ И Д Л Я С е б Я Разсматривая Сократово этическое ученіе съ метафизиче-
П
'
илеиТ в І к Я П е ) ' И П р Ш Н а Л Ъ е е З а с УЩ Н 0 »ь міра какъ ской точки зрѣ нія, мы можемъ сказать слѣ дующее: предмета
идеи) Всеобщія нопятія, на которыхъ остановился Сократе Сократова ученія о нравственности есть собственно мораль;
Платонъ призналъ не болѣе какъ только вѣрными представ-' главный момента въ морали—это мое пониманіе, сознаніе
лешями челов ческаго ума, ищущаго въ единичныхъ, Z добра (сов сть). Мораль состоитъ въ томъ, что субъекта изъ
ѣ
ѣ
^енріятшхъ того, что въ иихъ есть общаго, и нризнаю- себя, свободно опредѣляетъ, чтб есть нравственно-доброе, и
щаго это всеобщее за истинно-сущее, ибо Сократе не взоГеГъ въ то же время признаетъ это опредѣленіе не своимъ іолько
ѣ
в о з в ы с я Г в ъ
область и д еТ °Н А ° ^ и состояла внутренняя > необходимость продуктомъ, a ч мъ-то вѣчнымъ и самосущимъ. До Сократа
—
С У
Г
Въ
идеи.
область
этомъ-то
ѳ
дальн ишаго развитія Сократовой діалектики, чтб и п 2 2 - а иняне не были моральными людьми; они хотя и дѣлали
ѣ
нялъ Платонъ. ' "рмири доброе, но дѣлали это безъ рефлексы (вникаиія, углубленія въ
себя); мораль же присоединяете къ этому рефлекеію, состоя-
Самое высшее верховное понятіе, до котораго дошелъ Со- щую въ знаиіи, что доброе есть именно это, а пе что-либо
кратъ посредствомъ отвлеченія общаго отъ едииичностей бшо другое. Итакъ, Сократъ первый породила филоеофію морали,
верховное понятіе всеобщаго добра, блага. ЭІо в с е о 6 Z e \ Z o какъ субъективной нравственности, въ отличіе отъ объективной,
благо было единственное субъективное, всеобщее понятіе к о т общественной, притомъ популяризировала ее, такъ какъ оиъ
* в*