Page 121 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 121

Ибо   по   ту   сторопу    факта     для   поя   ничего    не  существуете       по-                     рому     Сократъ     придала     объективное       значеніе,   ибо   онъ  призналъ
                      доено    тому     какъ    въ  метафизик*       н тъ     ничего    по   ту   сторону
                                                                      ѣ
                                                                                                                                                                                 на
                                                                                                                                                     ѣ
                                                                                                                                                                                                      благѣ
                      абсолюта.     Словомъ,      для   метафизики        абсолюте      есть   непосред-                       его   конечною       ц лыо     всего   міра,   и свою этомъ   добрѣ,   этомъ   осно-
                                                                                                                                                                          всю
                                                                                                                                                                                                 Въ
                                                                                                                                                                                                              отно-
                                                                                                                                                    міросозерцаніс,
                                                                                                                                       все
                                                                                                                                             свое
                                                                                                                                                                                      физику.
                                                                                                                               вала
                      ственно,    субъективно       познаваемое      объективное      сущее,   и   потому                       шены      Сократъ,     съ   метафизической         точки    зр нія,    возвысился
                      онъ   есть   пред лъ,     дал е    котораго      она   пе  идете;   онъ   есть   по-                                                                                     ѣ
                                                     ѣ
                                         ѣ
                                                                                                                               надъ    софистами,      не   признававшими         вовсе  ничего    объективнаго,
                     б  Г Т е ! Г ? Т     М 0 С   Т Р е б °  В а Н І е  У М а ) '  а К С І О м а >  К О Т °Р а я  можетъ       утверждавшими,         что   и тъ    ничего    самосущаго,     независимая        отъ
                                                                                                                                                              ѣ
                     быль    демонстрирована,         доказываема,       т.-е.  выводима      изъ    чего-                     индивидуальна™         мнѣ нія;   но  Сократъ     не  опредѣлилъ,      не   развила
                     либо    высшаго      какъ    изъ   своего    принципа.      Подобно      этому     въ                     этого   понятія   добра,   блага,   какъ   объективнаго     самосущаго,      именно
                     положительной        наук*     факте    есть   предѣлъ,     далѣе    котораго    она                      по   отношенію        къ   объективному        міру,    къ   вн шней      природѣ;
                                                                                                                                                                                               ѣ
                     не   идете,   есть  постулате,     аксіома,   есть  положительная,        абсолют-                        а   потому    Сократъ      впалъ    въ  ту  односторонность,        что  пренебре-
                     ная   истина,     есть   абсолюте.     Не    такъ  понимаете      единство     субъ-                      гала    физикою,      иатурфилософіею,         какъ    пустымъ      зианіемъ,      не
                     ективна™      и   объективная       метафизика,     и  потому     съ  своей   точки                       имѣющимъ        значенія     для   человѣческой      д ятелыюсти.       Онъ    одно-
                                                                                                                                                                                     ѣ
                     зр шя     она   находить      верховный      принципъ      Сократа    какъ    одно-                       сторонне     опредѣлилъ     добро    только   какъ   самосущую,      объективную
                        ѣ
                     сторонне-субъективный,            неудовлетворительным^            Въ   такой    не-                      цѣль    для   самосозиающей,         субъективной       воли   челов ка,    для   его
                                                                                                                                                                                                     ѣ
                     удовлетворительности          Сократова      верховнаго      принципа     съ  мета-                       практической        дѣятелыіости,      —    слѣдовательно       опредѣлилъ        его
                     физической      точки    зр нія    лежала     внутренняя      причина,     ло   ичс-                      (добро,     благо)    только     съ  этической,      а  не    съ   натурфилософ-
                                                ѣ
                    S       Ä r     C   T  b     Д а Л Ь Н Ѣ  Й Ш а Г 0  — - г е н е т и ч е с і г о  раз-                     ской    стороны.      Всл дствіе      такого     пренебреженія         со  стороны
                                                                                                                                                          ѣ
                                                                                                                               Сократа      всѣмъ    т мъ,    чтб   было     сдѣлано      до  негЪ   для    физики
                                                                                                                                                      ѣ
                         Прежде      всего    нужно     было   поставить      верховнымъ       нринци-                         иатурфилософами,           нужно     было    восполнить      этотъ    недостатокъ
                    номъ     абсолютомъ       умъ,    нрисущій      міру,   слѣдовательно        объек-                        Сократа,      чтб  также     сдѣлалъ    Платонъ.      Итакъ,    и   въ  отношеніи
                    тивный      или,   лучше     сказать,    этимъ    объективнымъ        принципомъ                           Сократовой       физики,    въ  ея  неудовлетворительности,         лежала     внут-


                     о Г о с т Г и л ч  В О С П О Л Н И Т Ь              « H b         Сократа      Ш а -                      ренняя     необходимость,       логическая      причина     дальнѣйшаго        исто-
                           ° "  а ш г л ъ  Т У  У УИ>   точку    зр пія,     съ  которой       Сократе                          рико-генетическаго         развитія    философы.
                                               ЗК
                                                                    ѣ
                   н Т Г о б ш е е    п   С а М У . °  С е б Ѣ  И  Д Л Я  С е б Я                                                    Разсматривая       Сократово       этическое     ученіе    съ   метафизиче-
                                                 П
                                            '
                   илеиТ     в І к        Я П е ) '  И  П р Ш Н а Л Ъ  е е  З а  с УЩ  Н 0 »ь  міра  какъ                       ской   точки    зрѣ нія,   мы    можемъ      сказать    слѣ дующее:      предмета
                   идеи)     Всеобщія      нопятія,     на   которыхъ       остановился       Сократе                           Сократова      ученія     о   нравственности        есть   собственно      мораль;
                   Платонъ      призналъ       не   болѣе    какъ    только    вѣрными       представ-'                         главный      момента      въ    морали—это        мое    пониманіе,       сознаніе
                   лешями      челов ческаго       ума,   ищущаго      въ  единичныхъ,                Z                         добра     (сов сть).    Мораль     состоитъ     въ   томъ,   что   субъекта      изъ
                                      ѣ
                                                                                                                                               ѣ
                           ^енріятшхъ         того,   что   въ  иихъ    есть   общаго,    и  нризнаю-                           себя,   свободно     опредѣляетъ,       чтб    есть    нравственно-доброе,         и
                   щаго    это   всеобщее     за   истинно-сущее,        ибо   Сократе    не  взоГеГъ                           въ  то   же   время    признаетъ      это   опредѣленіе      не   своимъ    іолько


                                                                                                                                                       ѣ
                                                                                       в о з в ы с я Г в ъ
                   область    и д еТ °Н    А °  ^      и состояла     внутренняя    >  необходимость                            продуктомъ,      a    ч мъ-то     вѣчнымъ      и   самосущимъ.       До   Сократа
                                                             —
                               С У
                                     Г
                                      Въ
                              идеи.
                   область
                                           этомъ-то
                                                                                                                                 ѳ
                   дальн ишаго       развитія    Сократовой       діалектики,      чтб   и    п 2 2 -                           а иняне      не    были    моральными        людьми;      они    хотя    и  дѣлали
                          ѣ
                   нялъ   Платонъ.                                              '           "рмири                              доброе,    но  дѣлали     это   безъ   рефлексы      (вникаиія,    углубленія     въ
                                                                                                                                себя);   мораль    же    присоединяете       къ   этому     рефлекеію,      состоя-
                        Самое    высшее      верховное      понятіе,    до  котораго     дошелъ    Со-                          щую    въ   знаиіи,    что    доброе    есть   именно     это,  а   пе    что-либо
                  кратъ    посредствомъ       отвлеченія     общаго     отъ   едииичностей        бшо                           другое.    Итакъ,     Сократъ      первый     породила     филоеофію       морали,
                  верховное      понятіе    всеобщаго      добра,   блага.   ЭІо    в с е о 6 Z e \ Z o                         какъ   субъективной        нравственности,      въ  отличіе   отъ   объективной,
                  благо    было   единственное       субъективное,      всеобщее     понятіе      к о т                         общественной,        притомъ      популяризировала        ее,    такъ   какъ     оиъ
                                                                                                                                                                                                         *  в*
   116   117   118   119   120   121   122   123   124   125   126