Page 122 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 122

Ибо  по  ту  сторопу  факта  для  поя  ничего  не  существуете  по-  рому  Сократъ  придала  объективное  значеніе,  ибо  онъ  призналъ
 доено  тому  какъ  въ  метафизик*  н тъ  ничего  по  ту  сторону
 ѣ
                                                             на
                                                                 этомъ
                                                                         добрѣ,
                                                                                  благѣ
 абсолюта.  Словомъ,  для  метафизики  абсолюте  есть  непосред-  его  конечною  цѣ лыо  всего  міра,  и свою  физику.  Въ  этомъ  осно-
                                                                                           отно-
                                міросозерцаніс,
                                                      всю
                         свое
            вала
                   все
 ственно,  субъективно  познаваемое  объективное  сущее,  и  потому  шены  Сократъ,  съ  метафизической  точки  зр нія,  возвысился
 онъ  есть  пред лъ,  дал е  котораго  она  пе  идете;  онъ  есть  по-     ѣ
 ѣ
 ѣ
            надъ    софистами,      не  признававшими         вовсе   ничего   объективнаго,
 °Р
 б  Г Т е ! Г ? Т  М 0 С  Т Р е б доказываема, '  а К С І О м а > выводима  изъ  чего-  утверждавшими,  что  и тъ  ничего  самосущаго,  независимая  отъ
 °
 можетъ
                                          ѣ
 К О Т
 В а Н І е
 У М а )
 а я
 т.-е.
 демонстрирована,
 быль
 либо  высшаго  какъ  изъ  своего  принципа.  Подобно  этому  въ  индивидуальна™  мнѣ нія;  но  Сократъ  не  опредѣлилъ,  не  развила
                                                                                        именно
            этого
                   понятія
                                                      объективнаго
                                               какъ
                              добра,
                                       блага,
                                                                        самосущаго,
 положительной  наук*  факте  есть  предѣлъ,  далѣе  котораго  она  по  отношенію  къ  объективному  міру,  къ  вн шней  природѣ;
                                                                           ѣ
 не  идете,  есть  постулате,  аксіома,  есть  положительная,  абсолют-  а  потому  Сократъ  впалъ  въ  ту  односторонность,  что  пренебре-
 ная  истина,  есть  абсолюте.  Не  такъ  понимаете  единство  субъ-  гала  физикою,  иатурфилософіею,  какъ  пустымъ  зианіемъ,  не
 ективна™  и  объективная  метафизика,  и  потому  съ  своей  точки  имѣющимъ  значенія  для  человѣческой  д ятелыюсти.  Онъ  одно-
                                                                  ѣ
 зр шя  она  находить  верховный  принципъ  Сократа  какъ  одно-  сторонне  опредѣлилъ  добро  только  какъ  самосущую,  объективную
 ѣ
 сторонне-субъективный,  неудовлетворительным^  Въ  такой  не-  цѣль  для  самосозиающей,  субъективной  воли  челов ка,  для  его
                                                                                  ѣ
 удовлетворительности  Сократова  верховнаго  принципа  съ  мета-  практической  дѣятелыіости,  —  слѣдовательно  опредѣлилъ  его
 физической  точки  зр нія  лежала  внутренняя  причина,  ло  ичс-  (добро,  благо)  только  съ  этической,  а  не  съ  натурфилософ-
 ѣ
 S  Ä r  C  T  b  Д а Л Ь Н Ѣ  Й Ш а Г 0  — - г е н е т и ч е с і г о  раз-  ской  стороны.  Всл дствіе  такого  пренебреженія  со  стороны
                                      ѣ
            Сократа     всѣмъ     т мъ,    чтб  было     сдѣлано      до   негЪ   для   физики
                                   ѣ
 Прежде  всего  нужно  было  поставить  верховнымъ  нринци-  иатурфилософами,  нужно  было  восполнить  этотъ  недостатокъ
 номъ  абсолютомъ  умъ,  нрисущій  міру,  слѣдовательно  объек-  Сократа,  чтб  также  сдѣлалъ  Платонъ.  Итакъ,  и  въ  отношеніи
 тивный  или,  лучше  сказать,  этимъ  объективнымъ  принципомъ  Сократовой  физики,  въ  ея  неудовлетворительности,  лежала  внут-
 о Г о с т Г и л ч  В О С П О Л Н И Т Ь  « H b  Сократа  Ш а -  ренняя  необходимость,  логическая  причина  дальнѣйшаго  исто-
 ° "  а ш г л ъ  Т У  У УИ>  точку  зр пія,  съ  которой  Сократе  рико-генетическаго  развитія  философы.
 ЗК
 ѣ
 н Т Г о б ш е е  п  С а М У . ° И  С е б Ѣ  И  Д Л Я е е  С е б Я  с УЩ  Н 0 »ь  міра  какъ  ской Разсматривая  Сократово  этическое  ученіе  съ  метафизиче-
 П
                            зрѣ нія,
                    точки
                                                                                      предмета
                                                         сказать
                                       мы
                                             можемъ
 илеиТ
                                                                    сл дующее:
 в І к
 '
 '
 П р Ш Н а Л Ъ
 З а
 Я П е )
 идеи)  Всеобщія  нопятія,  на  которыхъ  остановился  Сократе  Сократова  ученія  о  нравственности  есть  ѣ  собственно  мораль;
 Платонъ  призналъ  не  болѣе  какъ  только  вѣрными  представ-'  главный  момента  въ  морали—это  мое  пониманіе,  сознаніе
 лешями  челов ческаго  ума,  ищущаго  въ  единичныхъ,  Z  добра  (совѣ сть).  Мораль  состоитъ  въ  томъ,  что  субъекта  изъ
 ѣ
 ^енріятшхъ  того,  что  въ  иихъ  есть  общаго,  и  нризнаю-  себя,  свободно  опредѣляетъ,  чтб  есть  нравственно-доброе,  и
 щаго  это  всеобщее  за  истинно-сущее,  ибо  Сократе  не  взоГеГъ  въ  то  же  время  признаетъ  это  опредѣленіе  не  своимъ  іолько
 —
 область  и д еТ °Н  А °  ^  и состояла  внутренняя >  необходимость  продуктомъ,  a  чѣ мъ-то  вѣчнымъ  и  самосущимъ.  До  Сократа
 в о з в ы с я Г в ъ
 Г
 С У
 область
 этомъ-то
 Въ
 идеи.
 дальнѣ ишаго  развитія  Сократовой  діалектики,  чтб  и  п 2 2 -  аѳ иняне  не  были  моральными  людьми;  они  хотя  и  дѣлали
 нялъ  Платонъ.  '  "рмири  доброе,  но  дѣлали  это  безъ  рефлексы  (вникаиія,  углубленія  въ
            себя);   мораль     же   присоединяете       къ    этому    рефлекеію,      состоя-
 Самое  высшее  верховное  понятіе,  до  котораго  дошелъ  Со-  щую  въ  знаиіи,  что  доброе  есть  именно  это,  а  пе  что-либо
 кратъ  посредствомъ  отвлеченія  общаго  отъ  едииичностей  бшо  другое.  Итакъ,  Сократъ  первый  породила  филоеофію  морали,
 верховное  понятіе  всеобщаго  добра,  блага.  ЭІо  в с е о 6 Z e \ Z o  какъ  субъективной  нравственности,  въ  отличіе  отъ  объективной,
 благо  было  единственное  субъективное,  всеобщее  понятіе  к о т  общественной,  притомъ  популяризировала  ее,  такъ  какъ  оиъ
                                                                                      *  в*
   117   118   119   120   121   122   123   124   125   126   127