Page 127 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 127
I T Z T r r r И , Й т " П ' m помо- помъ? А онъ навѣ рное показался бы тѣмъ и другимъ, если
затѣмъ лже-
ДТП', Т д Т бы, сов туя указываемое божествомъ, оказывался прорицаніями,
ѣ
Поэтому
занимался
цомъ.
бы
что
онъ
не
ясно,
если бы не имѣлъ твердой вѣ ры въ то, что они исполнятся.
Но кто могъ бы обратиться съ этой вѣрой къ какому-либо
o J t e ft другому существу кромѣ божества? Если же онъ вѣрилъ m.
„я J ? Я У Д И В Л Я Л С Я Ксенофоптъ), какими дово- боговъ, то какъ онъ могъ сказать, что боги не существуют!?
онъ
поступал!
слѣдующимъ
ст. близ-
образомъ
Напротив!,
дами обвинители Сократа убѣдилн аоиняиъ будто Сократъ кими ему людьми: въ необходимом! онъ совѣтовалъ д йство-
ѣ
достоинъ смерти, потому что самое обвиненіе нротивъ fre о вать такъ, какъ, но ихъ мпѣнію, можетъ быть сдѣлано наилучше:
Z : : Z ^ r h H 0 Г 0 е : " С 0 К І Ш Ъ д ѣ й с т в У е т ъ противно за- по относительно неизиѣстиаго сов товалъ послать спросить ора-
ѣ
* Z n n x ï r n ? ' Т ѣ м ъ ' Ч Т 0 0 Н Ъ н е п Р и з и а № ь боговъ, при- кулов!, дѣлать ли?
знанных! государством!, И вмѣсто НИХЪ ВВОДИТЬ ЧѴЖДЫХИ ОМѴ
ѣ
боговъ, а также тѣмъ, что онъ развращает! шиошеГ У О І І Ъ говорилъ, что въ маитикѣ нуждаются нам ревающіеся
хорошо управлять своимъ домомъ или государством!, но — какъ
з а е т с я м Г г ? и Т n J H K T a о б в и н в ™ - н * м ъ , снрапш- сдѣлаться искусшлмъ плотиикомъ, кузнецомъ, земледѣльцемъ,
0
в о и Го' Z Z Э Т ° ° К а 3 а Т Ь ? В Ѣ Д Ь ' к а к ъ - * с т н о , онъ до- начальником! или искуспымъ ревизором! работъ, или искусными,
Д
вольно часто припосилъ жертвы отчасти дома, отчасти на счетчикомъ, правителем!, командующим! войсками,—все это,
публичных, жертвенникахъ города; не тайна также z то ч о по его мнѣнію, должно быть изучено и изслѣдовано самими,
н аге) м Г а Л С Я М а і І Т И К 0 Ю ^искусством! нредсказанія буд - умомъ челов ка. Но самое важное во вс хъ этихъ познаніяхъ
ѣ
ѣ
іщино юазскяч'м ^ О И е ч н о ' о ™мъ, что Сократъ обыкно- боги оставили за собой, и изъ этого ничего неизвѣстио людямъ.
венно разсказывалъ, какъ божество сообщает! ему свои ѵ ка- Такъ, хорошо обработавшему ниву неизвѣстпо, кто будетъ со-
е і о Г ъ Со°к ОТСЮДа ,' К а Ж е Т С Я ' И № и сказанное обвине- бирать съ пся плоды; тому, кто хорошо устроили, свой домъ,
" ™ , Г о Г в в о Г Р а Т а ' б у Д Т 0 0 П Ъ В В 0 Д И Т Ъ п о в ы я божества. Но неизвѣстпо, кто будетъ въ немъ жить; полководцу неизвестно,
к о т 2 , р Д И Л Ъ Т а К Ъ Ж е М а л о и о в а г о > ™ и всѣ другіе полезно ли ему командовать войскомъ; политику неизв стио,
ѣ
которые съ полною вѣрою въ мантику пользуются пт ш полезно ли для него стоять во глав* государства; женившемуся
Г Г Г Г Г И и жертвами; ѣ дь 1 ти « на красавиц*, чтобы быть счастливым!, неизвестно, не черезъ
в
э
ч е п е Г Щ , а Ю Т Ъ П О Л е : ! П О е д л я спрашивающих!, но что нее ли будетъ они, мучиться; пріобрѣвшему могущественных!
ра ъ Z L і У Е а З Ы В а Ю Т Ъ П Л е З Н О е ; ™ - Д У » " С " въ город* союзников! неизвестно, не черезъ иихъ ли опт, ли-
°
омъ К ' б 0 Л Ь Ш И Н С Т В 0 Л І О д е й выражаются такимъ обра- шится города. Люди, признающіе, что ничего въ этомъ п*тъ
ѣ
т Г ' н т и Г н Г н О Н Г П О Л У т а Ю Т Ъ П ° у Ч е Н І Я " п Р Д° с т е Реженія божескаго, а все это есть дѣло челов ческаго разума, по его
е
У
Оіъ ныщъ И т. п.; Сократъ же говорилъ именно такъ кики словами,, безумствуютъ. Безумствуют! также,—говорилъ онъ,
Г К Г Г 0 В 0 Р И Л Ъ ' Ч Т ° е м у у І Ш а Н І Я ' е т ъ Г спрашивающіе боговъ о томъ, чтЬ боги дали людямъ разли-
чать, когда они тому научатся; напримѣръ, еслибы кто спра-
Г Г J L И З Ъ С В 0 И Х Ъ д р У : і е й онъ совѣтовалъ дѣлать ишвалъ, лучше ли взять для лошадей челов ка, умѣющаго дер-
ѣ
о, не дѣлать того, такъ какъ божество дало ему на то жать возжи, или неум ющаго; лучше ли взять па корабль умѣ ю-
ѣ
" e t і і е ? е Г 0 Э Т 0 с л у жило 1 пользуГтѣ щаго имъ править, или неумѣюіцаго; вообще все, чтб можно
HT „ u l 1 1 С л у ш а л и с ь ' п о т о м ъ Раскаивались. Да и кто узнать, сосчитавши или измѣривши, или взвѣсинпш.
въ самомъ дѣ л , не согласится съ тѣмъ, что Сократъ не
ѣ
К Я З а Т В С Я б л — людямъ ни полоумныМЪ, НИ Г а с ? Онъ полагалъ, что спрашивающіе объ этомъ боговъ по-