Page 127 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 127

I T Z T r r r                И , Й т    "  П  '  m                            помо-                      помъ?     А   онъ    навѣ рное     показался      бы   тѣмъ    и  другимъ,      если
                                                                                                                                                                                                    затѣмъ лже-
                                                                      ДТП',             Т    д    Т                            бы,   сов туя     указываемое       божествомъ,      оказывался    прорицаніями,
                                                                                                                                         ѣ
                                                                                                                                        Поэтому
                                                                                                                                                                              занимался
                                                                                                                               цомъ.
                                                                                                                                                                                             бы
                                                                                                                                                             что
                                                                                                                                                                   онъ
                                                                                                                                                                         не
                                                                                                                                                     ясно,
                                                                                                                               если   бы   не   имѣлъ     твердой     вѣ ры   въ   то,   что они      исполнятся.
                                                                                                                               Но    кто   могъ   бы   обратиться       съ   этой    вѣрой     къ    какому-либо
                     o J t e                  ft                                                                               другому     существу       кромѣ     божества?      Если     же   онъ   вѣрилъ    m.
                     „я J    ?     Я   У Д И В Л Я Л С Я           Ксенофоптъ),        какими      дово-                       боговъ,    то   какъ   онъ    могъ    сказать,    что   боги   не   существуют!?
                                                                                                                                                     онъ
                                                                                                                                                                                            поступал!
                                                                                                                                                            слѣдующимъ
                                                                                                                                                                                                          ст. близ-
                                                                                                                                                                              образомъ
                                                                                                                                     Напротив!,
                     дами    обвинители        Сократа      убѣдилн     аоиняиъ       будто     Сократъ                         кими   ему    людьми:     въ   необходимом!        онъ    совѣтовалъ      д йство-
                                                                                                                                                                                                           ѣ
                    достоинъ       смерти,     потому     что    самое    обвиненіе     нротивъ     fre  о                      вать   такъ,  какъ,   но  ихъ   мпѣнію,    можетъ    быть   сдѣлано     наилучше:
                      Z : : Z ^ r       h  H  0  Г   0 е :  "  С 0 К І Ш Ъ  д ѣ  й с т в У  е т ъ  противно  за-               по   относительно      неизиѣстиаго      сов товалъ      послать    спросить    ора-
                                                                                                                                                                            ѣ
                    * Z n n x ï   r n ?       '  Т ѣ  м ъ  '  Ч Т 0  0 Н Ъ  н е  п Р  и з и а № ь  боговъ, при-                кулов!,     дѣлать   ли?
                    знанных!      государством!,      И   вмѣсто    НИХЪ    ВВОДИТЬ     ЧѴЖДЫХИ      ОМѴ
                                                                                                                                                                                                    ѣ
                    боговъ,    а  также     тѣмъ,    что  онъ    развращает!       шиошеГ               У                            О І І Ъ  говорилъ,   что  въ   маитикѣ     нуждаются       нам ревающіеся
                                                                                                                               хорошо      управлять     своимъ     домомъ     или  государством!,      но  —  какъ
                    з а е т с я м Г г ? и Т             n J H K T a  о б в и н в  ™ - н * м ъ ,  снрапш-                        сдѣлаться     искусшлмъ      плотиикомъ,        кузнецомъ,       земледѣльцемъ,
                              0
                    в о и  Го'  Z Z           Э Т ° ° К а 3 а Т Ь ?  В Ѣ  Д Ь '  к а к ъ  - * с т н о ,  онъ до-                начальником!      или   искуспымъ      ревизором!     работъ,    или   искусными,
                                                   Д
                    вольно     часто    припосилъ       жертвы       отчасти     дома,    отчасти    на                         счетчикомъ,      правителем!,       командующим!          войсками,—все        это,
                   публичных,       жертвенникахъ         города;    не   тайна    также     z  то  ч  о                        по  его   мнѣнію,      должно      быть    изучено     и  изслѣдовано      самими,
                   н  аге)   м Г  а Л С Я   М а і І Т И К 0 Ю  ^искусством!   нредсказанія       буд -                          умомъ    челов ка.     Но    самое    важное     во  вс хъ    этихъ    познаніяхъ
                                                                                                                                                                                        ѣ
                                                                                                                                                ѣ
                   іщино    юазскяч'м   ^  О И е ч н о '         о  ™мъ,    что   Сократъ     обыкно-                           боги   оставили     за  собой,   и  изъ этого     ничего   неизвѣстио     людямъ.
                   венно    разсказывалъ,       какъ    божество     сообщает!       ему   свои ѵ ка-                           Такъ,   хорошо     обработавшему         ниву   неизвѣстпо,     кто   будетъ    со-
                     е і о Г ъ      Со°к  ОТСЮДа  ,'  К а Ж е Т С Я '  И  №  и  сказанное    обвине-                            бирать    съ  пся   плоды;     тому,   кто   хорошо      устроили,    свой    домъ,

                   " ™ , Г о Г    в в о Г  Р а Т а '  б у Д Т 0  0 П Ъ  В В 0 Д И Т Ъ  п о в ы я  божества.  Но                 неизвѣстпо,     кто   будетъ     въ  немъ    жить;   полководцу       неизвестно,
                  к о т 2 , р         Д И Л Ъ  Т а К Ъ  Ж е  М а л о  и о в а г о >  ™  и  всѣ  другіе                          полезно    ли   ему   командовать        войскомъ;      политику      неизв стио,
                                                                                                                                                                                                             ѣ
                  которые      съ  полною      вѣрою     въ    мантику      пользуются      пт      ш                           полезно    ли   для   него   стоять    во  глав*   государства;     женившемуся
                     Г Г Г Г Г           И и      жертвами; ѣ дь       1 ти                        «                            на  красавиц*,      чтобы    быть    счастливым!,       неизвестно,    не    черезъ
                                                                в
                                                                          э
                  ч е п е Г     Щ   ,    а Ю Т Ъ  П О Л е : ! П О е  д л я  спрашивающих!,  но   что                            нее   ли  будетъ    они, мучиться;        пріобрѣвшему        могущественных!
                   ра   ъ   Z     L     і  У Е а З Ы В а Ю Т Ъ  П Л е З Н О е ;  ™ - Д У »      "  С  "                         въ   город*    союзников!       неизвестно,     не  черезъ    иихъ    ли   опт,  ли-
                                                              °
                   омъ    К          '  б 0 Л Ь Ш И Н С Т В 0  Л І О д е й  выражаются  такимъ  обра-                           шится    города.    Люди,     признающіе,        что   ничего    въ   этомъ    п*тъ
                                                                                                                                                                                    ѣ
                   т Г ' н т и Г н Г н  О Н  Г  П О Л У т а Ю Т Ъ  П ° у Ч е Н І Я  "  п Р Д° с т е Реженія                     божескаго,     а  все   это   есть   дѣло    челов ческаго      разума,     по   его
                                                                                    е
                                  У
                  Оіъ   ныщъ     И т.    п.;  Сократъ     же   говорилъ     именно     такъ      кики                           словами,,  безумствуютъ.       Безумствуют!       также,—говорилъ          онъ,
                 Г       К      Г         Г 0 В 0 Р И Л Ъ '  Ч Т °  е м у  у І Ш а Н І Я     ' е т ъ Г                          спрашивающіе         боговъ    о  томъ,     чтЬ   боги   дали    людямъ      разли-
                                                                                                                                чать,   когда    они   тому   научатся;     напримѣръ,       еслибы     кто   спра-
                  Г    Г    J L              И З Ъ  С В 0 И Х Ъ  д р У : і е й  онъ  совѣтовалъ  дѣлать                         ишвалъ,    лучше    ли   взять    для   лошадей     челов ка,    умѣющаго      дер-
                                                                                                                                                                                           ѣ
                  о,   не  дѣлать     того,   такъ   какъ    божество     дало   ему   на то                                    жать    возжи,   или  неум ющаго;       лучше     ли взять   па корабль      умѣ ю-
                                                                                                                                                             ѣ
                 "            e t   і і е ?  е Г 0               Э Т 0  с л у жило  1   пользуГтѣ                               щаго    имъ править,       или неумѣюіцаго;         вообще     все,    чтб   можно
                 HT  „ u l        1 1   С л у ш а л и с ь '  п о т о м ъ  Раскаивались.  Да  и кто                              узнать,    сосчитавши      или измѣривши,         или    взвѣсинпш.
                 въ  самомъ     дѣ л ,   не   согласится     съ   тѣмъ,   что   Сократъ     не
                                     ѣ
                        К Я З а Т В С Я  б  л  —   людямъ     ни   полоумныМЪ,        НИ     Г а с ?                                 Онъ    полагалъ,      что   спрашивающіе          объ   этомъ    боговъ    по-
   122   123   124   125   126   127   128   129   130   131   132