Page 123 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 123

гребовалъ,     чтобы    человѣкъ     самъ   въ   себ ,   въ   своемъ    мышленіи
                                                                           ѣ
                      сознанш,      и  самъ    изъ себя     находилъ      сущее,    какъ    истину         '                    всѣмъ:    па   чистую     въ   моральномъ       отиошеніи       жизнь     Сократа,

                                 э т о й  односторонности      Сократовой      этики    состояла     необ-                      какъ   жизнь     мудреца,      любомудраго,       философа,       а  также    и  на
                      ходимость     дальн йшаго        ея   движенія.     Платонъ      не   остановился                         то,   чтЬ   было    доступно     нонимашю       вс хъ,     т.-е.   на   пріемы    (а
                                                                                                                                                                                   ѣ
                                            ѣ
                      па   Сократовомъ       моральномъ        поняли      добра,    какъ    всеобщаго                          не  на   методу)     въ  Сократовыхъ        бесЪдахъ,    не   на   сущность     его
                      существенна™         для   воли   и  деятельности       субъекта.     У   Платона                         мышленія,     а  на   отдѣльныя      мысли.    Какъ    смотрѣли      па   Сократа,
                     дооро    получаете      уже    высшее     значеніе    - о н о  уже    есть   объек-                        какъ   понимали       и   прилагали       его    ученіе    сократики       перваго
                     'гивное,   всеоощее,      а  не   только   всеобщее     попятіе     для   субъекта.                        разряда,    —   мы     можемъ       теперь     составить      себѣ    ясное      no-

                     Добро     для    субъекта,      какъ    конечная      цѣ ль   его   деятельности,                          mine    только    изъ   н которыхъ       сохранившихся         до  насъ    сочине-
                                                                                                                                                          ѣ
                     есть   у  Платона      только    одна    изъ   формъ    самосущей      идеи   добра                        ній  одиосторонняго        сократика      Ксенофоита,       не  имѣвіпаго     вовсе
                     вообще,     а  именно     это   есть    только     идея   для  "воли     человече-                         учениковъ     и   последователей.        На    Ксенофонтѣ        мы   остановим!,
                     ской,  а  не есть    безотносительное,       самосущее,      абсолютное      добро                         наше    вииманіе     еще и      потому,     что    онъ   старался      онредѣлить
                     до  котораго     возвысился      Платонъ.                                        1  '                      добро    матеріально,      по  содержанію,       оставленное      Сократомъ       въ

                          Наконецъ       Сократъ      не  развилъ     понятія     даже    и  этого   мо-                        этомъ    отпошеніи      неопределенным^          хотя   и односторонне        епре-
                    х н а т о ,    субъективна™         добра,    ибо   Сократъ      оставилъ     добро,                        дѣлилъ   доброе    или,  какъ   греки   выражались,       нераздельно—        „пре-
                                                                                                                                красное
                                                                                                                                                             (то
                    какъ    форму,    не   придавъ      ей   никакого       определенна™          содер-                        второму     и   доброе"  гораздо  хаХоѵ   ші   а-уайоѵ ),  какъ    полезное.     Ко
                                                                                                                                            разряду,
                                                                                                                                                                     малочислениѣйшему,
                                                                                                                                                                                                   принадлежали
                          я *  В о і  7  д л я  Дальнѣйшаго  развитія   философіи      прежде     всего                         тѣ  сократики,       которые     обратили     свое   вииманіе      на    сущность
                    И  нужно     было    определить      это   добро.    Ученики      Сократа-Ксе-                              философіи      Сократа,     на   принципъ      ея и   на   методу    и  вообще    на
                    иофонтъ,     философскія        школы     киниковъ,      или циниковъ,        кире-                         результаты      т хъ   его   изслѣдованій,      который     въ   простомъ      видѣ
                                                                                                                                                 ѣ
                    шшзвъ,     или    киренаиковъ,        и   мегариковъ     -   старались,     хотІ   и                        заключали      въ   себѣ   глубокія    философскія       мысли.     Изъ    разряда
                   односторонне,        придать     добру    определенное         содержа«    е.   Такъ                         этихъ     сократиковъ       выдаются       т ,    которые      основали     особыя
                                                                                                                                                                             ѣ
                   историко-геиетически          нереходимъ       мы  отъ    Сократа     къ   одпос"
                   рошшмъ       сократикамъ.                                                  мшмли                             философскія      школы,     называемый       сократическими,         частью    раз-
                                                                                                                                вивая    Сократовы       принципы        и   своеобразно       опредѣляя      добро
                                                                                                                                матеріалыю,       по   содержаиію,      частью     восполняя     Сократово      уче-

                                      III.   Односторонніе           сократики.                                                 піе  другими    философскими       ученіями:    такъ   какъ    Сократово     ученіе
                                                                                                                                нуждалось      въ   такомъ     восполненіи.      Развивая     и   восполняя     Со-
                                                                                                                                кратово     ученіе,   сократики      второго    разряда     впали    въ   односто-
                        Сократъ      имѣлъ    много    учениковъ       и  последователей         назы-                          ронность,     ибо   развивали     и   восполняли     Сократово      учеиіе   только
                   ваемыхъ     вообще      сократиками;      по   учепіе   Сократа     б ы Г    весьма                          съ   одной    какой-либо      стороны;      такъ   образовались       школы:     ки-
                  различно      понимаемо      ими,    ибо    его   философ!     і  вовсе    е        Г                         ническая,     или     циническая,        киренская,      или    киренайская,       и

                                                                                                                                мегарская.      Наконецъ        къ   третьему       разряду      относится      тотъ
                  жсс   во   различныхъ       матеріаловъ      для   нея,   состоящихъ       въ іу-                             ученикъ     и  послѣдователь        Сократа,     который,      иопявъ     всю    Со-
                                                                                                 с
                  чаиныхъ      изсл довапіяхъ       и   отд льныхъ      изреченіяхъ.      Сократо™                              кратову      философію      въ   ея   целостной      связи    и  проиикнувъ       въ
                                                            ѣ
                                    ѣ
                  учеше     не  могло     представлять      одного         m     L    a    «     ^    ^                         глубь    ея,  сущность,      старался     развить    всесторонне      и  самостоя-
                  уже   и   потому,    что   Сократъ      не   излагалъ     своего    ученія    писі-                           тельно     и   восполнить      своеобразно      Сократово       ученіе     другими
                  менпо.     Между       сократиками       можно      различить         т р I Z t                               философскими        учеиіями.     Это—Платонъ.

                 ^первому         разряду    можно     отнести    т хъ    сократиковъ,       Г Г ы е
                                                                    ѣ
                 обращали       внимаше      на  то,   чтЬ   особенно      бросалось      'въ     ш а                                Эдѣсь,    въ  третьемъ       отдѣлѣ, мы       ограничимся       сократиками
                                                                                                                                только    первыхъ      двухъ    разрядов!,,     или односторонними,           а изъ
   118   119   120   121   122   123   124   125   126   127   128