Page 116 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 116

т.-е.  что  люди  признаютъ  для  себя  праведнымъ  и  справедли-  независимо  отъ ея  содержапія,  между  тѣмъ  какъ  еще  и  теперь
 вым^  то  они  постановляют  для  себя  какъ  положительное  многіе  нридаютъ  ей  особенную  важность.  Однакоже  положитель-

 право  въ  государств'!;.  ІІритомъ  правда  и  справедливость  про-  ная  паука  признаетъ,  что  и  здѣсь  форма  и  содержапіе  должны
 является  не  въ  одномъ  только  государствѣ ,  но  во  вс хъ  про-  взаимно  себѣ  соответствовать,  такъ  что  въ  какой  м рѣ  разовьется
 ѣ
                                                                              ѣ
 чихъ  постоя и н ыхъ  и  самоц льныхъ  общественныхъ  союзахъ  содержаніе  государства,  т.-е. его  личный  и  вещественный  эле-
 ѣ
 начиная  отъ  семейнаго  и  восходя  къ  международному,  все  менты,  общество  и  территорія,  въ  той же  мѣрѣ  должна  раз-
 и  б о л ѣ  е  охватывающему  въ действительности  всѣ  народы  виться  и  форма  государственна™  устройства.  Это  и  бываете
 соединяющему  ихъ  въ  одно  цѣ лое,  въ  родъ  человѣческій.  на  самомъ  дѣлѣ  въ  т хъ  государствахъ,  гдѣ  во-время  произ-
                                         ѣ
 d)  Весьма  плодотворною  признаетъ  положительная  наука  мысль  водимым  мирігамъ  путемъ  преобразованія,  реформы  предупреж-
 .  Сократа  о  необходимости  единства  для  государства,  къ  кото-  даю™  насильственные  перевороты,  революціи,  ибо  перевороты
 рому  (единству)  особенно  въ  наше  время  стремятся  всѣ  госу-  обыкновенно  бываютъ  тогда,  когда  содержаніе  переполняете
 дарства,  и  въ  слабомъ  развитіи  котораго  справедливо  видятъ  форму,  а  между  тѣмъ  не вмѣщагощія  его  формы  насильственно
 слаоость  самого  государства  и  даже  опасность  для  его  с -  удерживаются,  не  будучи  замѣняемы  новыми  формами,  сораз-
 ѵ
 щоствованія.  Но  Сократъ  выразилъ  эту  мысль  слишкомъ  узко  мѣриыми  развившемуся  содержані  го.
 полагая  единство  государства  въ  согласномъ  повиновепіи  гра-  Вогь  что  можетъ  и  должна  сказать  положительная  наука
 жданъ  однимъ  И  тѣмъ  же  законамъ  въ  греческомъ  смыслѣ  о  Сократовой  философіи  вообще.  Разсмотримъ  теперь  эту  фило-
 Единство  государства  еще  не  пострадаете  отъ  того  только'  софии  съ  метафизической  точки  зр нія,  обращая  вииманіе  также
                                                         ѣ
 что  разныя  части  государства  будутъ  управляться  особен-  на  верховный  принципъ  Сократовой  философіи  вообще  и на  суще-
 ными  законами  и  будутъ  имѣть  свое  м стное  право  свои  ственное  въ  отдѣльпыхъ  ея  частяхъ:  въ  діалектик ,  физикѣ  и
 ѣ
                                                                                ѣ
 учрежденш,  словомъ  -  автономію  и  самоуправлеиіе,  лишь  бы  этикѣ  въ  обширномъ  смыслѣ.
 только  слѣдствіемъ  автономіи  и  самоуправления  не было  отчуж-  Верховный  принципъ  Сократовой  философім  вообще  мета-
 деше  этихъ  частей  другъ  отъ  друга  и  отъ  цѣлаго  госу-  физики  находясь  высшимъ  въ  сравиеніи  съ  вэрховнымь  ирин-
 дарства  (партикуляризм^.  4)  Еще  плодотворнѣе  находите  ципомъ  софистовъ,  но  все  еще  иеудовлетворительнымъ.  Выс-
 положительная  наука  другую  мысль  Сократа,  что  правителями  шимъ  паходятъ  его  въ  томъ  смыслѣ,  что  онъ болѣе  умозрите-
 къ  государствѣ  должны  быть  люди  знающіе,  ум ющіе  управ-  ленъ.  Сократъ  ноставилъ  верховнымъ  принципомъ  умъ  челов ка,
 ѣ
                                                                                           ѣ
 лять  государствомъ,  и  что  эти  правители  должны  имѣть  въ  какъ  разумнаго  существа  вообще,  именно  д ятельность  этого
                                                                        ѣ
 коду  общее  благо,  общіе  интересы,  а  не  свои  личные.  Но  въ  ума,  мышленіе,  такъ  что  этотъ  умъ, или его  мысль,  есть  м -
                                                                                             ѣ
 чемъ  же  именно  состоитъ  это  искусство  управлять  государ-  рило  всего  сущаго  и  всякой  истины,  есть  самое  сущее,  или
 ствомъ  въ  виду  общаго  блага,  общихъ  интересовъ?  На  этотъ  истина  всеобщая  для  всякаго  разумнаго  существа,  или  всеобщее
 вопросъ  Сократъ  не  отвечаете  опредФлительио.  Напротивъ  понятіе;  а  уже  не  умъ  челов ка  какъ  индивида,  какъ  чув-
                                                    ѣ
 положительная  паука  все  болѣе  и  болѣе  вырабатываете  это  ствующего  существа,  не  его  индивидуальное  мн ніе,  представ-
                                                                            ѣ
 искусство,  возводя  его въ науку,  называемую  тѣмъ  же именемъ   леніе  есть  мѣрило  всего  сущаго  и  истины,  и  самое  сущее,  и
 какимъ  называлось  это  искусство  въ  Греціи—политикою.  Нако-  истина,  какъ  это  утверждали  софисты.  В ъ этомъ  Гегель
                                                                             смыслѣ
 пецъ,  о)  въ  Сократовыхъ  отд лышхъ  зам чаніяхъ  о  формѣ  говорить  о  Сократѣ ,  что  онъ  представляете  собою  поворотную
 ѣ
 ѣ
 государственнаго  правленія,  или  государственна™  устройства  точку  философскаго  мышленія,  ибо  принципомъ  онъ  ноставилъ
 положительная  наука  находите  много  м ткаго,  особенно  въ  познаніе  и  всеобщее.  Начиная  съ  него,  мы  видимъ,  что  въ фило-
 ѣ
 томъ  отношеніи,  что  Сократъ  не  придаете  вообще  особенной  софіи  появляется  знаніе,  а  не  представленіе,  и  что  слѣ дова-
 важности  той  или другой  формѣ,  самой  по  себѣ  взятой  т - е  тельно  весь  міръ  возводится  на  степень  царства  сознательной
   111   112   113   114   115   116   117   118   119   120   121