Page 133 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 133

1  M








                        несправедливыми,          то  развѣ     не   позорно    дѣлать     что бы то ни                              ной   умственной      жизни,—въ         немъ   возникла    в ра   въ   божествен-
                                                                                                                                                                                                  ѣ
                        было    несправедливо?       Но    что   можетъ    быть   постыднаго     для   меня                          ным   откровенія,      которыми       оиъ   пользуется,     наслаждается.      Со-
                        въ  томъ,     что   другіе     въ   отношеніи      меня    не  въ   состояніи    ни                         кратъ     не  только    былъ    убѣждепъ      вообще,     что онъ     состоите    въ
                       знать    справедливости,       ни   поступать    справедливо.      Л  вижу   также,                          услуженіи      у  божества,      но  оиъ вѣрилъ        также,    что оно     откры-

                        что  и   по  отношеиіго      къ   прежде      жившимъ        людямъ,      какъ   къ                         ваете    ему    свою   волю,    рядомъ     съ   публичными       оракулами,     еще
                       обидчикамъ,      такъ   и къ  обиженпымъ,       неодинаковая       слава   остается                          и   посредствомъ       сновидѣній,       но   въ   особенности       посредствомъ
                       у   по гомковъ.    И   я  ув ренъ,    что  если    я  умру    теперь,   то   получу                          того,   ему    собственно     свойственна™        образа    высшаго      вдохпове-
                                                    ѣ
                       признательность        не   одинаковую       съ  моими    убійцами;     что   всегда                         пія,   которое     извѣстно    подъ    именемъ      Сократова      демона
                       будутъ    за   меня    тѣ   свидѣ тсльства,       что   я  никогда      никого    не
                       обидѣлъ     и   не  сдѣлалъ     хуже,    по   всегда   старался     сдѣлать луч-                                /Тазличиыімъ        образомъ     толковали      зпаченіе     этого   Сократова
                       шими     т хъ,   кто   приходидъ       въ   общеніе     со   мной".                                          демона;     но,  упоминая      вообще     объ  этихъ    толкованіяхъ,      Целлеръ
                                 ѣ
                            Такъ    говорилъ     онъ    Гермогепу      и   другимъ.                                                 говорите:     „мы можемъ         обойтись     безъ   всякихъ    такихъ    толкова-
                                                                                                                                                ѣ
                            Такимъ      образомъ       старался     Ксенофонтъ        защитить      своего                          Ііій  съ  т хъ    поръ,     какъ    ІІІлсйермахеръ       (одинъ     изъ   знамени-
                       учителя    отъ   перваго     пункта     его   обвипеиія,     т.-е.  обвинения въ                             тѣ йшихъ      пѣ мецкихъ       теологовъ      и    философовъ,       умершій      въ
                       безбожш,      нечестіи,     именно      въ    нспочитаніи        отечественныхъ                              1 8 3 4  г.)  въ  своемъ     изданіи   твореиій    Платона      СSchleiermacher,
                      ооговъ     и   въ    вѣ рѣ    вмѣсто    нихъ    въ    какое-то     чужое,     вымы-                           „Platon's    Werke")      при   общемъ    одобреніи     способпѣйшихъ        крити-

                      шленное     имъ   божество,     будто   бы   дающее     ему  указанія     ирямо,—                             ковъ    иоказалъ,      что   подъ     демономъ       въ   смыслѣ     Сократовомъ
                      чего   ему    не   слѣдуетъ      дѣлать,    а  следовательно       косвенно,    что                           слѣдуетъ      понимать       вообще     пе    какого-либо       генія,   духа,    не
                      ему    должно      д лать.     Объ     этомъ-то      божествѣ,      которое     самъ                          какое-либо       личное    существо,     а  лишь     неопредѣленно        какой-то
                                           ѣ
                                                                                                                                                                                                                     ѣ
                      Сократъ     называлъ      демономъ (дацмжоѵ)          и  говорить    здѣсь   Ксено-                           демоническій       голосъ,    высшее     откровеніе.     В ъ самомъ     дѣлѣ   н тъ
                                                                                                                                                     ѣ
                      фонтъ,    а^  впослѣдствіи      и   ІІлатонъ      въ   своей    „Апологіи"      Со-                           ни   одного    м ста    въ  сочиненіяхъ     Ксенофопта       и  ІІлатона,   гдѣ бы
                                                                                                                                            ѣ
                      крата.    Вотъ      почему     я   нахожу      умѣстнымъ        изложить      здѣсь                           шла    р чь   о   сиошеніяхъ       Сократа       съ   демономъ,      a   говорится
                                                                                                                                                                                                                       ѣ
                      весьма    справедливое,       какъ   согласное     съ   фактами,     ясное   и по-                            только    о  божествепномъ       или   демоническомъ       знаменіи,     о  голос ,
                                                                                                                                                                                                                  н что
                                                                                                                                                слышится
                                                                                                                                    который
                                                                                                                                                                            о
                                                                                                                                                                                чемъ-то
                                                                                                                                                                                            демоническомъ
                                                                                                                                                                                                                   ѣ
                      дробное    объясненіе     этого   Сократова     демона,    предложенное        Цел-                           ему   возвѣщающемъ.        Сократу,   значить    только,     что  онъ   сознавалъ
                                                                                                                                                                    это
                                                                                                                                                                А
                     леромъ     (.Zeller,  „Die    Philosophie     der  Griechen",      zweiter    Theil                            внутри     себя    нѣ кое    откровеніе;       но   какъ     производилось      это
                      1889).                                                                                                        откровеніе,     и  кто   былъ   его  ближайшимъ       виновникомъ,       это  вовсе
                           „Мы     вид имъ   (говорите     Целлеръ),     какъ   работающій       внутри                             оставляется      нер шеннымъ          этими    сказаніями,      и  такая    именно
                                                                                                                                                          ѣ
                     въ   глубинѣ     своей,   философскій       геній   Сократа      то теряется     при                           ихъ   неопредѣленность          показываете      съ   достаточною       ясностью,
                     этой   работѣ     до  бесчувственности        ко   всѣмъ    вііѣшнимъ       шіечат-                            что  ни   Сократъ,      ни   его  ученики      не   образовали     себѣ    точпаго
                     л ніямъ,      то   высказывается        въ    загадочныхъ        предчувствіяхъ,                               объ   этомъ    представленія.      Дал е,    это  откровеніе     всегда   касается
                       ѣ
                                                                                                                                                                            ѣ
                     представляющихся          ему  въ  бодрственномъ        его  состояніи     (наяву),'                          только     опред ленныхъ        поступковъ      и  выражается,      по  свидетель-
                     каіеъ   н что    ему   чуждое;     съ  такимъ      то  напряженіемъ         (своихъ                           ству   Платона,   ѣ  лишь   какъ    запреть    (отрицательно):      демоиъ     удер-
                              ѣ
                     умствеішыхъ       силъ)   боролся     оиъ самъ      съ  собою,    чтобы    уяснить                            живаетъ       философа      отъ   того,   чтобы    сказать    или сдѣлать      что-
                     сеоѣ   все,   что    его    волновало.     Но    насколько      при такомъ      его                           либо    и  только    косвенно     возвѣ щаетъ      также    и то,   что   сл дуетъ
                                                                                                                                                                                                                ѣ
                    состоянш      все   еще оставалось        у  него   чувствованій      и   побужде-                             •дѣлать    (положительно),        какъ    нѣчто    хорошее,      незапрещаемое;
                    ны,     которыя      онъ    иаходилъ       въ   себѣ   самомъ,     и  на   которыя                             равпымъ      образомъ     косвенно    это  откровеніе     поставляете      Сократа
                    онъ    добросовѣстно       обращалъ       свое   вниманіе,     не   будучи    одна-                            въ    состояніе,    въ   возможность      давать     совѣты    также     и   своимъ
                    коже    въ   состояніи     объяснить       себѣ   ихъ изъ      своей    сознатель-                             пріятелямъ,       если   оно    не    препятствуете       Сократу      дать   явное
   128   129   130   131   132   133   134   135   136   137   138