Page 138 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 138
денія самоопредѣленіе. Какъ пи странно для насъ найти здѣеь жадно его слушавшихъ. Воздерживаясь отъ всего этого, онъ
соединенными въ одномъ лицѣ прозу разсудочнаго человѣ ка и полагалъ, что заботится о своей свободѣ, и т хъ людей, которые
ѣ
мечтательность челов ка вдохновеннаго, но и то, и другое сво- берутъ плату за свои бесѣ ды, называлъ самопоработителями, по-
ѣ
дится въ концѣ концовъ къ одному общему имъ основанію: тому что они обязываютъ себя непремѣнно вести бесѣды съ
именно TÖ, чѣмъ отличается Сократъ уже въ своей личной дѣя - тѣми лицами, отъ которыхъ получили плату. Онъ удивлялся, если
тельности отъ своихъ единоплеменниковъ,—его углублепіе внутрь кто-либо, онов щая добродѣтель, беретъ за это деньги, не по-
ѣ
самого себя, которое столь страннымъ образомъ дѣйствовало нимая, что ОІІЪ получите огромный выигрышъ въ пріобрѣтеніи
на его современниковъ, и вслѣдствіе котораго въ самомъ дѣлѣ хорошаго друга, и какъ будто боится, чтобы тотъ, кто сталъ
совершалось впервые непоправимое нарушеніе пластическаго прекраснымъ и добрымъ, не питалъ къ нему признательности
единства греческой жизни'?/ за эту услугу.
Въ защиту Сократа отъ второго пункта обвииенія его, именно Сократъ никогда никого ни о чемъ подобномъ не оповѣ-
въ развраіценіи юношей, Ксенофоптъ говорите сл дующее: щалъ. О І І Ъ думалъ, что его собесѣдники, усвоивъ себѣ его
ѣ
Точно также для меня кажется удивительным!, убѣ жденіе убѣжденія, всю жизнь будутъ преданными друзьями, какъ но
н которыхъ, будто Сократъ развращалъ юношей, тотъ Сократъ, отношенію къ нему, такъ и между собой. Какимъ же образомъ
ѣ
который, кромѣ сказаннаго, былъ, во-первыхъ, самый воздержный такой человѣкъ могъ развращать юношей? Развѣ уже и стрем-
челов къ въ чувственности и въ пищѣ; во-вторыхъ, былъ самый леніе къ добродѣтели есть средство къ развращенію?
ѣ
выносливый и зимой, и лѣтомъ, и въ перенесеніи всякихъ тру- „Но (говорите обвинитель) вѣ дь Сократъ внушалъ своимъ
довъ; наконецъ онъ такъ пріучилъ себя къ скромнымъ жела- слушателямъ презрѣиіе къ устаиовленнымъ государствомъ зако-
ніямъ, что, располагая чрезвычайно малымъ, былъ совершенно намъ, такъ какъ доказывалъ имъ, что нелѣпо назначать пра-
доволенъ. Какъ же Сократъ, будучи такимъ, могъ дѣлать дру- вителя государствомъ посредствомъ бобовъ (чернаго и бѣлаго
гихъ нечестивыми, преступниками противъ законовъ, чревоугод- цвѣ та, зам иеиныхъ впослѣдствіи камешками такихъ же цв -
ѣ
ѣ
никами, мало способными къ труду? Напротивъ, оиъ многихъ товъ), когда не желаютъ имѣть кормчаго, избраннаго такимъ
людей удержалъ отъ этихъ пороковъ, побуждая ихъ стремиться же образомъ, или архитектора, флейтиста и т. д., хотя ихъ
къ добродѣтели и внушая надежду, что путемъ самонаблюденія ошибки приносите гораздо менѣе вреда, чѣмъ ошибки прави-
челов къ становится прекраснымъ и добрымъ. Да оігь никогда телей. Такія мысли внушали слушателямъ презрѣ ніе къ уста-
ѣ
и не вызывался быть учителемъ, а только, будучи очевидно тако- новленному государственному устройству и вызывали ихъ а
н
вымъ, давалъ поводъ своимъ собесѣдиикамъ иадѣяться, что, под- насиліе".
ражая Сократу, они сами будутъ такими же, какъ онъ. Но я полагаю (продолжаете Ксенофонтъ), что челов къ
ѣ
Не пренебрегалъ онъ и собственнымъ тѣломъ и не хвэлилъ благоразумный и считающій себя въ состояніи убѣждать сограж-
небрежныхъ. Онъ осуждалъ и изнуреніе себя чрезмѣрнымъ тру - данъ въ полезномъ, меыѣе всего способенъ къ насилію. Онъ
домъ, и обжорство, и только то насыщеніе признавалъ правиль- знаетъ, что насиліе связано съ ненавистью и опасностью, тогда
нымъ, когда желудокъ принимаете пищу съ удовольствіемъ. Эта какъ убѣжденіемъ то же самое достигается безопасно и друже-
привычка, по словамъ Сократа, достаточно соотв тствуетъ требо- любно. И дѣйствительно, челов къ, надъ которымъ кѣмъ-либо
ѣ
ѣ
ваніямъ здоровья и вмѣстѣ съ тѣмъ не ст сняетъ заботъ о дуніѣ. было совершено насиліе ощущаетъ ненависть, тогда какъ чело-
ѣ
Дал е: Сократъ не былъ изнѣжеиъ или прихотливъ въ в къ, убѣжденный кѣмъ-либо, ощущаетъ любовь къ нему, какъ
ѣ
ѣ
одеждѣ, обуви или въ чемъ либо иодобномъ; не дѣлалъ оиъ бы къ тому обязанный. Слѣдовательно иасиліе не принадлежите
своихъ послѣдователей и любостяжательными; вообще онъ удер- къ такого рода поступкамъ, которые свойственны людямъ муд-
живаете ихъ отъ прихотей, и самъ не бралъ денегъ съ лицъ, рымъ, а, напротивъ, людямъ неразумньшъ.
У*