Page 138 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 138

денія  самоопредѣленіе.  Какъ  пи  странно  для  насъ  найти  здѣеь  жадно  его  слушавшихъ.  Воздерживаясь  отъ  всего  этого,  онъ

 соединенными  въ  одномъ  лицѣ  прозу  разсудочнаго  человѣ ка  и  полагалъ,  что  заботится  о своей  свободѣ,  и  т хъ  людей,  которые
                                                                               ѣ
 мечтательность  челов ка  вдохновеннаго,  но  и то, и  другое  сво-  берутъ  плату  за свои  бесѣ ды,  называлъ  самопоработителями,  по-
 ѣ
 дится  въ  концѣ  концовъ  къ  одному  общему  имъ  основанію:  тому  что  они  обязываютъ  себя  непремѣнно  вести  бесѣды  съ
 именно  TÖ,  чѣмъ  отличается  Сократъ  уже  въ своей  личной  дѣя -  тѣми  лицами,  отъ  которыхъ  получили  плату.  Онъ  удивлялся,  если
 тельности  отъ  своихъ  единоплеменниковъ,—его  углублепіе  внутрь  кто-либо,  онов щая  добродѣтель,  беретъ  за  это  деньги,  не  по-
                                      ѣ
 самого  себя,  которое  столь  страннымъ  образомъ  дѣйствовало  нимая,  что  ОІІЪ  получите  огромный  выигрышъ  въ  пріобрѣтеніи

 на  его  современниковъ,  и  вслѣдствіе  котораго  въ самомъ  дѣлѣ  хорошаго  друга,  и  какъ  будто  боится,  чтобы  тотъ,  кто  сталъ
 совершалось  впервые  непоправимое  нарушеніе  пластическаго  прекраснымъ  и  добрымъ,  не  питалъ  къ  нему  признательности
 единства  греческой  жизни'?/  за  эту  услугу.
 Въ  защиту  Сократа  отъ  второго  пункта  обвииенія  его,  именно  Сократъ  никогда  никого  ни  о  чемъ  подобномъ  не  оповѣ-

 въ  развраіценіи  юношей,  Ксенофоптъ  говорите  сл дующее:  щалъ.  О І І Ъ  думалъ,  что его  собесѣдники,  усвоивъ  себѣ  его
 ѣ
 Точно  также  для  меня  кажется  удивительным!,  убѣ жденіе  убѣжденія,  всю  жизнь  будутъ  преданными  друзьями,  какъ  но
 н которыхъ,  будто  Сократъ  развращалъ  юношей,  тотъ  Сократъ,  отношенію  къ  нему,  такъ  и  между  собой.  Какимъ  же  образомъ
 ѣ
 который,  кромѣ  сказаннаго,  былъ,  во-первыхъ,  самый  воздержный  такой  человѣкъ  могъ  развращать  юношей?  Развѣ  уже  и  стрем-
 челов къ  въ  чувственности  и  въ пищѣ;  во-вторыхъ,  былъ  самый  леніе  къ  добродѣтели  есть  средство  къ  развращенію?
 ѣ
 выносливый  и  зимой,  и  лѣтомъ,  и  въ  перенесеніи  всякихъ  тру-  „Но  (говорите  обвинитель)  вѣ дь  Сократъ  внушалъ  своимъ

 довъ;  наконецъ  онъ  такъ  пріучилъ  себя  къ скромнымъ  жела-  слушателямъ  презрѣиіе  къ  устаиовленнымъ  государствомъ  зако-
 ніямъ,  что,  располагая  чрезвычайно  малымъ,  былъ  совершенно  намъ,  такъ  какъ  доказывалъ  имъ,  что  нелѣпо  назначать  пра-
 доволенъ.  Какъ  же  Сократъ,  будучи  такимъ,  могъ  дѣлать  дру-  вителя  государствомъ  посредствомъ  бобовъ  (чернаго  и  бѣлаго
 гихъ  нечестивыми,  преступниками  противъ  законовъ,  чревоугод-  цвѣ та,  зам иеиныхъ  впослѣдствіи  камешками  такихъ  же  цв -
                                                                                                      ѣ
                                ѣ
 никами,  мало  способными  къ  труду?  Напротивъ,  оиъ  многихъ  товъ),  когда  не  желаютъ  имѣть  кормчаго,  избраннаго  такимъ
 людей  удержалъ  отъ  этихъ  пороковъ,  побуждая  ихъ  стремиться  же  образомъ,  или  архитектора,  флейтиста  и  т.  д.,  хотя  ихъ
 къ  добродѣтели  и  внушая  надежду,  что  путемъ  самонаблюденія  ошибки  приносите  гораздо  менѣе  вреда,  чѣмъ  ошибки  прави-
 челов къ  становится  прекраснымъ  и  добрымъ.  Да оігь  никогда  телей.  Такія  мысли  внушали  слушателямъ  презрѣ ніе  къ  уста-
 ѣ
 и  не  вызывался  быть  учителемъ,  а только,  будучи  очевидно  тако-  новленному  государственному  устройству  и  вызывали  ихъ а
                                                                                                   н
 вымъ,  давалъ  поводъ  своимъ  собесѣдиикамъ  иадѣяться,  что,  под-  насиліе".
 ражая  Сократу,  они  сами  будутъ  такими  же,  какъ  онъ.  Но  я  полагаю  (продолжаете  Ксенофонтъ),  что  челов къ
                                                                                                  ѣ
 Не  пренебрегалъ  онъ  и  собственнымъ  тѣломъ  и  не  хвэлилъ  благоразумный  и  считающій  себя  въ  состояніи  убѣждать  сограж-
 небрежныхъ.  Онъ  осуждалъ  и  изнуреніе  себя  чрезмѣрнымъ  тру -  данъ  въ  полезномъ,  меыѣе  всего  способенъ  къ  насилію.  Онъ
 домъ,  и  обжорство,  и только  то насыщеніе  признавалъ  правиль-  знаетъ,  что  насиліе  связано  съ  ненавистью  и  опасностью,  тогда

 нымъ,  когда  желудокъ  принимаете  пищу  съ  удовольствіемъ.  Эта   какъ  убѣжденіемъ  то же самое  достигается  безопасно  и  друже-
 привычка,  по  словамъ  Сократа,  достаточно  соотв тствуетъ  требо-  любно.  И  дѣйствительно,  челов къ,  надъ  которымъ  кѣмъ-либо
 ѣ
                                                            ѣ
 ваніямъ  здоровья  и  вмѣстѣ  съ тѣмъ  не ст сняетъ  заботъ  о  дуніѣ.  было  совершено  насиліе  ощущаетъ  ненависть,  тогда  какъ  чело-
 ѣ
 Дал е:  Сократъ  не  былъ  изнѣжеиъ  или  прихотливъ  въ  в къ,  убѣжденный  кѣмъ-либо,  ощущаетъ  любовь  къ нему,  какъ
 ѣ
                   ѣ
 одеждѣ,  обуви  или  въ  чемъ  либо  иодобномъ;  не  дѣлалъ  оиъ  бы  къ  тому  обязанный.  Слѣдовательно  иасиліе  не  принадлежите
 своихъ  послѣдователей  и  любостяжательными;  вообще  онъ  удер-  къ  такого  рода  поступкамъ,  которые  свойственны  людямъ  муд-
 живаете  ихъ  отъ  прихотей,  и  самъ  не  бралъ  денегъ  съ  лицъ,  рымъ,  а, напротивъ,  людямъ  неразумньшъ.
                                                                                             У*
   133   134   135   136   137   138   139   140   141   142   143