Page 140 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 140

Кромѣ  того,  человѣкъ,  рѣшающійся  ианасиліе,  нуждается  прекраснымъ  и  добрымъ  и  превосходно  разсуждающимъ  о  добро-
 въ  достаточном'!»  числѣ  помоіцн ико въ,  тогда  какъ  челов къ,  спо-  детели  и  о  другихъ  человеческихъ  вопросахъ.  Знаю,  что  и  эти
 ѣ
 собный  убѣждать,  не  нуждается  въ  нихъ  вовсе:  онъ  одинъ  мо-  люди,  пока  находились  при  Сократе,  были  здравомыслящи,  и  не

 жетъ  убѣдить.  Такимъ  людямъ  р же  всего  приходится  убивать  потому,  чтобы  боялись  паказаній  или  иобоевъ  со  стороны  Со-
 ѣ
 другихъ:  ибо  кто  сочтетъ  за  лучшее  убить  челов ка,  чѣмъ  поль-  крата,  но  потому  что  такой  образъ  дѣйствій  считали  тогда  луч-
 ѣ
 зоваться  имъ  живымъ  и  послушпымъ?  шимъ.  Быть  можетъ,  многіе  изъ  т хъ,  кто  считаете  себя  фило-
                                                               ѣ
 „Но  собеседниками  Сократа  (говорите  обвинитель)  были  софомъ,  скажутъ  на  это,  что  никогда  праведный  и  справедливый
 Критій  и  Алкивіадъ,  которые  причинили  государству  много  зла.  человекъ  не  сд'Ьлается  неправеднымъ  и  несправедливым!,  разум-

 Критій  былъ  самый  жадный,  корыстолюбивый  и  самый  жестокій  ный—иеобузданнымъ,  и  что  во  всЬхъ  предметахъ  знанія  изу~
 •изъ  вс хъ  олигарховъ,  a  Алкивіадъ  —  самый  необузданный  и  чившій  ихъ  никогда  не  сделается  невеждою.  Но  я  не  такъ
 ѣ
 самый  разрушительный  изъ  всЬхъ  демократовъ  ".  думаю.  Я  вижу,  что  человекъ,  не  упражияющій  своего  тела,
 Я  не  стану  оправдывать  этихъ  людей  (говорите  Ксенофонтъ),  не  въ  состояпіи  выполнять  физическихъ  трудовъ;  точно  также

 если  они  причинили  государству  какое-либо  зло;  я  разскажу  челов'Ькъ,  не  развивающій  своихъ  душевныхъ  способностей,  не
 только,  какъ  произошло  ихъ  сближеніе  съ  Сократомъ.  По  своему  въ  состояніи  выполнять  трудовъ  умственныхъ,  ибо  онъ  не  мо-
 характеру  оба  они  были  самые  честолюбивые  изъ  всЬхъ  аѳ и-  жетъ  дѣлать  того,  чтЬ  следуете  д лать,  и  не  можетъ  удержаться
                                                            ѣ
 нянъ.  Они  желали,  чтобы  все  делалось  черезъ  нихъ,  и  чтобы  отъ  того,  отъ  чего  следуете  удерживаться.
 имя  ихъ  славилось  болѣе  веЬхъ.  Въ  то  же  время  они  знали,  что  Иоэтому-то  родители  удаляютъ  своихъ  детей  отъ  людей  дур-
 Сократъ,  живитій  въ  полиомъ  довольстве  на  самыя  иичтожныя  ныхъ,  хотя  бы  дети  были  хорошихъ  правилъ,  такъ  какъ  сооб-

 средства  и  воздерживавшійся  отъ  всякихъ  прихотей,  вм'Ьстѣ  сь  щество  съ  добрыми  людьми  служите  развитію  добродетели,  а
 т'Ьмъ  такъ  управлялъ  своими  собеседниками  въ  теченіе  разго-  сообщество  съ  дурными—ея  порчѣ.  Но  моему  мненію,  все  пре-
 вора,  какъ  хотелъ.  красное  и  доброе  пріобретается     посредствомъ       упражненія       (а

 Если  они  вид'Ьли  это,  и  если  они  были  таковы,  какъ  ска-  следовательно  теряется  отъ  неупражненія),  такъ  какъ  въ  одномъ
 зано,  то  скажете  ли  кто-нибудь,  что  эти  люди  стремились  къ  и  томъ  же  теле,  врожденным  душ'Ь  человеческой  чувственным
 сообществу  съ  Сократомъ,  потому  что  искали  его  образа  жизни  стремленія,  страсти  влекутъ  ее  ие  къ  здравомыслію  (нравственной
 и  его  благоразумія,  а  не  потому,  что  надеялись,  что  после  сооб-  устойчивости),  а  къ  скорЬйшей  угодливости  плоти  и  къ  чув-
 щества  съ  нимъ  и  сами  сделаются  людьми  вполне  способными  ствениымъ  удовольствіямъ.
 на  слово  и  дело?  Я  полагаю,  что  если  бы  божество  предоста-  Критій  и  Алкивіадъ,  пока  были  при  Сократе,  съ  его  помощью
 вило  имъ  или  целый  в къ  жить,  какъ  жилъ  Сократъ,  или  уме-  могли  сдерживать  свои  нехорошія  влеченія;  но  они  отпали  отъ
 ѣ
 реть,  они  предпочли  бы  последнее.  Это  обнаружилось  въ  ихъ  Сократа.  Кри тій  бѣжалъ  въ Ѳ ессалію  и  тамъ  встунилъ  въ  обще-
 иоетуикахъ,  ибо  лишь  только  они  пришли  къ  мысли  о  собствен-  ство  людей,  которые  скорее  совершали  беззаконіе,  чемъ  пра-
 помъ  превосходстве  надъ  другими—тотчасъ  отпали  отъ  Сократа  восудие;  съ  другой  стороны  Алкивіадъ,  красота  котораго  при-
 и  занялись  политикой.  влекала  многихъ  жеиіцинъ,  человекъ,  который,     въ  силу    своего

 Быть  можетъ,  скажутъ,  что  Сократу  следовало  учить  своихъ  вліянія  на  Аоины  и  на  союзниковъ,  былъ  избалованъ  много-
 слушателей  политике  не  прежде,  ч'Ьмъ  здравомыслію,  благо-  численными  ловкими  льстецами,  котораго  народъ  высоко  чтилъ,
 разумно.  Я  не  стану  возражать  противъ  этого,  но  знаю,  что  всякій  и  который  легко  достигъ  первенства  въ  государстве,  сгалъ
 учитель  выставляете  себя  передъ  своими  учениками,  чтобы  по-  пренебрегать  собою  точно  такъ  же,  какъ  перестаютъ  упраж-
 казать  имъ,  какъ  онъ  самъ  делаете  т6,  чему  учите.  Знаю  также,  няться  въ  своемъ  искусстве  атлеты,  легко  одерживаюіціе  победы

 что  и  Сократъ  выказывалъ  себя  передъ  своими  собеседниками  на  гимнастических!»  состязаніяхъ.
   135   136   137   138   139   140   141   142   143   144   145