Page 142 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 142

ЧтЬ  же  удивительна™,  если  при  такихъ  обстоятельствахъ  рѣчи  передъ  народомъ  (какъ  дѣлали  демагоги)  или  быть  искус-
 Критій  и  Алкивіадъ,  надменные  своимъ  знатнымъ  происхожде-  ными  въ судебномъ  ораторствѣ,  но  для  того,  чтобы  стать  людьми
 ніемъ,  гордившіеся  своимъ  богатствомъ,  кичившіеся  своимъ  прекрасными  и  добрыми  и умѣть  хорошо  обращаться  со  своимъ
 могуіцествомъ,  избалованные  обществомъ  и  при  всемъ  томъ  домомъ,  домашними,  родными,  друзьями,  городомъ,  согражда-

 жившіе  дол™е  время  вдали  отъ  Сократа,—чтЬ  удивительна™,  нами  и  т.  д.  Изъ  этихъ  лицъ  никто  пи  въ  молодости,  ни  въ
 если  они  оказались  до  крайности  необузданными?  И  зат мъ.  старости  не  сдѣлалъ  ничего  дурного  и  не заслужилъ  въ  этомъ
 ѣ
 если  они ъ  чемъ  погрѣшили,  то  неужели  обвинитель  вмѣнитъ  обвииенія.
 в
 это  въ  вину  Сократу?  А  тö,  что  во  время  ихъ  молодости,  „Но",  скажетъ  обвинитель,  „Сократъ  училъ  оскорблять
 когда  они,  разумѣ ется,  были  чужды  всякой  разсудителыюсти  родителей.  Онъ  ув рялъ,  что  дѣ лаетъ  своихъ  собесѣдниковъ
                                           ѣ
 и  сдержанности,  Сократъ  вііушалъ  имъ здравомысліе,  обвини-  умнѣе  ихъ  отцовъ,  и  утверждалъ,  что  по закону  (аттическому),

 тель  не  находитъ  достоннымъ  никакой  похвалы?  Не  такъ  если  кто  найдетъ  своего  отца  сумасшедшимъ  (именно  безумно
 судятъ  въ  другихъ  случаяхъ.  Какой,  папримѣръ,  учитель,  дав-  растрачивагощимъ  имущество),  то  можетъ  связать  его.  В ъ
 ний  хорошихъ  учениковъ,  подвергается  обвиненію,  если  послѣд-  доказательство  этого  Сократъ  говорилъ,  что  вполнѣ  законно,
 піе,  иоступивъ  къ  другому  учителю,  сдѣлаются  хуже?  Если  у  чтобы  тотъ,  кто  ітевѣжественнѣе,  былъ  связанъ  тѣмъ,  кто
 изв сгнаго  отца  сынъ,  находясь  въ  общесгвѣ  съ  кЕмъ-либо,  умнѣ е".
 ѣ
 ведетъ  себя  хорошо,  но впослѣдствіи,  познакомившись  съ  кѣ мь-  Напротивъ,  Сократъ  былъ  того  мнѣ нія,  что  человѣка,  связы-

 нибудь  другимъ,  дѣ лается  пегодяемъ,  то  обвииитъ  ли  отецъ  вающаго,  сковывающаго  другихъ  за  незнаніе,  по  справедливо-
 перваго  сообщника?  И  не  настолько  ли  хорошо  онъ  отзы-  сти,  самого  могутъ  связать,  сковать  тѣ  лица,  которыя  знаютъ
 вается  о  первомъ,  насколько  его  сынъ  сдѣлался  хуже  у  второго?  ему  неизвѣстное.  Поэтому  онъ  часто  разбиралъ,  чѣмъ  отли-
 Да  и  сами  отцы,  находясь  вмѣстѣ  съ  сыновьями,  пе  заслужи-  чается  незнаніе  отъ  безумія,  сумасшествія;  и,  по  его мпѣиію,
 ваютъ  обвииенія  въ  проступкахъ  дѣтей,  если  только  сами  связывать  безумиыхъ  было  бы  полезно,  какъ  для  самихъ  безум-
 поступаютъ  разумно,  хорошо.  цевъ,  такъ  и  для  ихъ  друзей;  а  незнающимъ  того,  что  должно

 Справедливо  было  бы  точно  также  судить  и  о  Сократѣ .  знать,  слѣдуетъ  учиться  у  знающихъ  это.

 Еслибы  онъ  самъ  поступалъ  въ чемъ-либо  дурно,  то,  конечно,  „Но  Сократъ",  говорите  обвинитель,  „доводилъ  своихъ
 считался  бы  дурнымъ  человѣкомъ;  но  если  онъ  самъ  постоянно  собесѣдниковъ  до  непочтительна™  отношенія  не  только  къ
 поступалъ  разумно,  хорошо,  то на какомъ  основапіи  онъ  будетъ  родителямъ,  но  и  къ  другимъ  родственникамъ,  когда  говорилъ,
 заслуживать  обвинеиіе  въ  порокѣ,  ему  не  присущемъ?  что  родные  не  помогаютъ  ни  болыіымъ,  ни  тѣмъ,  которые
 Пусть  бы  даже  онъ  самъ  ничего  дурного  не  дѣлалъ,  тто,  судятся,  но  что  первымъ  помогаютъ  врачи,  a  посл днимъ—
                                                                                        ѣ
 видя  дурные  поступки  другихъ,  одобрялъ  ихъ—тогда  его  по  люди,  умѣющіе  вести  процессы".

 справедливости  укоряли  бы.  Обвинитель  продолжаете,  будто     Сократъ      и  относительно
 Напротивъ,  Сократъ,  видя,  какъ  Критій  приступалъ  къ  друзей  выражался,  что  нѣ тъ  никакой  пользы  (ЗуеХос)  въ ихъ
 Эвѳидему  съ  нечистыми  намѣреніями,  сперва  удерживалъ  его,  преданности,  если  они  не  могутъ  помочь;  Сократъ  повторялъ,
 а  потомъ,  видя,  что  Критій  не  бросаетъ  своихъ  намѣреиій,  что  только  такіе  друзья  достойны  уваженія,  которые  знаютъ

 Сократъ  въ  присутствіи  многихъ  сказалъ,  что  онъ,  Критій,  чтЬ  слѣдуетъ  и  умѣютъ  объяснить  это;  обвинитель  говорилъ,
 чувствуете  въ  себѣ  нѣчто  свинское.  что  Сократъ,  убѣждая  молодыхъ  людей  въ наибольшей  мудрости
 Собственно  учениками  Сократа  были:  Критопъ,  Херефонтъ,  его  самого  и  въ  его  умѣньи  дѣлать  и  другихъ  мудрыми,  такъ
 Херекратъ,  Гермогенъ,  Симія,  Кевъ,  Фсдопдъ  и  другіе,  которые  иастраивалъ  своихъ  собесѣдниковъ,  что для  нихъ  другіе  были
 бывали  съ  пимъ  пе  для  того,  чтобы  научиться  произносить  ничто  въ  сравненіи  съ  Сократомъ.
   137   138   139   140   141   142   143   144   145   146   147