Page 147 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 147
н ка наблюдательна™ и сколько-нибудь здравомысляща™ было
ѣ
ясно, что, гдѣ бы то ни было, полезнѣе бес дъ и сообщества онъ безъ указанія боговъ; настолько праведнымъ и сираведли-
ѣ
съ Сократомъ ничего не было. Даже при отсутствіи Со- вымъ, что никому не нанесъ онъ ни малѣйшаго вреда, а прн-
крата одно воспомиианіе о немъ не мало приносило пользы II оси л ъ величайшую пользу т мъ, кто обращался къ нему; на-
ѣ
челов ку, привыкшему къ его бесѣдамъ и охотно прини- столько воздержнымъ, что никогда пе предпочиталъ пріятнаго
ѣ
мавшему его учспіе. Сократъ не одинаково со всѣми обра- (YJQIOV) тому, что лучше (ßeXn'OV); иакоиецъ настолько разсуди-
щался. Г мъ, которые считали себя хорошими (ауаОоб;) но тельнымъ, что не дѣлалъ ошибокъ при выборѣ между лучшимъ
ѣ
небрежно относились къ ученію, онъ доказывалъ, что личности и худшимъ. Ни въ комъ онъ не нуждался, такъ что при
признаваемым наилучшими (йрютаі), особенно нуждаются въ нос' всѣ хъ суждеиіяхъ для пего достаточно было собственна™ зиа-
• п и т а і "и- Богато одаренным натуры, съ величайшими силами и нія. Кромѣ того оиъ имѣлъ способность не только логически
способностями къ исполпенію того, за что берутся, если будутъ изложить и точно опредѣлить предмете, по и выспросить дру-
воспитаны и выучатся тому, что должны д лать, оказываются гихъ, указать имъ ошибки и побудить ихъ къ добродѣтели, къ
ѣ
самыми лучшими и самыми полезными людьми, потому что со- прекрасному и доброму. Оиъ казался мнѣ такимъ, какимъ
вершаютъ много добрглхъ и благихъ дѣлъ. Но если они оста- только можетъ быть человѣкъ самый добродетельный и самый
ются безъ воспитанія и безъ ученія, то оказываются самыми счастливый. Если кто не согласенъ съ этимъ, пусть сравнить
дурными и самыми вредными людьми. съ характером ь Сократа характеръ другой личности— и тогда
Тѣ хъ людей, которые слишкомъ гордятся богатствомъ и уже судить.
не признаютъ необходимымъ воспитанія, думая, что достаточно
оудетъ одного богатства для достиженія желаній и пріобрѣте- В. Н И Р Ъ .
нія уважешя согражданъ, Сократъ вразумлялъ, говоря что
оезразсуденъ челов къ, над ющійся безъ ученія различать по- Это сочиненіе, дополняющее собою Ксеиофонтовы „Воспо-
ѣ
ѣ
лезное и вредное; безразсуденъ и тотъ, кто пе умѣетъ этого миианія о Сократ ", авторъ начинаете съ такого зам чанія:
ѣ
ѣ
различать, и, достигая желаема™ путемъ богатства думаете „Мнѣ кажется, что относительно благородныхъ и знамени-
что будетъ въ состояніи дѣлать цѣлесообразное, полезное (T<k тыхъ людей достопамятно не только то, какъ они иоступаютъ
^jxçepovта); глупъ и тотъ, кто надѣ ется хорошо дѣлать, не въ д лахъ серьезпыхъ, но и то, какъ они ведутъ себя при
ѣ
умѣя д лать цѣлесообразное, полезное, и хорошо, дѣльно устроить увеселеніяхъ".
ѣ
свою жизнь; глупъ и тотъ, кто ничего не зная, думаете, что, Поэтому онъ и выбралъ одинъ случай изъ жизни Сократа,
олагодаря богатству, будетъ хорошимъ, или же, ' не будучи ни именно съ цѣлыо показать полезное вліяніе Сократа на его
въ чемъ хорошимъ, будетъ пользоваться уваженіемъ. друзей даже въ такихъ случаяхъ, когда другіе обыкновенно
Въ заключеніе своихъ „Воспомиианій о Сократѣ " Ксено- думаютъ только о чувствеиныхъ наслажденіяхъ.
фонтъ представляете въ главпыхъ чертахъ такую характери- Ксенофонтъ представилъ Сократа бесѣдующимъ на пиру
стику Сократа: 1 у Каллія, который былъ очень богатъ, но впослѣдствіи ра-
Изъ т хъ, которые знали, каковъ былъ Сократъ, всѣ же- зорился, промотавъ свое имѣніе съ шутами, лизоблюдами,
ѣ
лающіе быть добродѣтельными и теперь еще чувствуютъ по проститутками и софистами—Протагоромъ, Горгіемъ, Проди-
немъ тоску, считая его въ высшей степени полезными для комъ, Гиппіемъ и многими другими, которымъ никто не пла-
рвенія къ добродѣтели. Мнѣ оиъ казался такимъ, какимъ я тилъ такъ щедро за ученіе, какъ богатый и расточительный
описалъ его: настолько благочестивымъ, что ничего не дѣлалъ Каллій.
Пиръ этотъ давалъ Каллій въ честь юноши Автолика,
въ котораго онъ былъ влюбленъ, по случаю побѣды, одер?кан-