Page 147 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 147

н ка    наблюдательна™         и  сколько-нибудь       здравомысляща™           было
                         ѣ
                       ясно,   что,   гдѣ   бы   то   ни было,    полезнѣе      бес дъ    и   сообщества                            онъ    безъ   указанія     боговъ;    настолько     праведнымъ       и  сираведли-
                                                                                    ѣ
                       съ  Сократомъ        ничего      не  было.     Даже      при     отсутствіи     Со-                          вымъ,    что   никому     не   нанесъ    онъ    ни малѣйшаго        вреда,   а  прн-
                       крата    одно   воспомиианіе       о   немъ    не   мало     приносило      пользы                           II оси л ъ  величайшую       пользу    т мъ,    кто   обращался      къ   нему;  на-
                                                                                                                                                                            ѣ
                       челов ку,      привыкшему         къ    его   бесѣдамъ       и   охотно     прини-                           столько     воздержнымъ,       что   никогда     пе   предпочиталъ        пріятнаго
                              ѣ
                      мавшему       его  учспіе.     Сократъ      не   одинаково       со   всѣми    обра-                          (YJQIOV)  тому,   что   лучше     (ßeXn'OV);  иакоиецъ      настолько      разсуди-

                      щался.      Г мъ,     которые      считали     себя   хорошими       (ауаОоб;)    но                          тельнымъ,      что   не  дѣлалъ     ошибокъ     при   выборѣ     между    лучшимъ
                                    ѣ
                      небрежно      относились      къ   ученію,    онъ   доказывалъ,     что  личности                             и  худшимъ.        Ни    въ   комъ    онъ    не   нуждался,      такъ     что при
                      признаваемым       наилучшими       (йрютаі),   особенно    нуждаются       въ нос'                           всѣ хъ   суждеиіяхъ      для    пего   достаточно      было   собственна™       зиа-
                    •  п и т а і "и-  Богато  одаренным      натуры,   съ   величайшими        силами    и                          нія.   Кромѣ     того   оиъ    имѣлъ    способность       не  только     логически
                      способностями        къ  исполпенію       того,  за  что   берутся,   если   будутъ                           изложить     и  точно    опредѣлить       предмете,     по   и  выспросить      дру-
                      воспитаны      и  выучатся     тому,    что   должны     д лать,     оказываются                              гихъ,   указать     имъ ошибки        и  побудить     ихъ  къ   добродѣтели,      къ
                                                                                 ѣ
                      самыми     лучшими      и  самыми     полезными людьми,          потому    что    со-                         прекрасному       и   доброму.      Оиъ    казался      мнѣ    такимъ,      какимъ

                      вершаютъ      много    добрглхъ     и  благихъ     дѣлъ.    Но   если    они   оста-                          только    можетъ     быть    человѣкъ     самый     добродетельный        и  самый
                      ются   безъ    воспитанія     и   безъ   ученія,    то   оказываются       самыми                             счастливый.      Если    кто   не   согласенъ     съ этимъ,     пусть     сравнить
                     дурными      и   самыми     вредными      людьми.                                                              съ  характером     ь   Сократа     характеръ     другой     личности—      и  тогда

                           Тѣ хъ    людей,     которые      слишкомъ       гордятся     богатствомъ      и                          уже    судить.
                     не   признаютъ      необходимымъ         воспитанія,    думая,    что   достаточно
                     оудетъ    одного    богатства     для   достиженія      желаній     и   пріобрѣте-                                                                 В.   Н И Р Ъ .
                     нія   уважешя       согражданъ,       Сократъ       вразумлялъ,      говоря     что

                     оезразсуденъ      челов къ,      над ющійся       безъ   ученія   различать     по-                                 Это   сочиненіе,     дополняющее        собою     Ксеиофонтовы        „Воспо-
                                                          ѣ
                                              ѣ
                     лезное    и  вредное;     безразсуденъ       и  тотъ,    кто пе     умѣетъ    этого                            миианія    о   Сократ ",       авторъ    начинаете      съ   такого    зам чанія:
                                                                                                                                                            ѣ
                                                                                                                                                                                                                ѣ
                     различать,     и,  достигая     желаема™       путемъ     богатства       думаете                              „Мнѣ      кажется,      что   относительно        благородныхъ        и  знамени-
                    что   будетъ    въ   состояніи      дѣлать    цѣлесообразное,         полезное (T<k                            тыхъ    людей     достопамятно       не  только     то, какъ    они    иоступаютъ
                    ^jxçepovта);      глупъ     и   тотъ,    кто   надѣ ется    хорошо     дѣлать,    не                           въ   д лахъ     серьезпыхъ,        но   и   то,  какъ    они   ведутъ     себя  при
                                                                                                                                         ѣ
                    умѣя   д лать    цѣлесообразное,       полезное,   и  хорошо,    дѣльно    устроить                            увеселеніяхъ".
                             ѣ
                    свою    жизнь;    глупъ    и  тотъ,    кто   ничего    не   зная,  думаете,    что,                                  Поэтому     онъ   и   выбралъ     одинъ    случай   изъ   жизни     Сократа,
                    олагодаря     богатству,     будетъ    хорошимъ,      или же,     '  не  будучи  ни                            именно     съ   цѣлыо     показать      полезное     вліяніе    Сократа      на его
                    въ   чемъ   хорошимъ,      будетъ     пользоваться      уваженіемъ.                                            друзей     даже     въ   такихъ     случаяхъ,      когда   другіе    обыкновенно

                         Въ   заключеніе      своихъ     „Воспомиианій        о   Сократѣ "     Ксено-                             думаютъ      только    о  чувствеиныхъ        наслажденіяхъ.
                   фонтъ     представляете        въ  главпыхъ      чертахъ      такую     характери-                                   Ксенофонтъ         представилъ       Сократа     бесѣдующимъ         на   пиру
                   стику     Сократа:                                                               1                              у  Каллія,     который     былъ     очень    богатъ,     но   впослѣдствіи      ра-

                         Изъ   т хъ,    которые     знали,    каковъ    былъ    Сократъ,      всѣ   же-                            зорился,     промотавъ       свое    имѣніе      съ    шутами,      лизоблюдами,
                                 ѣ
                   лающіе      быть     добродѣтельными          и  теперь    еще    чувствуютъ      по                            проститутками       и   софистами—Протагоромъ,               Горгіемъ,      Проди-

                   немъ     тоску,    считая     его    въ    высшей     степени     полезными       для                           комъ,    Гиппіемъ     и   многими     другими,     которымъ       никто    не   пла-
                   рвенія    къ   добродѣтели.       Мнѣ оиъ казался           такимъ,     какимъ     я                            тилъ   такъ    щедро      за   ученіе,    какъ    богатый    и   расточительный
                   описалъ     его:  настолько      благочестивымъ,       что   ничего    не   дѣлалъ                              Каллій.
                                                                                                                                        Пиръ     этотъ    давалъ     Каллій     въ    честь    юноши        Автолика,
                                                                                                                                   въ  котораго     онъ    былъ    влюбленъ,      по случаю     побѣды,     одер?кан-
   142   143   144   145   146   147   148   149   150   151   152