Page 143 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 143

ѣ
                        о  Х о т я  мнѣ извѣстно      (зам чаетъ      Ксенофонтъ),       что    Сократъ                                   Сократъ     говорилъ      не   такъ,    и   еслибы     онъ     былъ    такихъ
                     действительно        говорилъ     это   относительно      родителей,       другихъ                             мыслей,     то,  по   его же     словамъ,     его  самого    следовало     бы  под-
                     родственниковъ        и  относительно       друзей,     по   съ   прибавленіемъ,                               вергнуть     иобоямъ;     но   оиъ   говорилъ,      что   людей     безполезпыхъ
                     что   по  удаленіи     души     изъ   т ла,   въ   которой     одной    находится                              словомъ     и  дѣломъ      и  неспособныхъ         помочь     въ  случаѣ     надоб-
                                                            ѣ
                                                                                                     с
                     разумъ,    люди    какъ    можно     скор е     удаляютъ      съ  глазъ   тѣло а-                              ности    ни   войску,    ни   городу,   ГШ   самому     народу,    особенно     если
                                                                ѣ
                     маго   близкаго     родственника.       Оиъ говорилъ        также,    что  каждый                              они   будуть     сверхъ    того   еще и дерзки,       следуете    всячески     обуз-
                    человека       въ   своей    жизни     отъ   собственна™       болѣс    всего   имъ                             дывать,    хотя   бы   они и     были    очень    богаты.   Относительно       Со-
                    любимаго       т ла    самъ    отнимаете       негодное      или   поручаете»    это                            крата    известно     было,   что это     человека       преданный       народу    и
                                    ѣ
                    другому.     Такимъ      образомъ,    собственные       ногти,   волосы,     мозоли                             вообще     человеколюбивый.          Принявъ      въ  свои    учепиви     многих!»

                    люди    или    сами    снимаютъ,       или    предоставляютъ         ср зывать     и                           соотечественниковъ          и  иностранцев!,,       онъ    ни   съ  кого    никогда
                                                                                            ѣ
                    выжигать      врачамъ,     терпя    боль   и   мученія;    даже    считаютъ     себя                            не  бралъ    платы     за  ученіе    и  вс хъ    щедро     падѣлялъ     изъ    того,
                                                                                                                                                                               ѣ
                    за  это   обязанными       имъ платой.       Все   это   Сократъ     говорилъ     не                            чѣмъ    владела    (т.-е.   изъ   сокровищницы        своихъ     познаиій).    Со-
                    потому,    чтобы    онъ   училъ    зарывать      живого    отца,   или  чтобы че-                              кратъ    доставляла      славу   своему    отечеству,    Аоинамъ,     более    чѣмъ,
                    ловека    себя    же   рѣ залъ;    но,    доказывая,       что   неразумное     не-                            напримеръ,       лакедемонянина         Лихасъ,     прославившійся        тѣмъ,   что
                    достойно     уваженія,     онъ    побуждала      заботиться      о  наибольшем!,                               угощала      иностранцев!»,      пріѣзжавшихъ         въ  Лакедемонъ      во  время

                    по   возможности        развитіи     въ   себе    разумности      и  полезности,                               Гимнопедіи,        ежегодна™        празднества       въ   честь     спартанцепъ,
                   такъ    чтобы    человека,     желающій        пріобрести     къ   себе    уважепіе                             павшихъ      при Ѳ ире ;       Сократъ    же   целую    жизнь    наделяла     вс хъ
                                                                                                                                                                                                                    ѣ
                                                                                                                                                             ѣ
                   со   стороны     отца,     брата   или кого-либо        другого,     не   оставался                             желающихъ        своими    сокровищами        и  приносила      имъ   величайшую
                   къ     нимъ     равнодушным!,,         полагаясь       на   родство,      но   чтобы                            пользу,    потому    что   отпускала      отъ   себя   своихъ     собесѣдииковъ,
                   старался     быть    полезнымъ      тому,     отъ   кого   ожидаете      уваженія.                              делая    ихъ   лучшими.      Поэтому     Сократъ,     будучи    такимъ      челове-

                   Обвинитель       говорилъ,     что   Сократъ,    выбирая      худшія    места   изъ                             ком!,,   по   моему    мнѣпію,     заслуживала      у  города   скорее    почести,
                   твореній     знаменитЬйшихъ         поэтовъ     и  пользуясь     этими    местами,                              чѣмъ     смерти.     И    всякій,    если     станете    судить    по   законамъ,
                   какъ    свидетельствами,       училъ    своихъ    собеседииковъ        преступле-                               придете,    къ  такому     же   заключенію,       потому    что, но     законамъ,
                   міямъ    и  тиранніи.     Напримеръ,        следующее       место    изъ   Гезіода:                            смерть     служите»    наказаніемъ      для  такого    человека,    который     ока-
                   „дела    позорнаго      и тъ,   и  только    бездействіе     позорно",     Сократъ                             жется     воромъ,    похитителемъ        одежды,    отрѣжетъ     коителекъ,     про-
                                            ѣ
                   приводила      въ   томъ   смысле,     будто   поэта    внушаете      не   отказы-                             ломаете     стЬиу,   продаете    (свободнаго)     въ  рабство,   ограбите»    храмъ
                   ваться   ни   отъ   какого     дЬла,   ни  несправедлива™,         ни  позорпаго.                              и   т.  п.,  но   отъ   такихъ    гіреступленій      Сократъ     особенно      удер-

                  Но    когда    Сократъ     заявляла,     что   быть    работиикомъ,       тружепи-                              живался.
                  комъ    полезно     и  хорошо,     быть    леитяемъ      вредно    и  дурно,     что
                  трудъ—хорошее           дело,  а   леность   —дурное,      то  онъ  говорилъ, что                                     ГТередъ    городомъ     онъ   также    никогда     не   былъ   виповенъ     ни
                  человека,     дЬлающій       что-либо    хорошее,    работаете,     а  играющихъ                                въ   несчастиомъ      окончаиіи      войны,    ни  въ   мятеже,    ни  въ  нзмѣнѣ,
                  въ   кости    или   занимающихся        чЬмъ-либо     другимъ     порочнымъ      или                            ни   въ   какомъ-либо      другомъ     бѣдствіи.   И   въ   частной     жизни   онъ
                                                                                                                                             никого
                                                                                                                                  никогда
                                                                                                                                                           лишилъ
                                                                                                                                                      не
                                                                                                                                                                                        не гшуталъ
                  предосудительным^          называла     ленивцами      (ничего   пе  делающими                                  даже    упрека     въ  чемъ-либо    имущества      и  никогда     не въ  несчастье;
                                                                                                                                                                                                         получала.
                                                                                                                                                                        подобномъ
                  праздными).
                       Такъ    Сократъ,       какъ    говорилъ     обвинитель,       привела     одно                                  За   что   же   ему   было    подлежать       судебному       обвиненію     въ
                  место    изъ   твореній     Гомера,    толкуя    его   въ томъ    смысле,     будто                             государственных!»        и вообще     уголовных!,    преступленіяхъ       (ура<рі)?
                  поэте   одобряете      нанесеніе     побоевъ     простому    народу     и  вообще                               Вместо     непочтенія      къ  богамъ,      какъ   было    написано      въ   обви-
                                                                                                                                                                                                     ѣ
                  бѣднымъ      людямъ.                                                                                            нительном!»     акте,    оиъ    служила     богамъ     болѣе    вс хъ    другихъ;
                                                                                                                                 вмѣсто     развращенія      юношей,      что   взводите»   на него    обвинитель,
   138   139   140   141   142   143   144   145   146   147   148