Page 145 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 145

онъ    удерживалъ      своихъ     учениковъ,     имѣвшихъ       дурныя      наклон-
                     ности,     отъ   этихъ    наклонностей       и   обращалъ      ихъ   къ    желанію                             отлично     отъ   того,    какъ     еслибы     люди    молились      объ   игрѣ   въ
                     возвыситься      до   той   ирекраснѣйшей         и   достойнѣйгітей      добродѣ-                             кости,    о  битве    или о    другомъ,      относительно       чего    точно    не-

                     тели,   на   которой     зиждется     хорошее      управлеиіе      государствами                               известно,     какъ    оно    выйдете.
                     и  семействами.       Катшмъ      же   образомъ     Сократъ      при  такой    своей                                 Если    оиъ   находилъ,      что   въ  известномъ      случае    даютъ    ему
                     деятельности        не   заслуживалъ        великихъ      почестей     отъ   своего                            ѵ казанія    боги,   то  труднее     было    убедить    его  поступить      вопреки
                     города?                                                                                                        этимъ    указаніямъ,      чемъ    еслибы     его убѣждали      взять   въ   провод-
                                                                                                                                                                 зрячаго.
                                                                                                                                            слепца
                                                                                                                                                       вмѣсто
                                                                                                                                                                                          онъ
                                                                                                                                                                              Уличалъ
                                                                                                                                                                                                                    ѣ
                          Въ    упомяну ты    хъ  государствепныхъ        ирестушгеніяхъ       по  двоя-                            ники   во  избѣжаніе     дурной    молвы,    поступаете»   въ глупости      и  т хъ,
                                                                                                                                    кто,
                                                                                                                                                                                                           указаиіямъ
                                                                                                                                                                                                вопреки
                     каго   рода    обвиненію     и старался    оправдать      Сократа     Ксенофоптъ                               боговъ;     лично    же   онъ се      человеческія        соббраженія       стаиилъ
                                                                                                                                                                    в
                     въ   той    части     своихъ     „Воспомипаній         о  Сократ ",       которую                              ни   во  что   передъ     определеніемъ        боговъ.
                                                                                         ѣ
                     можно     назвать    собственно     Ксенофоитовою         апологіею,      защитою
                     Сократа.                                                                                                            Четвертую       главу   второй     книги   Ксенофоптъ       начинаете»     сле-
                          Но   этимъ    Ксенофоптъ        не  ограничился,       а  дополиилъ       свою                            дующими       словами:     слышалъ     я  также  бесѣду    Сократа    о  друзьяхъ.
                                                                                                                                                                              заимствовать
                                                                                                                                                                   можетъ
                                                                                                                                                                                               много
                                                                                                                                                                                                                     для
                                                                                                                                                                                                        полезною
                                                                                                                                                      человекъ
                                                                                                                                    изъ
                                                                                                                                          которой
                    защиту     Сократа      приведеніемъ      многихъ      такихъ    отд лыіыхъ      бс-                            пріобретенія      друзей    и   обращенія      съ   ними.
                                                                                         ѣ
                    с дъ    и  разсужденій       Сократа,      которыми,       какъ   бы   въ   примѣ-
                     ѣ
                    рахъ,    паглядпо     доказывалось,        что   Сократъ     не   зло,   не   вредъ                                   Первую      главу^    третьей     книги     Ксенофоптъ       начинаете      съ
                    причинялъ      всѣмъ,     съ  кѣмъ    сходился,    а,   напротивъ,      постояппо                               такого    общаго     замѣчанія:     теперь    я   буду   говорить     о  томъ, что
                    старался     оказывать     добро,    благо,   которое     уже  и  здѣ сь,  въ изло-                             Сократъ     былъ    полезет      людямъ,     стремившимся       къ   прекрасному
                    жеиіи    Сократовыхъ        бес дъ,   какъ    и   собственно     въ    своей  апо-                              (хаХбѵ),   потому      что    заставлялъ      ихъ    быть   внимательными         къ
                                                    ѣ
                    логіи   Сократа,     Ксенофоптъ       прямо     называете      пользою, отожде-                                 предмету     своихъ     стремленій.     А   именно,    одному    юношѣ,     желав-
                                                                                                                                                                                                                 ѣ
                    ствляя    эти   слова.    Такъ     онъ    посмотрѣлъ       на   ученіе    Сократа,                              шему    быть    избраннымъ        въ  военачальники,        Сократъ      сов туетъ
                    опредѣляя      въ  этомъ     общемъ,      а  не   въ  особенномъ       нравствеіт-                              прежде     научиться     всему,    для   этого    необходимому,         и   съ по-
                    помъ    смысле    доброе    какъ    полезное    единичному      человеку,    обще-                              дробностью      перечисляете,      это   необходимое.
                                                                                                                                                                                                               ѣ
                    ству   и  государству.                                                                                               Въ   приведенной       уже мною        прежде     Сократовой      бес дѣ    съ
                                                                                                                                                        помѣщеиной
                                                                                                                                    Аристиппомъ,
                         Такъ    въ  третьей    главе   первой    книги   Ксенофоптъ       сообщаете                               Ксепофонтъ        замѣчаетъ,      что   въ   восьмой     главѣ    третьей     книги,
                                                                                                                                                                                        на
                                                                                                                                                                           Сократъ
                                                                                                                                                                                                           сдѣланиьтй
                                                                                                                                                                                             вопросъ,
                   о   Сократе     следующее:       теперь    я  укажу,     насколько      припомню,                               ему    Аристиппомъ        съ   ц лыо     поставить     его   въ  тупикъ:      „при-
                   катшмъ      образомъ,     на  мой    взглядъ,    Сократъ     былъ   полезет     сво-                            знаете    ли   оиъ   что-либо   ѣ  благимъ  (ауаОоѵ)?"      отвѣчалъ     ему   такъ,
                   имъ    ученикамъ       съ   одной     стороны     собствешіымъ        примеромъ,                                чтобы     изъ этой     бесѣды     могла    быть    извлечена     польза    для    его
                   съ   другой—своими         разсуждепіями.       Известно,     что   онъ,  по   отно-                            слушателей.
                   шению     къ   богамъ,    поступалъ      и  говорилъ     такъ,    какъ    ответила
                   ІІиѳія   на   вопросъ:     „какъ     следуете      поступать      съ    жертвами,                                     Сократовымъ       бесѣдамъ      съ  живописцемъ,        ваятелемъ     и   при-
                   съ  иочтеиіемъ       предковъ       и  т.   п.".   Пиѳія      вещала,     что    по-                            готовляющимъ         панцири,     помѣщеннымъ        въ десятой     главѣ   третьей
                   ступающее        по   законамъ     страны       поступаютг         благочестиво.                                книги,   Ксенофоптъ        предпосылаете       такое    общее    замѣчаніе:     если
                   Такъ    Сократъ     и   самъ   поступалъ,      и   другимъ     совѣтовалъ.     Мо-                              Сократъ      вступалъ     въ   бесѣды     съ  художниками,         для   которыхъ
                  лился    оиъ богамъ       просто    о   подаиіи    добра,   блага   («ТаПа),   пред-                             искусство     служитъ     ремесломъ,       то   онъ и    здѣсь    былъ    полезет.
                   полагая,    что   боги   лучше    знаютъ,     въ   чемъ    оно состоите;      отно-                                   Въ   первой    главѣ    четвертой    книги,   обобщая     уже  всѣ   частные
                                                                                                                                                                                                         ѣ
                  сительно     же   т хъ,   что   молятся    о иодаиіи    золота,   серебра,   власти                              случаи,    когда    прямо    выразилась      польза    ученія    и  д ятелыіости
                                      ѣ
                  и   тому   подобнаго,      оиъ думалъ,       что они     молятся    нисколько     не                             Сократа,     Ксенофоптъ       говорите:     Сократъ     настолько     былъ    поле-
                                                                                                                                   зет    во  всѣ хъ    случаяхъ     и  разными      способами,      что   для   чело-
   140   141   142   143   144   145   146   147   148   149   150