Page 145 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 145
онъ удерживалъ своихъ учениковъ, имѣвшихъ дурныя наклон-
ности, отъ этихъ наклонностей и обращалъ ихъ къ желанію отлично отъ того, какъ еслибы люди молились объ игрѣ въ
возвыситься до той ирекраснѣйшей и достойнѣйгітей добродѣ- кости, о битве или о другомъ, относительно чего точно не-
тели, на которой зиждется хорошее управлеиіе государствами известно, какъ оно выйдете.
и семействами. Катшмъ же образомъ Сократъ при такой своей Если оиъ находилъ, что въ известномъ случае даютъ ему
деятельности не заслуживалъ великихъ почестей отъ своего ѵ казанія боги, то труднее было убедить его поступить вопреки
города? этимъ указаніямъ, чемъ еслибы его убѣждали взять въ провод-
зрячаго.
слепца
вмѣсто
онъ
Уличалъ
ѣ
Въ упомяну ты хъ государствепныхъ ирестушгеніяхъ по двоя- ники во избѣжаніе дурной молвы, поступаете» въ глупости и т хъ,
кто,
указаиіямъ
вопреки
каго рода обвиненію и старался оправдать Сократа Ксенофоптъ боговъ; лично же онъ се человеческія соббраженія стаиилъ
в
въ той части своихъ „Воспомипаній о Сократ ", которую ни во что передъ определеніемъ боговъ.
ѣ
можно назвать собственно Ксенофоитовою апологіею, защитою
Сократа. Четвертую главу второй книги Ксенофоптъ начинаете» сле-
Но этимъ Ксенофоптъ не ограничился, а дополиилъ свою дующими словами: слышалъ я также бесѣду Сократа о друзьяхъ.
заимствовать
можетъ
много
для
полезною
человекъ
изъ
которой
защиту Сократа приведеніемъ многихъ такихъ отд лыіыхъ бс- пріобретенія друзей и обращенія съ ними.
ѣ
с дъ и разсужденій Сократа, которыми, какъ бы въ примѣ-
ѣ
рахъ, паглядпо доказывалось, что Сократъ не зло, не вредъ Первую главу^ третьей книги Ксенофоптъ начинаете съ
причинялъ всѣмъ, съ кѣмъ сходился, а, напротивъ, постояппо такого общаго замѣчанія: теперь я буду говорить о томъ, что
старался оказывать добро, благо, которое уже и здѣ сь, въ изло- Сократъ былъ полезет людямъ, стремившимся къ прекрасному
жеиіи Сократовыхъ бес дъ, какъ и собственно въ своей апо- (хаХбѵ), потому что заставлялъ ихъ быть внимательными къ
ѣ
логіи Сократа, Ксенофоптъ прямо называете пользою, отожде- предмету своихъ стремленій. А именно, одному юношѣ, желав-
ѣ
ствляя эти слова. Такъ онъ посмотрѣлъ на ученіе Сократа, шему быть избраннымъ въ военачальники, Сократъ сов туетъ
опредѣляя въ этомъ общемъ, а не въ особенномъ нравствеіт- прежде научиться всему, для этого необходимому, и съ по-
помъ смысле доброе какъ полезное единичному человеку, обще- дробностью перечисляете, это необходимое.
ѣ
ству и государству. Въ приведенной уже мною прежде Сократовой бес дѣ съ
помѣщеиной
Аристиппомъ,
Такъ въ третьей главе первой книги Ксенофоптъ сообщаете Ксепофонтъ замѣчаетъ, что въ восьмой главѣ третьей книги,
на
Сократъ
сдѣланиьтй
вопросъ,
о Сократе следующее: теперь я укажу, насколько припомню, ему Аристиппомъ съ ц лыо поставить его въ тупикъ: „при-
катшмъ образомъ, на мой взглядъ, Сократъ былъ полезет сво- знаете ли оиъ что-либо ѣ благимъ (ауаОоѵ)?" отвѣчалъ ему такъ,
имъ ученикамъ съ одной стороны собствешіымъ примеромъ, чтобы изъ этой бесѣды могла быть извлечена польза для его
съ другой—своими разсуждепіями. Известно, что онъ, по отно- слушателей.
шению къ богамъ, поступалъ и говорилъ такъ, какъ ответила
ІІиѳія на вопросъ: „какъ следуете поступать съ жертвами, Сократовымъ бесѣдамъ съ живописцемъ, ваятелемъ и при-
съ иочтеиіемъ предковъ и т. п.". Пиѳія вещала, что по- готовляющимъ панцири, помѣщеннымъ въ десятой главѣ третьей
ступающее по законамъ страны поступаютг благочестиво. книги, Ксенофоптъ предпосылаете такое общее замѣчаніе: если
Такъ Сократъ и самъ поступалъ, и другимъ совѣтовалъ. Мо- Сократъ вступалъ въ бесѣды съ художниками, для которыхъ
лился оиъ богамъ просто о подаиіи добра, блага («ТаПа), пред- искусство служитъ ремесломъ, то онъ и здѣсь былъ полезет.
полагая, что боги лучше знаютъ, въ чемъ оно состоите; отно- Въ первой главѣ четвертой книги, обобщая уже всѣ частные
ѣ
сительно же т хъ, что молятся о иодаиіи золота, серебра, власти случаи, когда прямо выразилась польза ученія и д ятелыіости
ѣ
и тому подобнаго, оиъ думалъ, что они молятся нисколько не Сократа, Ксенофоптъ говорите: Сократъ настолько былъ поле-
зет во всѣ хъ случаяхъ и разными способами, что для чело-