Page 149 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 149

ной   Автоліікомъ       на   играхъ     въ  панкратскомъ        искусств , .-е.                              хомъ,    некогда     отвечавшим!        на   такой    же   вопросъ     самому    Со-
                                                                                                     т
                                                                                                  ѣ
                       въ  борьбѣ,    соединенной       съ   кулачнымъ       боемъ.    На    этотъ    пиръ                          крату,    когда    Сократъ     былъ    еще такимъ       же    молодымъ      челове-
                      Каллій     созвалъ    многихъ      своихъ    пріятелей,      и   между     нрочимъ                            комъ,    какъ    Критобулъ.
                      ирмгласилъ       Сократа       и   Ксенофоита.        После     ужина      и  после                                Во   введеніи,     т.-е. въ    разговоре     Сократа     съ   Критобуломъ,
                      мимической       пляски    мальчика      и  девочки,      дѣтей    сиракузянииа,                              Сократъ     определяете,      поиятіе    о   домоводстве,      показываете      его
                      ноказывавшаго         за    деньги    ихъ    искусство     въ  пляске,     игрѣ   на                          важность      и   необходимость         и,  разделивъ      его  на   городское     и

                      флейтѣ     и  лире   и  въ мимическихъ         представленіяхъ—начипается                                     сельское    хозяйство,     доказываете,       что   сельское     хозяйство      есть
                      попойка.     ІІо,  по предложеиію        Сократа,    попойка     сопровождается                              одпо    изъ   благороднейшихъ,           приличнейшихъ          и  ГІ р І я т Н е Й III и X ъ
                      бесѣдою      между      пирующими.         Каждый       изъ   нихъ    по   очереди                           заиятіи    для    свободна™      гражданина       въ   мирное     время.
                      объясняете       собранію,      чемъ     онъ   особенно      гордится.     Сократъ                                 Переходомъ        отъ    этого    введенія      къ              Сократа     съ
                                                                                                                                                                                                  ѣ
                      говорите,     что онъ     гордится      своимъ     искусствомъ      въ   сводниче-                                                                                      бес дѣ
                                                                                                                                    Исхомахомъ,
                                                                                                                                                                            тему
                                                                                                                                                      развивающимъ
                     стве,    т.-е.  искусствомъ       сводить    друзей    между    собою.    ІІо этому                           следующее        обращеніе       Критобула      въ   подробностяхъ,        служите
                                                                                                                                                                                          Сократу:
                                                                                                                                                                                    къ
                                                                                                                                                                                                         „по
                                                                                                                                                                                                                твоимъ
                      поводу    онъ   и   произносите       речь     о  дружбе     и   любви,    отличая                           словамъ,     ты   узналъ    причины,      почему     одни    ведуть    свое  хозяй-
                     чистую    любовь    душъ—небесную           Венеру—отъ        плотской     любви—
                                                                                                                                                                                                     въ
                                                                                                                                                                                          нужное
                                                                                                                                          такъ,
                                                                                                                                   ство
                                                                                                                                                          имѣютъ
                                                                                                                                                    что
                                                                                                                                                                                                                       а
                     земной      Венеры—и         показывая        преимущество        первой     передъ                           другіс—такъ,         что   оно    не отъ  пего   все имъ никакой       избытке,    Л
                                                                                                                                                                                                           пользы.
                                                                                                                                                                         приносите
                     последнею,       состоящее      въ  томъ,    что   чистая    любовь     душъ   спо-                           желалъ     бы   узнать    отъ   тебя   эти   причины,      дабы    и  я самъ    могъ
                     спешествуете        укрепленію      любящихся       въ добродѣтели,       а  любовь
                     плотская     ведете    къ    порочности.                                                                      дѣлать    полезное     и  избегать     вреднаго".
                                                                                                                                        Въ    ответе     на   это    Сократъ      и  приводите      свой    разговоръ
                                                                                                                                   съ   Исхомахомъ.
                                                                                                                                        Но    поводу     городского       хозяйства     Сократъ       говорите     объ
                                                      в .  Э К О Н О М И К А .                                                     отношеніяхъ        между      мужемъ      и   женой,      чемъ     это   сочииепіе
                                                                                                                                   связывается      съ   предыдущим!,,        какъ    дальнейшее       развитіе    той
                          Экономика       значите     здесь   искусство     домоводства,       или    уче-                         же   мысли    о чистой   любви    душъ    мужчины     и женщины.        „1)  Мужъ
                     т е   о  домоводстве,       въ   смыслѣ      управленія       домомъ,     особенно                            (говорите     Сократъ)     долженъ     жить    со  своею    женою    такъ,    чтобы
                     домашиимъ       и   сельскимъ      хозяйством^       и  вообще     частными     де-                           найти    въ   ней     деятельпую       иомощницу        въ   улучшеніи       своего
                     лами.                                                                                                         хозяйства.      2)  Если     мужъ     поучаете      жену    свою     прекрасному
                          Здѣ сь   Ксенофонтъ        разсказываетъ       беседу    Сократа     съ   Кри-                           и  доброму,      а  жена    все-таки     ведете    себя   дурно*,   то   мужъ    не
                     тобуломъ,      сыномъ     сократика      Критона.       Впрочемъ      бесѣда    Со-                          виноватъ      въ  этомъ;    но   если   опъ не      поучаете     ее  прекрасному
                    крата    съ   Критобуломъ        есть   только    введеніе    въ   это   сочиненіе.                           и   доброму,     оставляя    ее   въ   незнаніи     этого,   то  мужъ    виноватъ,

                    Главное      же    изложеніе       предмета      заключается        во   введенной                            когда    жена    будетъ    вести    себя   дурно.    3)  Если   женщина      будетъ
                    сюда    беседе,     которую      имѣлъ     Сократъ     съ   богатымъ      аѳ иняпи-                           хорошею       помощницею         мужу     въ   домоводствѣ,       то  она   столько
                    иомъ,    старцемъ      Исхомахомъ,       представляющимъ         контрасте      Кал-                          же   будетъ     споспѣшествовать          благосостоянію        дома,   сколько    и
                    лію:   Каллій     былъ    богатъ,     но   въ    праздности      расточилъ      свое                          мужъ;     хотя   доходы     дома    суть   слѣдствія    большею      частью    д е -
                    имѣніе;    Исхомахъ       былъ    б денъ,    но, благодаря     трудамъ      своимъ,                           тальности     мужа,     но  распоряженіе        расходами      по   дому    лежите
                                                       ѣ
                    сделался     богатымъ.                                                                                        на   обязанности       жены".

                         Вместо     того,   чтобы     самому     прямо     отвечать     Критобулу     на                               Вообще      въ   домоводствѣ      Сократъ      отличаете     обязанности      и
                    его    вопросъ     о    хорошемъ       и   дурномъ      домоводстве,       Сократъ                            занятія    обіція   мужу     и  женѣ —и      особенный     мужа     и  жены.   Что
                    отвечаете     косвенно,      передавая       ему    свою   беседу     съ   Исхома-                            мужъ     и  жена     имѣютъ     особенный       обязанности       и  занятія,   это
   144   145   146   147   148   149   150   151   152   153   154