Page 152 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 152

Сократъ  объясняете  цѣлъю  супружества  и  различною  натурою  вотныя,  подъ  открытымъ  небомъ,  а  нуждается  въ  жилищѣ.  II
 мужчины  и  женщины.  вотъ  люди,  если  хотятъ     внести    въ   свое  жилище     разные    запасы
 „Мужъ  берете  жену  не  для  того,  чтобы  спать  съ  ней,  для  жизни,  должны  имѣть  рабочихъ,  которые  работали  бы  подъ

 потому  что  для  этого  не  нужно  было  бы  жениться:  для  этого  открытымъ  небомъ,  воздѣлывали  бы землю,  сѣяли,  садили,  соби-
 мужчина  нашслъ  бы  довольно  женщинъ  и  безъ  женитьбы  рали  плоды,  доставляли  бы  жизненные  припасы;  а  въ  жилищѣ
 (слѣ дователыю  ц ль  супружества  не  есть  удовлетвореніе  поло-  нужно  имѣть  кого  иибудь,  кто  умѣлъ  бы  дѣлать  то,  чего  нельзя
 ѣ
 выхъ  потребностей,  инстинктовъ).  Мужчина  выбираете  себѣ  дѣлать  подъ  открытымъ  небомъ,  —  ухаживалъ  бы за  дѣтьми,
 въ  жены  такую  д вушку,  которая  была  бы  ему  лучшею  помощ-  готовилъ  кушанье  или  одежду.  Такъ  какъ  то  и другое  заиятія
 ѣ
 ницею  въ  хозяйствѣ  и  въ  восгіитапіи  дѣтей,  а  родители  въ  домѣ  и  внѣ  дома  требуютъ  дѣятельности  и  надзора,  то  богъ
 д вушки—такого  мужчину  для  своей  дочери,  который  былъ  съ  самаго  же  начала  устроилъ  такъ,  что  женщина  отъ  природы
 ѣ
 бы  ей  лучшимъ  помощипкомъ  въ  этомъ  д лѣ  (следовательно  назначена  для  занятій  и  попеченій  въ  домѣ,  а  мужчина  отъ
 ѣ
 цѣль  супружества  есть  взаимное  всномоществованіе  въ  домо-  природы  назначенъ  для  занятій  и попеченій  внѣ  дома;  ибо  богъ

 водствѣ  и  въ  воспитаніи  д тей)".  такъ  образовалъ  тѣло  и  душу  мужчины,  что  онъ  болѣе  можетъ
 ѣ
 О  воспитаніи  дѣтей  Сократъ  говорите,  что  мужъ  и  жена  сносить  жарт,  и  стужу,  странетвованія  и военные  походы,  и  по-
 должны  сов щаться  между  собой  о  томъ,  какъ  бы  наилучше  тому  возложилъ  на  него  занятія  внѣ  дома;  жешцинѣ  же  богъ
 ѣ
 воспитать  дѣтей,  потому  что  ихъ  общая  польза  требуете,  чтобы  далъ  менѣе  силы,  и  потому  возложилъ  на  нее  занятія  въ  домѣ.
 они  могли  найти  въ  д тяхъ  наилучшихъ  себѣ  помощников!»,  а  Богъ  зналъ  также,  что  онъ  создалъ  женщину  для  ухода  за
 ѣ
 въ  старости—уходъ  за собою.  Въ особенности  распространяется  новорожденными  дѣтьми  и  возложилъ  это  на  нее,  а  потому
 Сократъ  о  взаимномъ  вспомощеетвованы  суируговъ  другъ  другу  вселилъ  въ  нее  болѣе  любви  къ  новорожденнымъ  дѣтямъ,  нежели
 въ  управленіи  имуществом!,,  признавая  его  общимъ,  такъ  какъ,  въ  мужчину.  Дал е,  такъ  какъ  богъ  поручилъ  женщинѣ  сохра-
                                        ѣ
 по  его  миѣнію,  имущество  мужа  и  приданое  жены  со  времени  неніе  вносимаго  въ  домъ  имущества  и  видѣлъ,  что  для  этой
 встуггленія  ихъ въ  бракъ  должно  стать  общимъ  ихъ  достояніемъ;  цѣли  не  вредно  имѣть  душу  робкую  (осторожную),  то онъ  сд -
                                                                                                   ѣ
 супругамъ  нечего  уже  считаться,  кто изъ  нихъ  виесъ  больше  лалъ  женщину  болѣе  робкою,  осторожною,  нежели  мужчину.
 въ  массу  имущества;  тотъ  изъ  супруговъ  внесете  больше,  кто  Оиъ  зналъ  также,  что  необходимо  защищаться  отъ  насилія  тому,

 окажется  лучшимъ  помощникомъ  въ  общемъ  дѣлѣ.  Оба  они  кто  занимается  внѣ  дома,  а  потому  далъ  мужчинѣ  болѣе  сме-
 должны  стараться  о  томъ,  чтобы  наличное  имущество  было  со-  лости  (нежели  женщинѣ).  Но  такъ  какъ  и  мужчина,  и  женщина
 хранено  и  но  возможности  иріумFIожалось  честнымъ  образомъ.  должны  выдавать  (чтЬ  нужно)  по  дому  въ  хозяйствѣ  и прини-
 „Мудро  (заключаете  Сократъ)  соединили  боги  эту  пару,  которую  мать,  то  онъ  далъ  обоимъ  равную  память  и  заботливость,  такъ
 мы  называемъ  мужемъ  и  женою,  дабы  они  черезъ  это  общеыіе  что  нельзя  р шить,  кто  одаренъ  ими болѣе,  мужчина  или  жен-
                                 ѣ
 иринесли  себѣ  какъ  можно  больше  пользы  (сл доватслыю  Со-  щина.  И  способность  умѣрять  себя  и  владѣть  собою  далъ онъ
 ѣ
 кратъ  разсматриваетъ  супружескій  союзъ  съ  присущей  его  этикѣ  имъ  въ  равной  степени,  и  устроилъ  такъ,  что  чѣмъ  кто  изъ
 точки  зр нія,  съ  точки  зрѣнія  пользы),  ибо,  во-первыхъ,  на-  іыхъ  лучше,  тѣмъ  въ бЬлыпей  степени  обладаете  этими  достоин-
 ѣ
 значеніе  этой  пары  состоите  въ  соединеніи  между  собою  для  ствами.  Но  такъ  какъ  природа  мужчины  и женщины  не  устроена
 нродолженія  рода,  дабы  не  вымерли  различные  роды  живыхъ  равною  во  всемъ,  то  т мъ  болѣе  нуждаются  они  другъ  въ  друг ,
                                                                                                   ѣ
                                              ѣ
 существа,  (слѣдовательно  цѣль  супружества  есть  рождеиіе  дѣтей);  и  тѣ нъ  болѣе  приносите  себѣ  пользы  эта  пара,  что тЬ,  чего
 затѣмъ  послѣдствіемъ  этого  будетъ  для  челов ка  по  крайней  не  сможете  одинъ  изъ  нихъ,  сможете  другой.  Поэтому  для жен-
 ѣ
                                    ѣ
 мѣ рѣ  то,  что  въ  старости  онъ будетъ  имѣть  для  себя  опору  щины  похвальн е  оставаться  дома,  нежели  быть  внѣ  дома,  а  для
 (въ  д тяхъ);  наконецъ  человѣкъ  не  живете  какъ  прочія  жи-  мужчины  постыднѣе  оставаться  дома,  нежели  исправлять  занятія
 ѣ
                      ы                                                                    10
   147   148   149   150   151   152   153   154   155   156   157