Page 156 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 156
какъ на дѣтей своихъ, на д тей—какъ на свою собственную
ѣ
Г. Г І Е Р О Н Ъ - Т И Р А П Ъ . жизнь, и старайся превзойти вс хъ дѣлами добра; ибо когда
ѣ
ты добрыми дѣлами побѣдишь друзей своихъ, то враги твои уже
Въ сочиненіи „Гіеронъ-тиранъ" — въ видѣ разговора сира- не будутъ въ состояніи противиться теб . А когда ты испол-
ѣ
кузскаго тирана Гіеропа съ лирическимъ ноэтомъ Симонидомъ нишь все это, то будь увѣ ренъ, что ты достигнешь самаго луч-
Ксенофонтъ дѣлаетъ сравненіе между несчастною жизныо тираиа шаго, чего только можетъ достигнуть человѣкъ, ибо ты будешь
и счастливою жизныо частиаго челов ка. Вм стѣ съ тѣмъ онъ счастливъ, и между тѣмъ никто тебѣ не позавидуете".
ѣ
ѣ
показываете, какимъ образомъ тиранъ въ греческомъ смыслѣ
слова можетъ сд лать свою жизнь даже болѣе пріятною и
ѣ
счастливою, нежели жизнь частнаго челов ка, а именно: д . К И Р О П К Д І Я .
ѣ
1. Какъ можетъ онъ пріобрѣсти любовь къ себѣ другихъ
въ ббльшей степени, нежели частный челов къ? уІіиропедія собственно значите воспитаніе Кира. Но это
ѣ
2. Какъ онъ можетъ избѣгнуть того, чт0 возбуждаете къ заглавіе неточно: въ „Киродедіи" представлено ие только воспи-
нему ненависть? таніе этого величайшаго изъ азіатскихъ монарховъ древности,
ГІослѣдней цѣли онъ достигнете: а) когда онъ передаете но и вся его жизнь, начиная съ д тства и до самой его кончины.
ѣ
друг имъ тѣ д ла, которыя дѣлаготъ его пенавистнымъ, въ осо- „Киропедія" есть не что иное, какъ осуіцествленіе на дѣлѣ
ѣ
бенности наказаніе, а самъ будетъ заниматься тѣми дѣлами, сов та монарху, выраженнаго въ Ксенофонтовомъ сочиненіи
ѣ
которыми онъ можетъ пріобрѣсть любовь, въ особенности на- „Гіеронъ", ибо здѣ сь представлена жизнь персидскаго царя
граждая начальниковъ за лучшее управленіе, за хорошій поря- Кира Великаго, который былъ полезет другимъ, а черезъ то
докъ, за честность, назначая преміи за лучшую обработку земли, и самъ себ , и потому былъ счастливымъ правителемъ, котораго
ѣ
за успѣшиѣйшее производство торговли, вообще за все полезное. подданные любили, и которому они добровольно повиновались.
б) Когда онъ наемныя войска, составлявшія стражу тирана и Ксенофонтова „Киронедія" принадлежите къ такъ-назы-
лежавшія самымъ тяжкимъ бременемъ на его подданныхъ, сд - ваемымъ полипшческимъ романамъ, т.-е. вымышленнымъ раз-
ѣ
лаетъ полезными и для нихъ, а именно, превратите эти войска сказамъ политическаго содержанія. Но „Киропедія" заслужи-
въ стражей, охранителей самихъ подданныхъ не только отъ ваете особеннаго вниманія не только потому, что это первый
вн шнихъ враговъ, но и отъ внутрениихъ злодѣевъ. по времени политическій романъ, но въ особенности потому,
ѣ
о. Ксенофонтъ показываете, какъ много можете сдѣлать что имъ завершается весь рядъ философскихъ сочиненій Ксе-
тиранъ полезнаго для государства, употребивъ свои собственный нофоита, въ которыхъ проведена одна и та же мысль, одинъ
деньги на укрѣплеиіе городовъ, на храмы, портики, площади, верховный принцигіъ этики, принципъ добра, поставленный Со-
пристани и т. п. кратомъ и односторонне опредѣленный Ксенофоитомъ въ смыслѣ
ѣ
Всѣ подобные совѣты свои Симонидъ заключаете сл дую- пользы. Что „Киропедія" есть политическій романъ—это дока-
щимъ выводомъ, прямо связывающимъ это сочиненіе съ „Киро- зывается тѣмъ, что ея содержаніе есть по преимуществу поли-
иедіею": тическое, а потому въ немъ выразилось политическое воззр ніе
ѣ
„Итакъ, Гіеронъ, ободрись! Обогащай друзей своихъ,—т мъ Ксенофоита. Это политическое воззрѣніе Ксенофоита образо-
ѣ
ты обогатишь самъ себя. Возвысь силу государства,—т мъ ты валось подъ вліяніемъ Сократа, который основывалъ власть пра-
ѣ
самъ станешь могущественнѣ е. Пріобрѣти ему союзниковъ,—т мъ вителей государства на истинномъ зианіи высочайшаго искусства,
ѣ
ты пріобрѣтешь ихъ самъ себѣ. Смотри па отечество какъ на искусства „царскаго", какъ онъ называлъ его, т.-е. искусства
свой домъ, на согражданъ—какъ на друзей своихъ, на друзей— править государством!., властвовать надъ людьми; а потому истин-