Page 156 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 156

какъ    на  дѣтей     своихъ,    на   д тей—какъ         на  свою     собственную
                                                        ѣ
 Г.  Г І Е Р О Н Ъ - Т И Р А П Ъ .  жизнь,  и  старайся  превзойти  вс хъ  дѣлами  добра;  ибо  когда
                                                            ѣ
                ты   добрыми     дѣлами     побѣдишь      друзей    своихъ,    то  враги  твои   уже
 Въ  сочиненіи  „Гіеронъ-тиранъ"  —  въ  видѣ  разговора  сира-  не  будутъ  въ  состояніи  противиться  теб .  А  когда  ты  испол-
                                                                       ѣ
 кузскаго  тирана  Гіеропа  съ  лирическимъ  ноэтомъ  Симонидомъ  нишь  все  это, то  будь  увѣ ренъ,  что  ты достигнешь  самаго  луч-
 Ксенофонтъ  дѣлаетъ  сравненіе  между  несчастною  жизныо  тираиа  шаго,  чего  только  можетъ  достигнуть  человѣкъ,  ибо  ты  будешь

 и  счастливою  жизныо  частиаго  челов ка.  Вм стѣ  съ  тѣмъ  онъ  счастливъ,  и  между  тѣмъ  никто  тебѣ  не  позавидуете".
 ѣ
 ѣ
 показываете,  какимъ  образомъ  тиранъ  въ  греческомъ  смыслѣ
 слова  можетъ  сд лать  свою  жизнь  даже  болѣе  пріятною  и
 ѣ
 счастливою,  нежели  жизнь  частнаго  челов ка,  а  именно:  д .  К И Р О П К Д І Я .
 ѣ
 1.  Какъ  можетъ  онъ  пріобрѣсти  любовь  къ  себѣ  другихъ
 въ  ббльшей  степени,  нежели  частный  челов къ?  уІіиропедія  собственно  значите  воспитаніе  Кира.  Но  это
 ѣ
 2.  Какъ  онъ  можетъ  избѣгнуть  того,  чт0  возбуждаете  къ  заглавіе  неточно:  въ  „Киродедіи"  представлено  ие только  воспи-
 нему  ненависть?  таніе  этого  величайшаго      изъ   азіатскихъ      монарховъ       древности,
 ГІослѣдней  цѣли  онъ  достигнете:  а)  когда  онъ  передаете  но  и  вся  его  жизнь,  начиная  съ д тства  и  до  самой  его  кончины.
                                                          ѣ
 друг имъ  тѣ  д ла,  которыя  дѣлаготъ  его  пенавистнымъ,  въ  осо-  „Киропедія"  есть  не  что  иное,  какъ  осуіцествленіе  на  дѣлѣ
 ѣ
 бенности  наказаніе,  а  самъ  будетъ  заниматься  тѣми  дѣлами,  сов та  монарху,  выраженнаго  въ  Ксенофонтовомъ  сочиненіи
                   ѣ
 которыми  онъ  можетъ  пріобрѣсть  любовь,  въ  особенности  на-  „Гіеронъ",  ибо  здѣ сь  представлена  жизнь  персидскаго  царя
 граждая  начальниковъ  за  лучшее  управленіе,  за хорошій  поря-  Кира  Великаго,  который  былъ  полезет  другимъ,  а  черезъ  то
 докъ,  за  честность,  назначая  преміи  за лучшую  обработку  земли,  и  самъ  себ ,  и  потому  былъ  счастливымъ  правителемъ,  котораго
                              ѣ
 за  успѣшиѣйшее  производство  торговли,  вообще  за  все  полезное.  подданные  любили,  и  которому  они  добровольно  повиновались.
 б)  Когда  онъ  наемныя  войска,  составлявшія  стражу  тирана  и  Ксенофонтова  „Киронедія"  принадлежите  къ  такъ-назы-
 лежавшія  самымъ  тяжкимъ  бременемъ  на его  подданныхъ,  сд -  ваемымъ  полипшческимъ романамъ,  т.-е.  вымышленнымъ  раз-
 ѣ
 лаетъ  полезными  и  для  нихъ,  а именно,  превратите  эти  войска  сказамъ  политическаго  содержанія.  Но  „Киропедія"  заслужи-
 въ  стражей,  охранителей  самихъ  подданныхъ  не  только  отъ  ваете  особеннаго  вниманія  не  только  потому,  что это  первый
 вн шнихъ  враговъ,  но  и отъ  внутрениихъ  злодѣевъ.  по  времени  политическій  романъ,  но  въ  особенности  потому,
 ѣ
 о.  Ксенофонтъ  показываете,  какъ  много  можете  сдѣлать  что  имъ  завершается  весь  рядъ  философскихъ  сочиненій  Ксе-
 тиранъ  полезнаго  для  государства,  употребивъ  свои  собственный  нофоита,  въ  которыхъ  проведена  одна  и  та же  мысль,  одинъ
 деньги  на  укрѣплеиіе  городовъ,  на  храмы,  портики,  площади,  верховный  принцигіъ  этики,  принципъ  добра,  поставленный  Со-
 пристани  и  т.  п.  кратомъ  и односторонне   опредѣленный       Ксенофоитомъ        въ  смыслѣ

 ѣ
 Всѣ  подобные  совѣты  свои  Симонидъ  заключаете  сл дую-  пользы.  Что „Киропедія"  есть  политическій  романъ—это  дока-
 щимъ  выводомъ,  прямо  связывающимъ  это  сочиненіе  съ  „Киро-  зывается  тѣмъ,  что ея  содержаніе  есть  по  преимуществу  поли-
 иедіею":     тическое,     а  потому     въ   немъ   выразилось      политическое      воззр ніе
                                                                                               ѣ
 „Итакъ,  Гіеронъ,  ободрись!  Обогащай  друзей  своихъ,—т мъ  Ксенофоита.  Это  политическое  воззрѣніе  Ксенофоита  образо-
 ѣ
 ты  обогатишь  самъ  себя.  Возвысь  силу  государства,—т мъ  ты  валось  подъ  вліяніемъ  Сократа,  который  основывалъ  власть  пра-
 ѣ
 самъ  станешь  могущественнѣ е.  Пріобрѣти  ему  союзниковъ,—т мъ  вителей  государства  на истинномъ  зианіи  высочайшаго  искусства,
 ѣ
 ты  пріобрѣтешь  ихъ  самъ  себѣ.  Смотри  па  отечество  какъ  на  искусства  „царскаго",  какъ  онъ  называлъ  его,  т.-е.  искусства
 свой  домъ,  на  согражданъ—какъ  на друзей  своихъ,  на  друзей—  править  государством!.,  властвовать  надъ  людьми;  а  потому  истин-
   151   152   153   154   155   156   157   158   159   160   161