Page 160 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 160

роны,  вражду  противъ  демократіи,  а  съ  другой  -  привязанность  тельства,  въ  какихъ  онъ  находился  на  самомъ  д л ,  и  украшенъ
                                                                                  ѣ
                                                                               ѣ
 къ  аристократы  въ  Сократовомъ  смыслѣ.  всѣми  преимуществами  греческой,  именно  аѳ инской  образован-
 Во  время  своего  пребыванія  въ  Спартѣ  Ксенофоптъ  близко  ности.  Воспитаиіе  Кира  Старшаго  Ксенофонтъ  представляете
 ознакомился  съ  спарганскимъ  и  аристократическими  государ-  болѣе  въ  духѣ  спартанскаго  восгытанія,  нежели  въ  духѣ  Сокра-
 ственными  учрежденіями,  а  въ  Азіи  онъ  видѣлъ  собственными  това  учепія,  по  которому  оно  должно  основываться  па  истии-
 глазами,  сколько  пользы  можетъ  гіринесть  добрый,  хорошій  едино-  номъ  ионятіи,  на  знаніи.  Политическія  же  правила  Кира  Стар-
 властитель,  имѣющій  неограниченную  власть.  И  вотъ,  въ  образѣ  шаго,  искусство,  съ  которымъ  онъ  возбуждаете  любовь  къ  себѣ
 Кира  Старгааго  или  Великаго,  Ксенофонтъ  начерталъ  идеалъ  союзииковъ  и  подданныхъ,  а  также  всѣ его  добродѣтели—

 неограниченна™  единовластителя,  воспитаиыаго  но  спартанскому  благочестіе,  правда  и справедливость,  умѣрениость  и  мужество—
 образцу  и  въ  духѣ  Сократова  аристократизма.  Поэтому-то  „Киро-  приписаны  ему  Ксепофонтомъ  въ  духѣ  Сократова  ученія.  Вообще
 иедія"  есть  не  что  иное,  какъ  политическій  ромаиъ,  и  притомъ  черты  европейскаго,  именио  греческаго  характера  Ксенофонтъ
 написанный  въ  біографической  формѣ.  старался  слить  въ  Кирѣ  съ  тою  чертою  азіатскаго  характера,

 Что  „Киропедія"  есть  не  столько  историческое  сочиненіе,  которая  состояла  въ  патріархальной  гіростотѣ,  въ  противополож-
 сколько  политическій  ромаиъ,  т.-е.  продукте  творческой  фаи-  ность  азіатскому  же  деспотизму  главна™  врага  Кира,  царя
 тазіи,  въ  этомъ  нельзя  усомниться,  видя,  какъ  произвольно  обра-  ассирійскаго  или  вавилонскаго.  Одиакоже  Ксенофоіггово  иде-
 щается  въ  немъ  Ксенофоптъ  съ фактами.  Такъ  нанримѣръ,  онъ  альное  государство  есть  все-таки  не  болѣе,  какъ  идеализиро-
 совершенно  умалчиваете  здѣсь  о  несомнѣпно  вѣ рномъ  истори-  ванная  азіатская  монархіЯ;  вся  сущность,  a  слѣдовагельно  и

 ческомъ  фактѣ  войны  Кира  съ  мидянами  и о  низвержеиіи  Ки-  стремленіе  которой  есть  достиженіе  могущества  и  обогащепія
 ромъ  съ  престола  своего  дѣда,  мидійскаго  царя  Астіага,  пред-  какъ  самого  монарха,  такъ  и  приближенной  къ  нему  его  воин-
 ставляя,  напротивъ,  Кира  въ  самыхъ  почтительныхъ,  покорныхъ  ственной  дружины.
 отношеніяхъ  къ  Астіагу.  Ксенофонтъ  д лаетъ  это  съ тою  цѣ лыо,  Замѣтимъ,  что  въ  древнѣйшія  времена  Греціи  идеалы
 ѣ
 чтобы  изгладить  все  противное  тому  идеалу  единовластителя,  правленія  государствомъ,  или  политическіе  идеалы,  были  выра-

 котораго  Ксенофонтъ  хот лъ  изобразить  въ  лицЬ  Кира.  жаемы  въ  формѣ  эпической;  потомъ  они выражались  въ  эле-
 ѣ
 Прежде  всего  Ксенофонтъ  показываете  въ  лицѣ  Кира,  какъ  гической  формѣ  гномическою  поэзіею;  затѣмъ  софисты  часто
 могъ  воспитаться,  образоваться  единовластитель,  который  не  влагали  ученіе  объ  идеальгіомъ  правленіи  государствомъ  въ
 только  былъ  храбрымъ  полководцемъ,  великодушнымъ  завоева-  уста  зпаменитыхъ  древішхъ  героевъ—Нестора,  Улисса  или

 телемъ  и  благоразумнымъ  политикомъ,  но  который,  кромѣ  того,  Одиссея;  наконецъ  Ксенофонтъ  попытался  первый  облечь  его
 заботился  о  подвластпыхъ  ему  народахъ,  какъ  добрый  пастырь  въ  форму  историческую,  именно  біографическую.  Удачность
 о  своемъ  стад ,  по  выраженію  Сократа.  Ксенофонтъ  выбралъ  этой  попытки  всего  лучше  доказывается  тѣмъ,  что  часто  его
 ѣ
 за  идеалъ  единовластителя  именно  Кира  Великаго  не  только  „ Киропедія"  была  признаваема  за  историческое  сочиненіе,  а
 потому,  что  этотъ  Киръ  былъ  въ  самомъ  д лѣ  человѣкомъ  не  за  историко-политическій  романъУ
 ѣ
 необыкновенным^  но  и  потому,  что,  живя  при  дворѣ  Кира  Въ  видѣ  введенія,  вступленія  'Ксенофонтъ  начинаете  съ
 Младшаго,  Ксенофонтъ  могъ  наслышаться  отъ  него  самого  и  той  мысли,  что  „челов ку,  какъ  онъ  есть,  легче  властвовать
                                             ѣ
 отъ  другихъ  разпыхъ  преданы  о  Кирѣ  Великомъ,  и  могъ  близко  надъ  всѣми  другими  животными,  нежели  надъ  людьми".  Съ
 познакомиться  съ  персидскимъ  государствеинымъ  устройствомъ,  одной  стороны,  какое  множество  демократій,  монархій,  оли-
 основаніе  которому  положилъ  Киръ  Великій.  гархій  и  тиранній  было  ниспровергнуто  въ  государственной

 Герой  Іѵсенофоитова  ітолитическаго  романа  есть  лицо  исто-  жизни,  а  въ  частной,  домашней  жизни  какъ  обыкновенно,
 рическое,  по  ОІІЪ  поставлен!,  Ксепофонтомъ  не  въ  тѣ  обстоя-  что  господа,  имѣюіціе  даже  небольшое  число  прислуги,  не
   155   156   157   158   159   160   161   162   163   164   165