Page 155 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 155

какъ   на   дѣтей    своихъ,     на   д тей—какъ        на   свою     собственную
                                                                                                                                                                           ѣ
                                                Г.   Г І Е Р О Н Ъ - Т И Р А П Ъ .                                                 жизнь,     и  старайся     превзойти      всѣ хъ   дѣлами      добра;    ибо    когда
                                                                                                                                   ты   добрыми      дѣлами     побѣдишь      друзей   своихъ,    то  враги   твои   уже
                          Въ   сочиненіи      „Гіеронъ-тиранъ"        —  въ   видѣ   разговора     сира-                            не  будутъ    въ   состояніи     противиться       теб .   А   когда    ты   испол-
                                                                                                                                                                                           ѣ
                    кузскаго     тирана    Гіеропа     съ   лирическимъ       ноэтомъ     Симонидомъ                               нишь     все   это, то    будь   ув ренъ,     что  ты достигнешь       самаго    луч-
                                                                                                                                                                       ѣ
                    Ксенофонтъ       дѣлаетъ    сравненіе    между    несчастною      жизныо     тираиа                            шаго,    чего   только     можетъ     достигнуть     человѣкъ,     ибо  ты   будешь

                    и   счастливою     жизныо      частиаго     челов ка.     Вм стѣ     съ   тѣмъ    онъ                          счастливъ,     и   между    тѣмъ    никто    тебѣ    не   позавидуете".
                                                                                  ѣ
                                                                       ѣ
                    показываете,       какимъ     образомъ      тиранъ     въ   греческомъ       смыслѣ
                    слова   можетъ      сд лать     свою     жизнь     даже     болѣе     пріятною      и
                                          ѣ
                    счастливою,      нежели     жизнь     частнаго     челов ка,     а  именно:                                                                    д .  К И Р О П К Д І Я .
                                                                              ѣ
                          1.  Какъ    можетъ      онъ   пріобрѣсти      любовь     къ   себѣ    другихъ
                    въ   ббльшей     степени,     нежели     частный      человѣ къ?                                                  уІіиропедія       собственно       значите     воспитаніе      Кира.     Но     это
                         2.   Какъ    онъ    можетъ     избѣгнуть     того,    чт0   возбуждаете      къ                           заглавіе   неточно:    въ   „Киродедіи"       представлено      ие только     воспи-
                    нему    ненависть?                                                                                             таніе   этого    величайшаго       изъ   азіатскихъ      монарховъ      древности,
                         ГІослѣдней      цѣли    онъ   достигнете:       а)  когда    онъ    передаете                             но  и  вся  его  жизнь,   начиная     съ  д тства    и  до   самой   его   кончины.
                                                                                                                                                                              ѣ
                    друг имъ    тѣ  д ла,    которыя     дѣлаготъ     его   пенавистнымъ,       въ  осо-                                 „Киропедія"       есть  не  что   иное,    какъ    осуіцествленіе     на  дѣлѣ
                                      ѣ
                    бенности     наказаніе,      а  самъ    будетъ     заниматься       тѣми    дѣлами,                            сов та    монарху,     выраженнаго         въ    Ксенофонтовомъ          сочиненіи
                                                                                                                                       ѣ
                    которыми      онъ   можетъ      пріобрѣсть      любовь,    въ   особенности      на-                           „Гіеронъ",       ибо   зд сь    представлена        жизнь     персидскаго       царя
                                                                                                                                                             ѣ
                    граждая     начальниковъ        за  лучшее     управленіе,     за хорошій     поря-                            Кира    Великаго,      который      былъ    полезет     другимъ,     а   черезъ   то
                    докъ,   за  честность,    назначая     преміи    за лучшую      обработку     земли,                           и  самъ    себ ,  и   потому   былъ    счастливымъ      правителемъ,      котораго
                                                                                                                                                  ѣ
                    за  успѣшиѣйшее         производство     торговли,     вообще    за  все  полезное.                            подданные      любили,     и  которому      они   добровольно      повиновались.
                    б)  Когда    онъ    наемныя      войска,    составлявшія      стражу     тирана    и                                Ксенофонтова        „Киронедія"        принадлежите         къ    такъ-назы-
                    лежавшія      самымъ     тяжкимъ      бременемъ     на его    подданныхъ,       сд -                           ваемымъ      полипшческимъ романамъ,              т.-е.   вымышленнымъ         раз-
                                                                                                       ѣ
                   лаетъ    полезными       и  для   нихъ,    а именно,     превратите     эти   войска                            сказамъ    политическаго        содержанія.      Но    „Киропедія"        заслужи-
                    въ  стражей,      охранителей        самихъ     подданныхъ        не   только   отъ                            ваете   особеннаго      вниманія     не   только    потому,     что это     первый
                    вн шнихъ      враговъ,     но   и отъ    внутрениихъ       злодѣевъ.                                           по  времени     политическій       романъ,     но    въ  особенности       потому,
                      ѣ
                         о.  Ксенофонтъ        показываете,       какъ    много     можете      сдѣлать                            что  имъ    завершается       весь   рядъ    философскихъ        сочиненій    Ксе-
                   тиранъ     полезнаго     для   государства,     употребивъ      свои   собственный                             нофоита,      въ  которыхъ       проведена      одна    и  та же    мысль,    одинъ
                   деньги     на  укрѣплеиіе       городовъ,    на   храмы,     портики,     площади,                             верховный       принцигіъ     этики,    принципъ      добра,   поставленный      Со-
                   пристани      и  т.  п.                                                                                        кратомъ     и односторонне       опредѣленный        Ксенофоитомъ        въ  смыслѣ

                                                                                                 ѣ
                         Всѣ   подобные      совѣты     свои   Симонидъ       заключаете       сл дую-                            пользы.    Что    „Киропедія"      есть   политическій       романъ—это        дока-
                   щимъ     выводомъ,      прямо     связывающимъ        это  сочиненіе     съ  „Киро-                            зывается     тѣмъ,    что ея     содержаніе      есть  по  преимуществу       поли-
                   иедіею":                                                                                                       тическое,     а  потому     въ  немъ    выразилось     политическое       воззр ніе
                                                                                                                                                                                                                  ѣ
                         „Итакъ,     Гіеронъ,    ободрись!    Обогащай      друзей    своихъ,—т мъ                                Ксенофоита.        Это   политическое       воззрѣніе     Ксенофоита        образо-
                                                                                                    ѣ
                   ты   обогатишь      самъ    себя.  Возвысь      силу   государства,—т мъ          ты                           валось    подъ    вліяніемъ    Сократа,    который     основывалъ     власть    пра-
                                                                                              ѣ
                   самъ   станешь    могущественн е.        Пріобрѣти     ему   союзниковъ,—т мъ                                  вителей    государства     на истинномъ       зианіи   высочайшаго      искусства,
                                                                                                    ѣ
                                                       ѣ
                   ты   пріобрѣтешь       ихъ    самъ   себѣ.    Смотри     па   отечество    какъ   на                           искусства     „царскаго",       какъ   онъ    называлъ     его,   т.-е.  искусства
                   свой   домъ,   на  согражданъ—какъ            на друзей    своихъ,    на  друзей—                              править    государством!.,     властвовать     надъ   людьми;    а  потому   истин-
   150   151   152   153   154   155   156   157   158   159   160