Page 154 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 154

внѣ  дома.  Но  если  кто  изъ  нихъ  поступить  противъ  того,  къ  все  для  него  сделать,  непременно  этимъ  самымъ  увеличить до-
 чему  богъ  предназначила  ихъ,  или  же  не исполнить  въ чемъ-либо   ходы  съ  этого  имѣнія.
 своихъ  обязанностей,  то  онъ  не  уйдете  отъ  боговъ  и  будетъ  „Но  (прибавляете  Исхомахъ)  я  не  могу  похвалить  того
 наказана".     господина,     который,     имея    возможность       наиболее     наказать     дур-
 Затѣмъ  Сократомъ  перечисляются  въ  подробности  обязанности  наго  работника  и наиболее  наградить  усердиаго,
                                                                                 не въ СОСТОЯІІІИ
 и  занятія  въ  домѣ  жены,  и  въ  особенности  обращается  вни-  сделать  такъ,  чтобы  работники  отличились  хотя  при  нѳмъ,  когда
 мание  на  то,  чтобы  она  была  госпожею  въ  домѣ,  надъ  всѣми  онъ  самъ  является  на работу;  напротивъ,  о  томъ  господине  могу
 домочадцами,  и  чтобы  содержала  все  въ  самомъ  сгрогомъ  по-  сказать  я,  что  въ  немъ  есть  способность  повелевать,  править

 рядке.  При этомъ  замечательны  слѣдующія  мысли:  1)  „самое  людьми,  который  однимъ  взглядомъ  своимъ  приводите  въ  дви-
 пріятное  для  жены,  когда  она  будетъ  еще  лучше  своего  мужа  ж е т е  работниковъ,  пробуждаете»  во  вс хъ  ихъ  деятельность,
 и  тема  сделаете  его  себе  покорнымъ  слугой;  2)  ничто  такъ  соревнованіе  и честолюбіе.  Это,  по моему  ѣ  мн нію,  и  есть  главное-
 не  полезно  для  человека  и  не  прекрасно,  какъ  порядокъ.  Но  во  всякомъ  деле,  исполняемомъ  людьми,  а ѣ  следовательно  и  въ
 ничто  не  поможете,  если  въ  доме  сама  жена  не  будетъ  забо-  сельскомъ  хозяйстве.  Впрочемъ  я  никакъ  не думаю,  чтобы  этому

 титься  о  томъ,  чтобы  все  было  въ  порядке.  И въ  благоустроен-  можно  было  научиться,  только  присматриваясь,  какъ  дѣлаютъ
 ныхъ  государствахъ  граждане  не  довольствуются  составленіемъ  другіе,  или же  разъ  отъ  кого  услышавши,  какъ  онъ  поступаете»;
 для  себя  хорош ихъ  законовъ,  а  выбираютъ  еще  и  стражей  напротивъ,  я  утверждаю,  что  для  этого  (искусства  править
 законовъ,  которые  постоянно  надзираютъ  за соблюденіемъ  зако-  людьми)  нужно  образованіе,  нужна  прирожденная  способность,
 новъ,  похваляя  т хъ,  кто  ихъ  соблюдаете,  и  наказывая  посту-  и—что  всего  важнее—нуженъ  особый  даръ,  ниспосылаемый  бо-
 ѣ
 пающихъ  противозаконно.  Такъ  и  жена  въ  доме  должна  смот-  гами:  ибо  мне  кажется,  что  счастье  иметь  добровольно  пови-
 реть  на  себя  какъ  па  стража  законовъ".  нующихся  подданныхъ  не  есть  нечто  человеческое,  a  н что
                                                                                              ѣ
 Наконецъ  излагаются  обязанности  и  занятія  мужа  вне  дома,  божественное,  и  что  это  счастье  очевидно  даруется  только  тому,
 особенно  же  занятія  его  по  сельскому  хозяйству.  Для  этого  ему  кто  по  истине  совершенно  добродѣтеленъ.  Господство  же  надъ

 нужно  иметь  разныя  св дѣ пія,  которыя  однакоже  легко  пріоб-  людьми,  недобровольно  подчиняющимися,  боги  даютъ  тѣмъ,  кого
 ѣ
 р таются;  главное  же,  что  ему  нужно,  это  деятельность,  забот-  они  ечитаютъ  достойными  жить  подобно  тому,  какъ  Тапталъ
 ѣ
 ливость  и  надзора,  a  всего  важнее  тЬ,  чтб  обще  для  всЬхъ  живете  въ  преисподней,  т.-е. въ  постояниомъ  страхе  и  муче-
 родовъ  деятельности,  для  сельскаго  •  хозяйства,  для  искусства  ніяхъ".
 править  государствомъ,  для  домоводства,  для военнаго  искусства,  Въ  заключеніе  своей  „Экономики"  Ксенофонтъ  высказы-
 а  именно,  способность,  искусство  повелевать  и руководить  людьми!  вает!»  мысль,  которая  развивается  у  него  въ  остальныхъ  днухъ

 Въ  этомъ  отношеніи  люди  весьма  различны  другъ  отъ  друга.  сочиненіяхъ  (въ  „Гіерон -тиранѣ "  и  въ  „Киропедіи"),  служа
                                                ѣ
 Такъ  у  од нихъ  начальниковъ  подчиненные  вовсе  не  имѣютъ  общею,  такъ  сказать,  для  нихъ  темою,  именно:  въ  „Гіеронѣ -
 охоты  повиноваться  имъ, между  тѣмъ  какъ  у  другихъ  они  счи-  тиранѣ "—что  несчастенъ  правитель,  управляюіцій  людьми,  его
 таютъ  за лучшее,  за полезнѣйшее для  себя  самихъ,  повиноваться  ненавидящими,  и  потому  ему  непокорными;  а  въ  „Кирогіедіи"
 имъ  и  въ  самомъ  д лѣ  повинуются  охотно,  не  щадя  своихъ  —что,  напротивъ,  счастлива  правитель,  управляющій  людьми,
 ѣ
 силъ,  даже  гордятся  своимъ  повиновеніемъ.  Такъ  бываете  во  которые  его  любятъ,  и  потому  добровольно  ему  подчиняются.
 всѣ хъ  д лахъ  гражданской  и общественной  жизни.  Такъ  напри-
 ѣ
 меръ,  управитель  какого-либо  частнаго  имѣиія,  умѣющій  устроить
 такъ,  что  подчиненные  добровольно  повинуются  ему и  готовы
   149   150   151   152   153   154   155   156   157   158   159