Page 153 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 153

внѣ    дома.   Но    если   кто   изъ   нихъ    поступить      противъ     того,   къ                          все   для   него   сделать,     непременно      этимъ    самымъ     увеличить до-
                    чему    богъ   предназначила       ихъ,   или  же   не исполнить     въ чемъ-либо                              ходы     съ  этого    имѣнія.
                    своихъ     обязанностей,       то  онъ    не   уйдете    отъ    боговъ    и   будетъ                                 „Но    (прибавляете       Исхомахъ)       я   не   могу    похвалить      того
                    наказана".                                                                                                     господина,      который,     имея    возможность       наиболее     наказать    дур-
                         Затѣмъ     Сократомъ      перечисляются      въ  подробности      обязанности                             наго   работника     и наиболее      наградить     усердиаго,
                                                                                                                                                                                                    не въ СОСТОЯІІІИ
                    и  занятія     въ   домѣ    жены,     и  въ   особенности       обращается     вни-                            сделать    такъ,    чтобы    работники     отличились     хотя   при  нѳмъ,   когда
                    мание    на   то,  чтобы    она   была    госпожею       въ  домѣ,    надъ    всѣми                            онъ  самъ    является    на работу;     напротивъ,     о  томъ   господине     могу
                    домочадцами,       и   чтобы    содержала      все   въ  самомъ     сгрогомъ     по-                           сказать    я,  что    въ   немъ    есть   способность      повелевать,     править

                    рядке.    При этомъ       замечательны        слѣдующія       мысли:    1)   „самое                            людьми,     который     однимъ     взглядомъ      своимъ    приводите      въ   дви-
                    пріятное     для   жены,    когда    она    будетъ    еще    лучше    своего   мужа                            ж е т е  работниковъ,       пробуждаете»       во  вс хъ     ихъ    деятельность,
                    и  тема    сделаете      его   себе   покорнымъ       слугой;     2)   ничто    такъ                           соревнованіе     и честолюбіе.     Это,   по моему    ѣ  мн нію,  и  есть   главное-
                    не   полезно    для   человека     и   не  прекрасно,      какъ    порядокъ.     Но                            во  всякомъ     деле,    исполняемомъ        людьми,     а ѣ  следовательно    и   въ
                    ничто    не   поможете,      если   въ   доме    сама   жена     не  будетъ    забо-                           сельскомъ    хозяйстве.     Впрочемъ      я  никакъ    не думаю,      чтобы   этому

                    титься    о  томъ,    чтобы    все   было    въ  порядке.    И  въ  благоустроен-                             можно     было    научиться,      только    присматриваясь,        какъ    дѣлаютъ
                    ныхъ    государствахъ       граждане      не   довольствуются       составленіемъ                             другіе,    или же     разъ   отъ  кого   услышавши,       какъ   онъ   поступаете»;
                    для   себя    хорош   ихъ    законовъ,       а  выбираютъ       еще    и   стражей                            напротивъ,       я   утверждаю,       что   для    этого    (искусства      править
                    законовъ,     которые    постоянно      надзираютъ       за соблюденіемъ       зако-                          людьми)      нужно    образованіе,      нужна     прирожденная        способность,
                    новъ,   похваляя      т хъ,    кто  ихъ    соблюдаете,     и   наказывая     посту-                           и—что     всего    важнее—нуженъ           особый    даръ,   ниспосылаемый        бо-
                                           ѣ
                   пающихъ        противозаконно.        Такъ    и  жена    въ   доме   должна    смот-                           гами:    ибо   мне    кажется,     что   счастье    иметь    добровольно       пови-
                   реть    на   себя   какъ    па   стража     законовъ".                                                         нующихся        подданныхъ        не   есть  нечто      человеческое,      a  н что
                                                                                                                                                                                                                  ѣ
                         Наконецъ       излагаются      обязанности      и  занятія  мужа    вне   дома,                          божественное,       и   что  это  счастье   очевидно     даруется    только    тому,
                   особенно      же  занятія    его   по  сельскому     хозяйству.     Для   этого   ему                          кто   по  истине     совершенно       добродѣтеленъ.      Господство      же    надъ

                   нужно     иметь    разныя     св д пія,     которыя      однакоже     легко   пріоб-                           людьми,     недобровольно      подчиняющимися,          боги  даютъ    тѣмъ,    кого
                                                    ѣ
                                                       ѣ
                   р таются;      главное     же,   что   ему  нужно,    это   деятельность,     забот-                           они   ечитаютъ      достойными      жить     подобно     тому,    какъ     Тапталъ
                     ѣ
                   ливость     и  надзора,     a  всего    важнее     тЬ,   чтб   обще     для    всЬхъ                           живете     въ  преисподней,       т.-е. въ    постояниомъ       страхе     и  муче-
                   родовъ     деятельности,       для   сельскаго    •  хозяйства,     для    искусства                           ніяхъ".
                   править    государствомъ,       для  домоводства,      для  военнаго     искусства,                                 Въ   заключеніе       своей    „Экономики"         Ксенофонтъ        высказы-
                   а  именно,   способность,     искусство     повелевать    и руководить      людьми!                            вает!»   мысль,    которая     развивается      у  него   въ  остальныхъ      днухъ

                   Въ    этомъ    отношеніи      люди    весьма     различны      другъ    отъ   друга.                           сочиненіяхъ       (въ   „Гіерон -тиран "         и  въ   „Киропедіи"),        служа
                                                                                                                                                                    ѣ
                   Такъ    у   од нихъ    начальниковъ        подчиненные        вовсе    не   имѣютъ                             общею,     такъ    сказать,   для    нихъ   ѣ  темою,  именно:     въ    „Гіеронѣ -
                   охоты    повиноваться       имъ, между       тѣмъ    какъ    у  другихъ   они   счи-                           тиранѣ "—что       несчастенъ     правитель,      управляюіцій       людьми,    его
                   таютъ    за лучшее,     за полезнѣйшее для         себя  самихъ,     повиноваться                              ненавидящими,        и   потому    ему   непокорными;        а  въ   „Кирогіедіи"
                   имъ   и   въ  самомъ      д лѣ    повинуются        охотно,    не   щадя     своихъ                            —что,     напротивъ,      счастлива     правитель,      управляющій        людьми,
                                              ѣ
                   силъ,   даже    гордятся     своимъ      повиновеніемъ.       Такъ    бываете     во                           которые     его   любятъ,     и  потому    добровольно       ему    подчиняются.
                   вс хъ    д лахъ     гражданской      и общественной       жизни.    Такъ    напри-
                     ѣ
                             ѣ
                   меръ,   управитель     какого-либо     частнаго    имѣиія,    умѣющій     устроить
                   такъ,   что   подчиненные        добровольно      повинуются       ему и     готовы
   148   149   150   151   152   153   154   155   156   157   158