Page 153 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 153
внѣ дома. Но если кто изъ нихъ поступить противъ того, къ все для него сделать, непременно этимъ самымъ увеличить до-
чему богъ предназначила ихъ, или же не исполнить въ чемъ-либо ходы съ этого имѣнія.
своихъ обязанностей, то онъ не уйдете отъ боговъ и будетъ „Но (прибавляете Исхомахъ) я не могу похвалить того
наказана". господина, который, имея возможность наиболее наказать дур-
Затѣмъ Сократомъ перечисляются въ подробности обязанности наго работника и наиболее наградить усердиаго,
не въ СОСТОЯІІІИ
и занятія въ домѣ жены, и въ особенности обращается вни- сделать такъ, чтобы работники отличились хотя при нѳмъ, когда
мание на то, чтобы она была госпожею въ домѣ, надъ всѣми онъ самъ является на работу; напротивъ, о томъ господине могу
домочадцами, и чтобы содержала все въ самомъ сгрогомъ по- сказать я, что въ немъ есть способность повелевать, править
рядке. При этомъ замечательны слѣдующія мысли: 1) „самое людьми, который однимъ взглядомъ своимъ приводите въ дви-
пріятное для жены, когда она будетъ еще лучше своего мужа ж е т е работниковъ, пробуждаете» во вс хъ ихъ деятельность,
и тема сделаете его себе покорнымъ слугой; 2) ничто такъ соревнованіе и честолюбіе. Это, по моему ѣ мн нію, и есть главное-
не полезно для человека и не прекрасно, какъ порядокъ. Но во всякомъ деле, исполняемомъ людьми, а ѣ следовательно и въ
ничто не поможете, если въ доме сама жена не будетъ забо- сельскомъ хозяйстве. Впрочемъ я никакъ не думаю, чтобы этому
титься о томъ, чтобы все было въ порядке. И въ благоустроен- можно было научиться, только присматриваясь, какъ дѣлаютъ
ныхъ государствахъ граждане не довольствуются составленіемъ другіе, или же разъ отъ кого услышавши, какъ онъ поступаете»;
для себя хорош ихъ законовъ, а выбираютъ еще и стражей напротивъ, я утверждаю, что для этого (искусства править
законовъ, которые постоянно надзираютъ за соблюденіемъ зако- людьми) нужно образованіе, нужна прирожденная способность,
новъ, похваляя т хъ, кто ихъ соблюдаете, и наказывая посту- и—что всего важнее—нуженъ особый даръ, ниспосылаемый бо-
ѣ
пающихъ противозаконно. Такъ и жена въ доме должна смот- гами: ибо мне кажется, что счастье иметь добровольно пови-
реть на себя какъ па стража законовъ". нующихся подданныхъ не есть нечто человеческое, a н что
ѣ
Наконецъ излагаются обязанности и занятія мужа вне дома, божественное, и что это счастье очевидно даруется только тому,
особенно же занятія его по сельскому хозяйству. Для этого ему кто по истине совершенно добродѣтеленъ. Господство же надъ
нужно иметь разныя св д пія, которыя однакоже легко пріоб- людьми, недобровольно подчиняющимися, боги даютъ тѣмъ, кого
ѣ
ѣ
р таются; главное же, что ему нужно, это деятельность, забот- они ечитаютъ достойными жить подобно тому, какъ Тапталъ
ѣ
ливость и надзора, a всего важнее тЬ, чтб обще для всЬхъ живете въ преисподней, т.-е. въ постояниомъ страхе и муче-
родовъ деятельности, для сельскаго • хозяйства, для искусства ніяхъ".
править государствомъ, для домоводства, для военнаго искусства, Въ заключеніе своей „Экономики" Ксенофонтъ высказы-
а именно, способность, искусство повелевать и руководить людьми! вает!» мысль, которая развивается у него въ остальныхъ днухъ
Въ этомъ отношеніи люди весьма различны другъ отъ друга. сочиненіяхъ (въ „Гіерон -тиран " и въ „Киропедіи"), служа
ѣ
Такъ у од нихъ начальниковъ подчиненные вовсе не имѣютъ общею, такъ сказать, для нихъ ѣ темою, именно: въ „Гіеронѣ -
охоты повиноваться имъ, между тѣмъ какъ у другихъ они счи- тиранѣ "—что несчастенъ правитель, управляюіцій людьми, его
таютъ за лучшее, за полезнѣйшее для себя самихъ, повиноваться ненавидящими, и потому ему непокорными; а въ „Кирогіедіи"
имъ и въ самомъ д лѣ повинуются охотно, не щадя своихъ —что, напротивъ, счастлива правитель, управляющій людьми,
ѣ
силъ, даже гордятся своимъ повиновеніемъ. Такъ бываете во которые его любятъ, и потому добровольно ему подчиняются.
вс хъ д лахъ гражданской и общественной жизни. Такъ напри-
ѣ
ѣ
меръ, управитель какого-либо частнаго имѣиія, умѣющій устроить
такъ, что подчиненные добровольно повинуются ему и готовы