Page 157 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 157

иыми    правителями      государства     Сократъ    признавалъ      только   людей,                             А инахъ.      Но    это  несочувствіе      къ   демократіи     возросло    въ   немъ
                                                                                                                                      ѳ
                    знающихт       это   искусство,     имѣющихъ        истинное     понятіе    о  прав-                            до   отвращенія,      антипатіи     къ  ней,  вслѣдствіе    особенныхъ      обстоя-
                    леніи    государствомъ       и,  слѣ довательно,     обладающихъ         тѣмъ,    чтЬ                           тельствъ    въ   его   жизни.    По    окончаыіи    пелопонезской       войны    онъ
                    обусловливается        этимъ    понятіемъ—истиннымъ             знаніемъ     и  пра-                            былъ   приглашенъ      своимъ    другомъ,     Проксеномъ,      въ  городъ    Сарды,
                    вильною      дѣятельиостыо       относительно      управленія      государствомъ.                               резиденцію      персидскаго       сатрапа,     Кира    Младшаго,       брата    пер-
                    Поэтому      истинными        правителями       государства      оиъ   признавалъ                               сидскаго     царя    Артаксеркса       Мнемопа.      Вскорѣ    по  прибытіи     Ксе-

                    только    мудрыхъ      и  вполнѣ    добродѣтельныхъ,         словомъ—лучшихъ                                    нофонта     ко   двору    Кира    Младшаго,      онъ   сталь   самымъ     близкимъ
                    людей.     Въ   этомъ    смыслѣ      онъ   отдавалъ     преимущество        аристо-                             другомъ     этого   принца.     Когда     Киръ    Младшій      собралъ    туземное
                    кратическому       образу     правленія,     какъ   правленію       или   н сколь-                              войско     и  кромѣ     того   нанялъ     еще    1 3 . 0 0 0  грековъ    и  потпслъ
                                                                                                ѣ
                    тшхъ    лучшихъ      людей,     или—одного        лучшаго      человѣ ка,    передъ                             войною     на   своего    брата,    чтобы    свергнуть      его   съ   престола     и
                    правленіемъ     демократическимъ,         какъ    иравленіемъ      всенародным!»,                               самому     возсѣсть    на   него,   то   Ксенофонтъ        принялъ     участіе    въ

                    безъ   различія     лучшихъ      и   худшихъ      гражданъ.                                                     этомъ,    но   не   зная   его   цѣли     и  предполагая,       что   эта   цѣль   —
                         Чтобы     государствомъ       правили     лучшіе     люди—это       было   и  въ                           завоеваніе    соеѣднихъ     народовъ.     Войско    Кира    дошло   до   Вавилона,

                    иринципѣ      устройства      дорійскихъ      государствъ,      представителем!»                                и  здѣсь    произошло      рѣшительное        сраженіе.      Уже    побѣда     скло-
                    которыхъ      было    спартанское      государство;     а  чтобы   государствомъ                                нялась    на   сторону      Кира    Млалшаго,       какъ    вдругъ     Киръ,    уви-

                                                                                                                                     ѣ
                    правилъ     весь   народъ—это        было    въ  принципѣ      устройства     іоній-                            д въ   въ   толпѣ    воиновъ     своего    брата,     бросился     на  него;    хотя
                    скихъ    государствъ,       представителем!,        которыхъ     было     аоинское                              онъ   и  ранилъ     его,   но   зато   самъ   былъ    убитъ    отъ    руки    Арта-
                                                                                                                                                  ѣ
                    государство.      Поэтому     Сократъ     не   могъ   сочувствовать      современ-                              ксеркса.     Т мъ     кончился      весь   этотъ   походъ.     Туземное      войско
                    ному    ему   образу    правлепія      въ  А ииахъ,      основанному      на  демо-                             избило    греческихъ      военачальниковъ,        а  греческому       войску,   очу-
                                                                 ѳ
                    кратическомъ       принципѣ,       а  склонялся,      напротивъ,      на   сторону                              тившемуся      безъ    предводителей        въ  чужой,     отдаленной      отъ   ро-

                   того   образа    правленія,       принципомъ       котораго      было     правленіе                              дины,    стран ,    среди   враждебныхъ        ему   варваровъ,    пришлось      или
                                                                                                                                                    ѣ
                   лучшихъ      людей.     Впрочемъ      для    Сократа     было   все  равно,   будутъ                             безусловно     сдаться    Артаксерксу,       или   же    проложить      себѣ    путь
                   ли   правителями       государства    многіе    лучшіе    люди,   или  даже   одинъ                              въ  отечество      искуснымъ,       смѣлымъ      отступленіемъ.       Тогда    Ксе-
                   лучшій     челов къ,      другими     словами—будетъ         ли   правленіе     луч-                             нофонтъ     предложилъ       избрать    изъ  двухъ    золъ   меньшее     —отступ-
                                     ѣ
                   шихъ     людей     многовластіемъ,       или   же   единовластіемъ,       лишь    бы                            лете.     Онъ    былъ    выбранъ      начальникомъ         аріергарда     для   при-
                   только    многов.іастіе     не  было   правленіемъ     такихъ    многихъ     людей,                              к р ы т   этого    отстѵпленія       греческаго     десятитысячнаго          войска

                   a   единовластіе—правлеиіемъ             такого    одного    человѣка,      которые                              (отступленіе     это   описано     имъ   въ   особомъ      сочиненіи:      „Анаба-
                                                                                                                                                  ѣ
                   основываютъ        свою    власть   на   какомъ-либо        другомъ     принципѣ,                                зисъ").    Зд сь    онъ   выказалъ      все  свое    искусство     и  довелъ    гре-
                   папримѣръ       на   прииципѣ       богатства      или   же    на  иасиліи.     Сло-                             ческое    войско    до   Византіи.     За   то,   что   Ксенофонтъ        присталъ
                   вом!»,   идеаломъ      государственна™          устройства     было     у  Сократа                              къ   Киру     Младшему,        который     помогалъ      спартанцамъ        противъ
                   правленіе     людей     лучшихъ,      т.-е.   мудрыхъ      и   добродѣтелыіыхъ,                                 аѳ инянъ     въ   Пелопонезской       войпѣ,    и  за   то,  что   онъ  пошелъ     съ
                                                                                                                                                                                   былъ
                                                                                                                                                                       который
                                                                                                                                               на
                                                                                                                                                    Артаксеркса,
                                                                                                                                                                                           въ
                                                                                                                                    Киромъ
                   все   равпо—многовластное            или   единовластное.                                                       съ   аѳинянами,      аоиняне      осудили    Ксенофонта      дружескомъ       союзѣ
                                                                                                                                                                                                      изгнаніе,
                                                                                                                                                                                                  на
                                                                                                                                                                                                                   хотя
                        Мыслить      такимъ      образомъ     о  правленіи      государствомъ       на-                            впослѣдствіи      и   отмѣнили      этотъ   приговоръ,      вѣроятно     въ   благо-
                   учился    отъ   Сократа     и  его  учеиикъ,    Ксенофонтъ;       и  его  идеаломъ                              дарность     за   то,  что  Ксенофонтъ       послалъ    обоихъ   своихъ    сыновей
                   государственна™         устройства     было    правленіе      аристократическое                                 сражаться     ири   Мантииеѣ      и тамъ   лишился     одного   изъ   нихъ.   Одна-
                   вт,  смыслѣ    управленія     государствомъ      лучшими     людьми,     все  равно                             коже     воспоминаніе      объ   изггтаніи   усилило    въ  немъ,   съ  одной    сто-
                   —   міюговластиаго       или   единовластнаго;        и  опт,  не   сочувствовал!,
                  демократическому         гіравлепііо,   какимъ     оно   было   въ  его  отечесгв ,
                                                                                                     ѣ
   152   153   154   155   156   157   158   159   160   161   162