Page 161 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 161

мог уть   содержать      ее   въ  совершеивомъ        повиновеніи!      Съ   другой                             есть,    по   мне,     явленіе,    достойное     удивленія.     Поэтому      я   ста-
                    стороны,    животыыя       оказываются       несравненно       покорн е      людей:                             рался   наследовать,     насколько      способствовали      его   происхожденіе,
                                                                                            ѣ
                    такъ    не  было    примѣра,      чтобы    они  возмущались       противъ     Пасту-                            его   природныя        способности       и    его   воспитаніе       тому,     чтобы
                    хова   своихъ.     Пастухи      спокойно     властвуютъ       надъ   ними    и  даже                            образовать     изъ   него   такого     превосходна™        властителя.      И   вотъ
                    извлекаютъ      изъ    нихъ     себѣ     выгоды;     между     т мъ    какъ    люди                             результаты     этихъ     изслѣдошмгій      и  мои    собственных      догадки    объ
                                                                                    ѣ
                    ни   противъ     кого   не   воззтаютъ      столь  охотно,    какъ   именно     про-                           этомъ     предмете     я  и   постараюсь      сообщить     въ  следующем      ь  раз-
                    тивъ  т хъ,   въ   комъ    замѣ тятъ    нам реніе     сдѣлаться     ихъ   властите-                            сказе".
                            ѣ
                                                                ѣ
                   лями,     господами.                                                                                                  Зат мъ      следуете      самый     разсказъ,    изъ   котораго      мы    при-
                         Продолжая       размышлять       объ    этомъ    самъ   съ   собою,     Ксено-                            ведемъ    ѣ  то,  чтб  для  насъ    особенно      замечательно.
                    фонтъ     впослѣдствіи       однакоже       убедился,      что    властвованіе      и                                Разсказъ      начинается       съ   рожденія      Кира    отъ    персидскаго
                    надъ   людьми      не   есть     неразрешимая        задача,    если    взяться    за                          царя    Камбиза      и  отъ  Манданы,      дочери    мидійскаго     царя    Астіага.
                    нее   благоразумно,       и  убедился     въ   этомъ   именно     на  Кире    Стар-                            Этимъ     Ксенофонтъ       хочетъ     показать,     что   Киръ     былъ    рождена,

                    шемъ.     Эту    мысль     онъ   развиваете       въ   подробности       такъ:   „по                           чтобы    властвовать.      Потомъ     говорится     о  природныхъ       свойствах!,
                    когда    я  приняла      въ  соображеніе,       что   былъ    персіянинъ      Киръ,                            Кира:     онъ   былъ   замечательно       красива,    необыкновенно        ласкова,
                    которому      подчинились        многіе     люди,     города    и  народы,     то   я                          любезенъ       къ    людямъ,      весьма    любознателенъ         и  честолюбива,
                   вынуждена        былъ   изменить     мое   прежнее     мнѣ ніе   въ  томъ    смысле,                            такъ    что  онъ    готова    былъ    перенесть     всякія   тягости    и  подверг   •
                   что   властвовать      надъ    людьми      не   только     не  есть   дело    невоз-                            нуться     всякимъ      опасносгямъ,       лишь      бы    заслужить      похвалы.
                   можное,      но  даже     не  есть    и  слишкомъ      трудное     дело,   если   кто                           Этимъ     Ксенофонтъ       хочетъ    сказать,    что  не  только    слепая    судьба

                   принимается       за   него   умеючи.      Доказательством!»       этого    служите                             рожденія     сделала     Кира     властителемъ,      но   что   и  природа     снаб-
                   Киръ,     о  которомъ       известно,      что   люди,    жившіе     отъ    него   па                           дила    его    такими      преимуществами          душевными        и  телесными,
                   разстояніи      миогихъ       дней,    даже     месяцевъ       пути,   никогда     пе                           которыя     делали     его   способнымъ       быть    властителемъ.
                   видѣвшіе       его   въ    лицо,   или    знавшіе     напередъ,      что   они    ни-
                   когда    его   не   увидятъ,    повиновались       ему  охотно    и  добровольно.                                    Дал е      подробно      говорится      о   воснитаніи      Кира     въ   связи
                                                                                                                                             ѣ
                   Зато,    конечно,      онъ    необыкновенно          отличался      отъ    прочихъ                              съ  воспитаніемъ       персидскихъ        юношей       вообще.     Этимъ     Ксено-
                   царей,    какъ     отъ    унасл довавшихъ           свою     власть    отъ   отцовъ                             фонтъ    хотела     показать,    что,  кроме    происхожденія,        кроме     при-
                                                    ѣ
                   своихъ,    такъ    и  отъ   достигшихъ       ее  своими      собственными        уси-                           родныхъ     свойства,     и  самое   восгштаніе      сдѣлало     его  способнымъ
                   льями...     Киръ     нашелъ       азіатскіе    народы      живущими        незави-                             быть   властителемъ,       такъ    какъ    главною     целыо      этого   воспита-
                   симо.    Съ     неболынимъ        персидскимъ        войскомъ      двинулся      онъ                            иія  было    нріучить      мальчика      и   юношу      къ   повииовенію       и  къ
                   въ  походъ     противъ     нихъ,    и  за  нимъ   пошли     мидяне    и  гирканцы.                              воздержности       отъ   всякаго    несправедлива™          притязанія.

                   Съ   этими     немногочисленными          войсками      покорила      онъ   множе-                                   Киръ    былъ    воспитана      по   персидскимъ       законамъ,      которые,
                   ство   народовъ,     которыхъ      нельзя    перечесть     и  по  имепамъ     ихъ...                           въ   противоположность           законамъ      бЬлыпей       части    государства,
                  ІІадъ     всеми     этими     пародами,       не  говорившими        одинаковым!,                               имели      въ   виду     преимущественно          общую      пользу,    a   именно:
                  я вы комъ     ни    съ   нимъ,    пи   между     собою,    онъ    властвовала,      и,                          большая      часть     государства       дозволяете      каждому      воспитывать

                   несмотря     на   то,  онъ   съумѣлъ     такъ    далеко    простереть      свое   го-                          своихъ     детей    гго  своему    усмотрѣнію;      даже     родителямъ      предо-
                  сподство     однимъ      благоговѣніемъ        къ   его   имени,    что   никто    не                           ставляюсь      они,   относительно        ихъ   образа    жизни,     полную      сво-
                  отважился      возстать     противъ     него;   опъ    съум лъ     даже    воодуше-                             боду.   Напротивъ,       иерсидскіе     законы    зараиЬе    заботились     о  томъ,
                                                                               ѣ
                  вить    вс хъ    такимъ     желашемъ       заслужить      его  благоволеніе,      что                           чтобы    предотвратить       отъ    гражданъ      возможность      стремленія      К!>
                            ѣ
                                                                                                                                                                                                          ѣ
                  они    желали     всегда   управляться       по   его  вол ,.,.  Этоть     человека                             дурному      и  постыдному.      Этой   цѣли    они  достигаютъ      сл дующимъ
                                                                             ѣ
                                                                                                                                  образомъ:      перед!,   царскимъ      дворцомъ       находится      большая      пу-
   156   157   158   159   160   161   162   163   164   165   166