Page 166 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 166
ты знать это? Киръ. Я знаю это, потому что мой учитель,
ѣ
видя, что я хорошо это понимаю, ноставилъ меня судьею надъ лась въ ІІерсію, а Киръ остался еще н которое время въ
другими. Только одинъ разъ оиъ выс къ меня за неправиль- Мидіи у Астіага. Оставшись въ Мидіи, Киръ своею ласковостью,
ѣ
ное р шеніс спора. Дѣло было такъ: большой мальчикъ, имѣв- люоезностыо, своимъ заступничествомъ за другихъ передъ
ѣ
шій слишкомъ короткое верхнее платье, снялъ съ маленькаго Астіагомъ пріобрѣлъ любовь своихъ сверстниковъ и ихъ отцовъ.
мальчика платье, которое было ему слишкомъ длинно, и отдалъ Оиъ охотился здѣсь за дикими звѣрями и разъ даже участво-
ему свое. Маленькій мальчикъ пожаловался миѣ. Я оправдалъ валъ въ ноходѣ Астіага и своего дяди Кіаксара на вторгнув-
большого, потому что я думалъ, что для обоихъ лучше имѣть шихся въ предѣлы Мидіи ассиріянъ. В ъ этомъ походѣ Киръ
платье по ихъ росту. За это-то учитель и выс къ меня, при- отличился своею храбростью и благоразумною распорядитель-
ѣ
ностью.
говаривая: „если бы тебѣ нужно было разсудить, какое платье
для обоихъ приличнѣе, то р шепіе твое было бы справедливо. Когда Камбизъ услышалъ, что Киръ, будучи еще юношей,
ѣ
Но такъ какъ тебѣ нужно было р шить, кому принадлежите уже совершалъ дѣла взрослаго, онъ вызвалъ его изъ Мидіи
ѣ
платье, то тебѣ слѣдовало принять въ соображеніс, кто но въ ІІерсію. Зд сь Киръ иробылъ еще годъ въ отдѣленіи мальчи-
ѣ
праву владѣлецъ его: тотъ ли, кто взялъ его насильно, или ков! , потомъ иерешелъ въ отдѣленіе юношей, гдѣ и отличался
тотъ, кто заказалъ или купилъ его для себя. Законное и есть внимашемъ къ своимъ обязанностямъ, стойкостью при испол-
справедливое, a насиліе есть противозаконіе; судья же всегда ненш разныхь общественных!, службъ, почтительностью къ
должснъ судить по закону".—Такимъ-то образомъ я и выучился старшимъ и покорностью своимъ наставникамъ.
нравдѣ и справедливости; впрочемъ, если мнѣ еще педостаетъ Между тѣмъ Астіагъ умеръ, и на мидійскіп престолъ всту-
чего-либо въ этомъ отношспіи, то в дь можетъ же научить пилъ Кіаксаръ, братъ Майданы. Вскорѣ послѣ того, какъ
ѣ
меня этому и мой д душка. — Майдана. Н тъ, не то же Киръ вступилъ въ отдѣленіе взрослыхъ, асснрійскій царь гото-
ѣ
ѣ
самое считается правомъ у твоего д да, что признается вился со многими союзниками напасть ira Мидію. Кіаксаръ
ѣ
правомъ у персовъ. Твой дѣдъ сталъ неограниченнымъ вла- просилъ Камбиза о помощи и приглашалъ къ себѣ для этой
стителемъ вс хъ мидянъ, а у персовъ равенство признается же цѣли самого Кира. Камбизъ послалъ ему на помощь пер-
ѣ
за право. Твой отецъ есть только первый между персами; сидское войско; совѣ тъ такъ-иазываемыхъ гомотимовъ т - е
все, чті> онъ ни д лаетъ, есть только исполненіе вел ній равтчсстпыхъ (равныхъ по достоинству) гражданъ, выбралъ
ѣ
ѣ
государства; доходы его состоять только въ томъ, чтЬ даетъ Кира иредводителемъ этого войска. ІІервымъ дѣломъ Кира
ему государство; вся его дѣятельность опред ляется не про- оыло принести жертвы богамъ. Зат мъ онъ выбралъ себѣ изъ
ѣ
ѣ
изволомъ, а закономъ. Берегись же, чтобы, по твоемъ воз- среды благородных! персовъ двѣсти челов къ, а каждый изъ
ѣ
вращеніи въ ІІерсію, не пришлось прибить тебя до полу- этихъ двухсотъ выбралъ себѣ еще по четыре человѣ ка, также
смерти, если ты выучишься (въ Мидіи) не монархическимъ, а изъ среды благородныхъ; такъ составилась приближенная къ
тиранническимъ правиламъ, потому что эти правила приво- Киру дружина. Кт ней Киръ обратился съ такою р чыо: „Л
ѣ
дить къ мысли, будто одинъ долженъ имѣть больше всѣ хъ.— выбралъ васъ, потому что я зналъ, какъ вы съ самаго д тства
ѣ
Киръ. Объ этомъ не безпокойся. Твой отецъ умѣетъ научить охотно дѣлали все, чті> государство считаете хорошимъ, и
другихъ довольствоваться немногимъ. Развѣ ты не видишь, что какъ вы постоянно избѣгали постыднаго. Л охотно принялъ
онъ научилъ вс хъ людей имѣть меньше, чѣмъ оиъ имѣетъ? на себя званіе вашего предводителя, потому что я такого мнѣ -
ѣ
Конечно, и меня, какъ и другихъ, онъ не отпустить изъ своей нія, что цѣль добродѣтели не можетъ состоять въ томъ, чтобы
школы съ правиломъ хот ть бблыпаго. хорошш человѣкъ не ямѣлъ никакого преимущества передъ
ѣ
дурнымъ. Вотъ идутъ враги, начавшіе неправое дѣло, и друзья
Мандана, успокоившись насчетъ своего сына, возврати- зовутъ насъ на помощь. Чт h же можете быть справедливѣе