Page 166 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 166

ты  знать  это?  Киръ.  Я  знаю  это,  потому  что  мой  учитель,
                                                                              ѣ
 видя,  что  я  хорошо  это понимаю,  ноставилъ  меня  судьею  надъ  лась  въ  ІІерсію,  а  Киръ  остался  еще  н которое  время  въ
 другими.  Только  одинъ  разъ  оиъ  выс къ  меня  за  неправиль-  Мидіи  у  Астіага.  Оставшись  въ  Мидіи,  Киръ  своею  ласковостью,
 ѣ
 ное  р шеніс  спора.  Дѣло  было  такъ:  большой  мальчикъ,  имѣв-  люоезностыо,  своимъ  заступничествомъ  за  другихъ  передъ
 ѣ
 шій  слишкомъ  короткое  верхнее  платье,  снялъ  съ  маленькаго  Астіагомъ  пріобрѣлъ  любовь  своихъ  сверстниковъ  и  ихъ  отцовъ.

 мальчика  платье,  которое  было  ему  слишкомъ  длинно,  и отдалъ   Оиъ  охотился  здѣсь  за  дикими  звѣрями  и  разъ  даже  участво-
 ему  свое.  Маленькій  мальчикъ  пожаловался  миѣ.  Я  оправдалъ  валъ  въ  ноходѣ  Астіага  и  своего  дяди  Кіаксара  на  вторгнув-
 большого,  потому  что  я  думалъ,  что  для  обоихъ  лучше  имѣть  шихся  въ  предѣлы  Мидіи  ассиріянъ.  В ъ  этомъ  походѣ  Киръ
 платье  по  ихъ росту.  За  это-то  учитель  и  выс къ  меня,  при-  отличился  своею  храбростью  и  благоразумною  распорядитель-
 ѣ
               ностью.
 говаривая:  „если  бы  тебѣ  нужно  было  разсудить,  какое  платье
 для  обоихъ  приличнѣе,  то  р шепіе  твое  было  бы  справедливо.  Когда  Камбизъ  услышалъ,  что  Киръ,  будучи  еще  юношей,
 ѣ
 Но  такъ  какъ  тебѣ  нужно  было  р шить,  кому  принадлежите  уже  совершалъ  дѣла  взрослаго,  онъ  вызвалъ  его  изъ  Мидіи
 ѣ
 платье,  то  тебѣ  слѣдовало  принять  въ  соображеніс,  кто  но  въ  ІІерсію.  Зд сь  Киръ  иробылъ  еще  годъ  въ отдѣленіи  мальчи-
                                    ѣ
 праву  владѣлецъ  его:  тотъ  ли,  кто  взялъ  его  насильно,  или  ков!  ,  потомъ  иерешелъ  въ  отдѣленіе  юношей,  гдѣ  и  отличался
 тотъ,  кто  заказалъ  или  купилъ  его  для  себя.  Законное  и  есть  внимашемъ  къ  своимъ  обязанностямъ,  стойкостью  при  испол-
 справедливое,  a  насиліе  есть  противозаконіе;  судья  же  всегда  ненш  разныхь  общественных!,  службъ,  почтительностью  къ
 должснъ  судить  по закону".—Такимъ-то  образомъ  я  и  выучился  старшимъ  и  покорностью  своимъ  наставникамъ.

 нравдѣ  и  справедливости;  впрочемъ,  если  мнѣ  еще  педостаетъ  Между  тѣмъ  Астіагъ  умеръ,  и  на мидійскіп  престолъ  всту-
 чего-либо  въ  этомъ  отношспіи,  то  в дь  можетъ  же  научить  пилъ  Кіаксаръ,  братъ  Майданы.  Вскорѣ  послѣ  того,  какъ
 ѣ
 меня  этому  и  мой  д душка.  —  Майдана.  Н тъ,  не  то  же  Киръ  вступилъ  въ  отдѣленіе  взрослыхъ,  асснрійскій  царь  гото-
 ѣ
 ѣ
 самое  считается  правомъ  у  твоего  д да,  что  признается  вился  со  многими  союзниками  напасть  ira  Мидію.  Кіаксаръ
 ѣ
 правомъ  у  персовъ.  Твой  дѣдъ  сталъ  неограниченнымъ  вла-  просилъ  Камбиза  о  помощи  и  приглашалъ  къ  себѣ  для  этой
 стителемъ  вс хъ  мидянъ,  а  у  персовъ  равенство  признается  же  цѣли  самого  Кира.  Камбизъ  послалъ  ему  на  помощь  пер-
 ѣ
 за  право.  Твой  отецъ  есть  только  первый  между  персами;  сидское  войско;  совѣ тъ  такъ-иазываемыхъ  гомотимовъ  т - е
 все,  чті>  онъ  ни  д лаетъ,  есть  только  исполненіе  вел ній  равтчсстпыхъ  (равныхъ  по  достоинству)  гражданъ,  выбралъ
 ѣ
 ѣ
 государства;  доходы  его  состоять  только  въ  томъ,  чтЬ  даетъ  Кира  иредводителемъ  этого  войска.  ІІервымъ  дѣломъ  Кира
 ему  государство;  вся  его  дѣятельность  опред ляется  не  про-  оыло  принести  жертвы  богамъ.  Зат мъ  онъ  выбралъ  себѣ  изъ
                                                               ѣ
 ѣ
 изволомъ,  а  закономъ.  Берегись  же,  чтобы,  по  твоемъ  воз-  среды  благородных!  персовъ  двѣсти  челов къ,  а  каждый  изъ
                                                                           ѣ
 вращеніи  въ  ІІерсію,  не  пришлось  прибить  тебя  до  полу-  этихъ  двухсотъ  выбралъ  себѣ  еще по  четыре  человѣ ка,  также
 смерти,  если  ты  выучишься  (въ  Мидіи)  не  монархическимъ,  а  изъ  среды  благородныхъ;  такъ  составилась  приближенная  къ
 тиранническимъ  правиламъ,  потому  что  эти  правила  приво-  Киру  дружина.  Кт  ней  Киръ  обратился  съ  такою  р чыо:  „Л
                                                                                         ѣ
 дить  къ  мысли,  будто  одинъ  долженъ  имѣть  больше  всѣ хъ.—  выбралъ  васъ,  потому  что  я  зналъ,  какъ  вы съ самаго  д тства
                                                                                             ѣ
 Киръ.  Объ  этомъ  не  безпокойся.  Твой  отецъ  умѣетъ  научить  охотно  дѣлали  все,  чті>  государство  считаете  хорошимъ,  и

 другихъ  довольствоваться  немногимъ.  Развѣ  ты  не видишь, что   какъ  вы  постоянно  избѣгали  постыднаго.  Л  охотно  принялъ
 онъ  научилъ  вс хъ  людей  имѣть  меньше,  чѣмъ  оиъ  имѣетъ?  на  себя  званіе  вашего  предводителя,  потому  что  я  такого  мнѣ -
 ѣ
 Конечно,  и  меня,  какъ  и  другихъ,  онъ  не отпустить  изъ  своей  нія,  что  цѣль  добродѣтели  не  можетъ  состоять  въ томъ,  чтобы
 школы  съ  правиломъ  хот ть  бблыпаго.  хорошш  человѣкъ  не  ямѣлъ  никакого  преимущества  передъ
 ѣ
             дурнымъ.     Вотъ    идутъ    враги,    начавшіе      неправое      дѣло,   и   друзья
 Мандана,  успокоившись  насчетъ  своего  сына,  возврати-  зовутъ  насъ  на  помощь.  Чт h  же  можете  быть  справедливѣе
   161   162   163   164   165   166   167   168   169   170   171