Page 168 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 168

какъ  не  отклонять  несправедливость?  чтб  можетъ  быть  пре-  делая  имъ  добро,  а  также  служа  для  подчиненныхъ  примѣ-
 краснее,  какъ  не  помогать  друзьямъ?  Вамъ  должно  придать  ромъ  всего  добраго  и  являясь  первымъ  во  всемъ,  чего  мы
 мужества  то  обстоятельство,  что  передъ  походомъ  я  воздалъ  требуемъ  отъ  подчиненныхъ.
 богамъ  должную  честь,  ибо  вы  давно  знаете,  что  я  всегда
 начиналъ  всякое  дѣло,  какъ  большое,  такъ  и  маленькое,  молит-  Вошедши  въ  пределы  Мидіи  съ  персидскимъ  войскомъ,

 вою  богамъ".  Киръ     приготовлялся       къ   войне     съ   ассиріянами.      Оиъ    вооружилъ
                          такъ,
                войско
                                                   и
                                                                                            въ
                                                                                                 срав-
                                            оно
                                   чтобы
 Камбизъ,  провожая  Кира  до  границы,  вступилъ  съ  нимъ  нены  съ  многочисленными  при  малочисленности  своей  съ  ними,
                                                                            швыряться
                                                       врагами
                                                                  могло
 въ  бес ду,  чтобы  сообщить  ему  разиыя  наставленія  въ  воен-  олагодаря  своему  личному  мужеству,  не  издали  бросая  стрѣлы
 ѣ
 номъ  искусстве  и  вообще  въ  искусстве  управлять  людьми.  и  копья,  а  сражаясь  вблизи  мечами;  Киръ  упражнялъ  войско
 Здесь-то  именно  и  повторяются  многія  мысли  изъ  Сократова  въ^  военпыхъ  экзерциціяхъ,  ближе  позиакомилъ  воииовъ  между
 политическая  ученія.  Напримеръ:  хорошо  править  людьми  есть  сооою  посредствомъ  совместной  лагерной  жизни;  самъ  сбли-
 величайшее  искусство;  правитель  долженъ  отличаться  отъ  управ-  зился  съ  ними;  привлекъ  ихъ  къ  себе  ласковымъ  обхожденіемъ
 ляемыхъ  не  бездеятельностью,  не  тѣ мъ,  чемъ  отличается  ас-  и  отличіями,  оказываемыми  лучшимъ  изъ  нихъ.
 сирійскій  царь  оть  своихъ  подданныхъ,  т.-е.  более  удобною
 и  спокойною  жизнью,  а,  иапротивъ,  долженъ  отличаться  дея-  ІГредъ  походомъ  въ  Ассирію  онъпошелъ  на  армянскаго  царя

 тельностью;  военачалышкъ  не  только  долженъ  уметь  побеж-  отказавшагося  илатить  Кіаксару  условленную  дань  и  выста-
                                                                                      ѣ
 дать  враговъ,  но  и  заботиться  о  войске,  о  томъ,  чтобы  оно  вить  войско;  взялъ  этого  царя  въ  плѣнъ  со  вс мъ  семей-
 не  терпело  ни  въ  чемъ  нужды,  и  умѣть  привлечь  его  къ  ствомъ,  но  даровалъ  ему  жизнь  и  свободу  и  такимъ  своимъ
 себе,  чтобы  оно  охотно  ему  повиновалось;  приказанія  его  великодушіемъ  не  только  возстановилъ  его  прежнія  отношенія

 тѣмъ  более  будутъ  иметь  силы,  чемъ  нагляднее  будетъ  для  къ  Мидіи,  но  и  пріобрелъ  въ  немъ  себе  вериаго  друга.  За-
 войска,  что  въ  рукахъ  военачальника  и  счастье,  и  несчастье  тѣмъ  онъ  вошелъ  съ  войскомъ  въ  предѣиы  Ассиріи  и,  благо-
 войска;  онъ  долженъ  иметь  высшій  надзоръ  и  надъ  сагштар-  даря  своей  благоразумной  распорядительности,  выигралъ  первую
 нымъ  состояніемъ  войска,  предупреждая  болезни;  для  этого  надъ  ассиріянами  победу.  Все  повиновались  ему,  не  только
 же  недостаточно  иметь  хорошихъ  врачей,  ибо  врачи  похожи  какъ  сыну  царя  и  военачальнику,  но  и  какъ  доблестнейшему

 на  техъ  портныхъ,  которые  починяютъ  разорванное  платье:  и  благоразумнейшему.  Не  насиліемъ,  а  этими  же  самыми  ка-
 они  лечатъ,  когда  человекъ  уже  заболеетъ;  надобно,  чтобы  чествами  онъ  иріобрелъ  себе  друзей  и  между  чужеземными
 военачалышкъ  прежде  самъ  научился  повиноваться,  чтобы  народами,  которые  сперва  начали-было  враждебно  действо-

 уметь  повелевать  другими,  ибо  повелевать  и  повиноваться  и  вать  противъ  него  въ  союзе  съ  ассиріянами,  а  теперь  отпали
 составляете  содержаніе  многихъ  законовъ;  воздавать  честь  и  отъ  этого  союза  и  стали  союзниками  Кира.  Но  и  ассирійскій
 хвалу  повинующемуся,  и  стыдъ  и  наказаніе  неповинующемуся  царь  гіріобрелъ  себе  новаго  союзника  въ  лице  лидійскаго
 есть  средство,  действительное  только  для  того,  чтобы  выну-  царя  Креза.
 дить  повиновеніе;  но  люди  охотно,  съ  удовольствіемъ  пови-  Наконецъ  Киръ  даетъ  решительное  сраженіе,  побеждаете

 нуются  только  тому,  о  комъ  они  думаютъ,  что  онъ  понимаете  ассиріянъ,  беретъ  Сарды,  столицу  Лидіи,  захватываете  въ  пл нъ
                                                                                                ѣ
 ихъ  выгоды  лучше  ихъ  еамихъ,  что  онъ  разумнее  ихъ;  а  чтобы  Креза  со  всѣ мъ  семействомъ,  но  даруете  ему  жизнь  и  свободу,
 внушить  такое  о  себе  мненіе,  надобно  пріобресть  знаніе  того,  и  беретъ  Вавилонъ,  столицу  Ассиріи,  гдѣ  во  дворце  погибаете
 въ  чемъ  кто  хочетъ,  чтобы  его  считали  искуснейшимъ;  любовь  самъ  царь  ассирійскій.  Но  Киръ  не  успокоился  на  своей

 подчиненныхъ  нельзя  пріобресть  иначе,  какъ  тѣмъ  же  спосо-  победе.  Онъ  думалъ,  что  хотя  великое  дело  завоевать  себе
 бомъ,  катшмъ  мы  можемъ  пріобрѣсть  любовь  друзей,  т.-е.  владычество  надъ  многими  народами,  но  еще  важнее  сохра-
            нить    это   владычество;      а   сохранить       его   можно     только     такимъ

                                                                                          и
   163   164   165   166   167   168   169   170   171   172   173