Page 171 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 171
и дѣлать имъ добро. Ничто такъ не смущало его, какъ когда
онъ зам чалъ, что кто-либо превзошел® его во вниманіи къ уже давно скончались его родители. Тамъ на смертном® одре
ѣ
друзьям® своимъ. Онъ говаривал®: „призваніе хорошаго пастыря Киръ созвал® своихъ детей, друзей и персидских® сановников®
пастуха и хорошаго монарха—одно и то же: пастух®, чтобы по- и обратился къ нимъ съ речью, въ которой сказалъ, что и
лучить пользу отъ своего стада, долженъ сдѣлать его счастливым*, сам® онъ былъ счастлив® всю свою жизнь, и счастливыми
сколько могут®, разум ется, быть счастливыми овцы; такъ и оставляет® онъ и ихъ, и свое отечество.
ѣ
монарх® долженъ сдѣлать счастливыми государства и народы Назначив® своимъ престолонаследником® старшаго сына
если онъ хочет® получать отъ нихъ пользу ". ' Камоиза, онъ сказалъ ему: „ты знаешь, что не этотъ золотой
Видя, что в* Вавилонѣ все уже устроено прочно Киръ скипетр® сохраняет® царство, а что настоящій и надежнѣйшій
отправился съ войском® въ ІІерсію черезъ Мидію, гдѣ мидій- скипетр® царей-это верные друзья ихъ. Но не думай, будто
скіи царь Кіаксар* предложил® ему въ супружество дочь свою люди верны отъ природы; напротив®, каждый долженъ создать
а въ приданое за нею Мидію, такъ какъ у него не было сы- себе верных® друзей, а этого можно достигнуть не насиліемъ
новей. Киръ ие хот лъ жениться, не испросивши на то дозво- но делами добра . ' '
ѣ
лешя своихъ родителей, а потому онъ и отправился къ нимъ Затѣ мъ, распростившись съ окружающими, спокойно умер®
въ Перспо. Испросивши соизволеніе родителей на брак®, Киръ киръ, „царство котораго (говорит® Ксенофонтъ) было самое
возвратился въ Мидію, женился на дочери Кіаксара и съ нею цветущее и самое обширное въ А з і и , - и несмотря на эту
явился въ Вавилон®. Зд сь оиъ призналъ за благо разослать обширность, оно было управляемо единою волею Кира, любив-
ѣ
некоторых® изъ своихъ приближенных® къ покоренным® наро- шего своихъ подданныхъ и заботившагося о нихъ какъ о своихъ
дам®, чтобы они были тамъ его намѣстниками или сатрапами- детях®, между темъ какъ подвластные, съ своей стороны, уважали
но въ каждом® намѣ стничествѣ , сатрапіи, посадил® онъ еще и Кира какъ своего отца .
независимо отъ сатрапа главнокомаидующаго войсками и кре- Изъ этого краткаго обозрйнія „Киропедіи" мы видим®, что
постями, чтобы сатрапы, въ случаѣ еслибы вздумалось имъ Ксенофонтъ старался изобразить въ ней идеал® единовластителя
возстать против® царя, нашли себѣ соперников® въ этихъ главно- который и самъ счастлив®, и д лаетъ счастливыми другихъ своимъ
ѣ
командующих®. искусствомъ властвовать надъ людьми такъ, что подвластные
Кромѣ того Киръ часто посылал® ревизовать сатрапов® и повинуются ему добровольно, находя въ этомъ иовиновеиіи вен-
если оказывалось, что сатрапы дурно управляли страною то ный источник® и прочную основу своего собственна™ счастья
онъ наказывал® ихъ. Этихъ ревизоров® называли очами царя Эта мысль, проведенная Ксенофонтомъ въ „Киропедіи"
Впрочем® оиъ учредил® еще и других® (тайиыхъ) соглядатаев® находится въ связи съ общим® принципом®, какъ его, так®
надъ всѣ мъ, что дѣлалось въ его царствѣ , и оии также назы- и Сократова философскаго ученія. Мы видели, что и Со-
вались очами царя или ушами его. Учредил® онъ еще и кон- кратъ, как® и другіе греческіе философы, искал® истинио-
ную почту для пересылки писем®. сущаго, какъ собственна™ предмета философіи вообще. Мы
Зат мъ Киръ стянул® въ Вавилон® огромное войско съ видели, что истинно-сущее Сократъ нашелъ въ понятіи добра-
ѣ
которымъ завоевал® всѣ прочіе народы отъ предѣловъ Сиріи но мы видели также, что это понятіе Сократъ оставилъ въ
до Чермнаго моря. Возвратившись съ этого похода, онъ мирно неопределенности. Вотъ Ксенофонтъ-то, по преобладающему в*,
проживал® поперемѣнно то въ Вавилоне (столице Ассиріи), то немъ практически-житейскому характеру, взял® одну изъ сто-
въ Экоатане столице Мидіи), то въ Суз ѣ (главном® городе рон® не определенна™ Сократомъ ііоиятія добра, а именно —
долины рѣки Евфрата), какъ въ центрах® всѣ гь своих®**вла- односторонне понял® доброе какъ полезное. Такое поиятіе и
дѣ нш. Въ глубокой старости отправился онъ въ ГІерсію где выразилось во вс хъ его философских® сочшіеніяхъ, содержание
ѣ
которых® мы обозрели. Такъ въ „Воспоминаніяхъ о Сократе"