Page 171 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 171

и  дѣлать     имъ    добро.    Ничто     такъ    не  смущало       его,  какъ    когда
                   онъ   зам чалъ,      что    кто-либо      превзошел®       его во     вниманіи      къ                         уже    давно    скончались      его   родители.      Тамъ    на   смертном®       одре
                              ѣ
                   друзьям®    своимъ.    Онъ    говаривал®:      „призваніе     хорошаго      пастыря                            Киръ     созвал®    своихъ     детей,    друзей   и персидских®        сановников®

                  пастуха      и хорошаго      монарха—одно          и то  же:   пастух®,    чтобы    по-                         и  обратился       къ   нимъ     съ  речью,      въ   которой      сказалъ,     что и
                  лучить    пользу отъ     своего   стада,  долженъ      сдѣлать    его  счастливым*,                             сам®    онъ    былъ     счастлив®      всю     свою    жизнь,     и    счастливыми
                  сколько      могут®,     разум ется,       быть    счастливыми        овцы;    такъ   и                         оставляет®     онъ    и   ихъ, и    свое    отечество.
                                                   ѣ
                  монарх®      долженъ       сдѣлать    счастливыми        государства      и   народы                                 Назначив®       своимъ      престолонаследником®             старшаго       сына
                  если    онъ   хочет®     получать      отъ   нихъ    пользу ".                   '                             Камоиза,      онъ    сказалъ    ему:    „ты    знаешь,     что не     этотъ   золотой

                       Видя,     что    в*  Вавилонѣ       все    уже    устроено     прочно       Киръ                          скипетр®      сохраняет®       царство,     а  что   настоящій      и надежнѣйшій
                  отправился      съ   войском®      въ   ІІерсію    черезъ     Мидію,     гдѣ   мидій-                          скипетр®     царей-это        верные     друзья     ихъ. Но      не   думай,     будто
                  скіи   царь    Кіаксар*      предложил®        ему  въ  супружество       дочь   свою                          люди    верны     отъ    природы;     напротив®,       каждый     долженъ     создать
                  а  въ   приданое      за   нею Мидію,        такъ    какъ    у  него   не   было  сы-                          себе   верных®      друзей,     а  этого    можно     достигнуть     не   насиліемъ

                  новей.    Киръ     ие  хот лъ      жениться,     не   испросивши       на то   дозво-                          но   делами     добра    .                                      '                      '
                                              ѣ
                 лешя     своихъ     родителей,      а   потому    онъ    и  отправился       къ   нимъ                               Затѣ мъ,    распростившись         съ   окружающими,         спокойно      умер®
                 въ   Перспо.      Испросивши        соизволеніе      родителей      на  брак®,    Киръ                          киръ,     „царство     котораго      (говорит®       Ксенофонтъ)        было    самое
                 возвратился       въ   Мидію,     женился      на   дочери     Кіаксара     и съ нею                           цветущее        и  самое     обширное       въ   А з і и , - и  несмотря       на   эту
                 явился     въ   Вавилон®.       Зд сь     оиъ   призналъ      за   благо    разослать                          обширность,      оно    было    управляемо       единою     волею     Кира,    любив-
                                                    ѣ
                 некоторых®        изъ   своихъ     приближенных®          къ  покоренным®        наро-                         шего    своихъ     подданныхъ       и заботившагося       о  нихъ    какъ   о  своихъ
                 дам®,    чтобы     они   были    тамъ    его   намѣстниками         или   сатрапами-                           детях®,    между    темъ   какъ   подвластные,      съ  своей   стороны,     уважали
                 но   въ   каждом®      намѣ стничествѣ ,       сатрапіи,     посадил®    онъ    еще   и                        Кира     какъ    своего    отца   .
                 независимо      отъ   сатрапа      главнокомаидующаго            войсками     и   кре-                              Изъ    этого   краткаго     обозрйнія      „Киропедіи"       мы    видим®,    что

                постями,      чтобы     сатрапы,      въ    случаѣ     еслибы      вздумалось     имъ                           Ксенофонтъ        старался    изобразить     въ ней    идеал®    единовластителя
                возстать     против®    царя,    нашли    себѣ   соперников®      въ  этихъ    главно-                          который    и  самъ   счастлив®,     и  д лаетъ    счастливыми      другихъ     своимъ
                                                                                                                                                                        ѣ
                командующих®.                                                                                                   искусствомъ      властвовать       надъ    людьми       такъ,   что    подвластные


                      Кромѣ     того    Киръ     часто   посылал®      ревизовать      сатрапов®      и                        повинуются        ему добровольно,         находя    въ этомъ    иовиновеиіи      вен-
                если    оказывалось,      что    сатрапы      дурно     управляли      страною       то                        ный    источник®      и   прочную      основу     своего   собственна™        счастья
                онъ    наказывал®       ихъ.   Этихъ     ревизоров®      называли      очами     царя                               Эта    мысль,     проведенная        Ксенофонтомъ          въ    „Киропедіи"

                Впрочем®       оиъ    учредил®     еще и других®         (тайиыхъ)     соглядатаев®                            находится      въ   связи    съ   общим®      принципом®,         какъ    его,    так®
                надъ    всѣ мъ,    что   дѣлалось     въ   его   царствѣ ,    и   оии  также    назы-                          и  Сократова        философскаго        ученія.     Мы     видели,      что    и  Со-
                вались    очами     царя    или ушами         его.   Учредил®      онъ   еще   и  кон-                         кратъ,     как®     и   другіе    греческіе     философы,        искал®     истинио-
                ную    почту    для    пересылки      писем®.                                                                  сущаго,      какъ    собственна™        предмета      философіи       вообще.     Мы

                     Зат мъ      Киръ     стянул®      въ   Вавилон®       огромное      войско     съ                         видели,    что   истинно-сущее         Сократъ      нашелъ     въ понятіи      добра-
                         ѣ
               которымъ       завоевал®       всѣ   прочіе    народы      отъ   предѣловъ       Сиріи                         но   мы    видели     также,     что    это   понятіе     Сократъ      оставилъ     въ
               до   Чермнаго       моря.    Возвратившись        съ   этого   похода,    онъ   мирно                          неопределенности.          Вотъ   Ксенофонтъ-то,        по  преобладающему          в*,

               проживал®       поперемѣнно         то  въ   Вавилоне      (столице     Ассиріи),    то                        немъ    практически-житейскому             характеру,      взял®    одну    изъ    сто-
               въ    Экоатане        столице     Мидіи),      то  въ   Суз ѣ   (главном®      городе                          рон®    не   определенна™         Сократомъ       ііоиятія   добра,    а  именно    —
               долины     рѣки     Евфрата),      какъ    въ   центрах®      всѣ гь    своих®**вла-                           односторонне       понял®      доброе     какъ    полезное.     Такое     поиятіе    и
               дѣ нш.    Въ    глубокой     старости      отправился      онъ    въ   ГІерсію     где                         выразилось      во  вс хъ    его философских®          сочшіеніяхъ,      содержание
                                                                                                                                                     ѣ
                                                                                                                              которых®      мы  обозрели.      Такъ    въ   „Воспоминаніяхъ          о   Сократе"
   166   167   168   169   170   171   172   173   174   175   176