Page 176 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 176

собственными  и  другихъ  людей.  Въ  этомъ  стремленіи  ко благу,   утверждаютъ  анти-утилитаристы)?  Этотъ  вопросъ  рЕшается  такъ:

 счастью  также  состоитъ  верховное  для  него  добро;  въ  этомъ  верховное  добро,  благо  состоитъ  въ  тождествЕ  счастья  и добро-
 также  состоитъ  нравственная  обязанность  челов ка.  Но  не  въ  дЕтели.
 ѣ
 этомъ  состоитъ  добродѣтель.  Но  положительная  наука  находить,     что   вопросъ      о  томъ,
 Часто  случается,  что  между  этими  двумя  стремленіями—  въ  чемъ  состоитъ  верховное  добро,  благо,  не  рЕшенъ  до  сихъ
 къ  добродЕтели  и  къ  счастью—не  бываетъ  никакого  столкно-  поръ  потому,  что  онъ  невЕрно  поставленъ,  именно  будучи  осно-
 вения;  но  часто  бываетъ  также  и иаоборотъ,  что  эти  стремленія  ванъ  на  телеологизмЕ,  который  отвергается  положительною  на-

 приходятъ  въ  столкновеніе  между  собою.  Въ послѣднемъ  случаѣ  укою,  какъ  несостоятельное  міросозерцаніе.  Смотря  на  факты,
 стремленіе  къ  счастью  должно  быть  подчинено  добродѣтели,  явлеиія  въ  мірЕ  какъ  на  рядъ  причинъ  и дЕйствій,  а  не  какъ
 потому  что  нельзя  быть  счастливымъ  человЕкомъ  безъ  того,  на  рядъ  средствъ  и  цѣлей,  или признавая  только  причинную,
 чтобы  не  быть  прежде  человѣкомъ.  А  потому  ученіе  о  нрав-  кавзалыіую  связь  между  фактами,  а  не телеологическую,  поло-
 ственности,  этика,  должно  обращать  вниманіе  и  на  добродЕтель,  жительная  наука  не  вынуждена  даже  ставить  вопросъ:  какая

 и  на  счастье,  и  сл дователыю  должно  состоять  изъ  двухъ  частей:  конечная  цѣ ль,  предназначеніе  міра  вообще?  ІІримѣняя  же  это
 ѣ
 изъ  учеиія  о  добродѣтели  и  изъ  ученія  о  счастіи.  Но  добро-  въ  особенности  къ  человЕку  и  принимая,  что  конечная  цЬлт,
 дѣтелыо  должно  быть  ограничиваемо  стремлеиіе  къ  счастью,  человЕческой  дѣятельности  есть  верховное  благо,  добро,  она  не
 a  слѣ дователыю  первою  частью  этики  должна  быть  ограничи-  вынуждена  ставить  дальше  слЕдуюіцій  вопросъ:  въ чемъ  состоитъ
 ваема  ея  послЕдняя  часть.  Поэтому  недостаточно  для  человЕка  верховное  добро,  благо  человЕка;  въ  счастьЕ  ли,  какъ  утверж-
 быть  только  человЕкомъ,  а  СлЕдовательно  быть  добродЕтельнымъ  даютъ  утилитаристы,  или  въ  добродЕтели,  какъ  утверждаютъ

 (какъ  утверждаютъ  анти-утилитаристы),  но человЕку  необходимо  анти-утилитаристы;  или,  наконецъ,  въ  тождествЕ  ихъ,  какъ  рЕ-
 быть  и  счастливымъ;  однакоже  недостаточно  человЕку  быть  шаетъ  Феррье,  воображая,  что  его-то  р шеніе  и избЕгаетъ  одно-
                                                                   ѣ
 счастливы мъ  (какъ  утверждаютъ  утилитаристы),  а  должно  быть  сторонностей  первыхъ  двухъ  рЕгаеній,  будучи  всесторонпимъ;
 и  добродЕтельнымъ.  собственно  же  говоря,  онъ  ничего    не  р шаетъ,     оставляя    въ  той
                                                                    ѣ
 Итакъ  нравственную  обязанность  можно  выразить,  форму-  же  неопредѣленности  вопросъ  о  верховномъ  добр h,  благЕ,  въ
 лировать  такъ:  будь  добродѣтеленъ,  т.-е.  сохрани  свою  сущность,  какой  оставилъ  его  и  Сократъ;  ибо  если  сказать,  что  счастье
 природу,  натуру  и  развивай,  совершенствуй  ее,  совершенствуй  человЕка  состоитъ  именно  въ  добродЕтели,  что  СлЕдовательно
 себя,  какъ  существо  мыслящее,  разумное  и  самосозпающее;  но  добродЕтель  и  составляете  счастье  челоьЕка,  то опять  спраши -
 вмЕстЕ  съ  тЕмъ  будь  также  и  счастливымъ,  т.-е.  наслаждайся  вается:  чтЪ же  это  такое  за  счастье,  которое  есть  вмЕстЕ  и

 всЕми  удовольствіями,  ищи  всякой  пользы,  которыя  не противны   добродЕтель,  —  и  иаоборотъ,  чтЬ это  за  добродЕтель,  которая
 добродЕтели,  т.-е.  которыя  не  мЕшаютъ  тебЕ  сохранять  и  раз-  есть  вмЕстЕ  и  счастье?
 вивать,  совершенствовать  самого  себя,  какъ  существо  мыслящее,  Положительная  паука  не  знаетъ  другого  счастья,
 разумное  и  самосознающее.  Тогда  добродЕтель  и счастье  будутъ  самоудовлетворенія,  и  другой  добродЕтели,  кромЕ  согласія  кромѣ
                                                                                            чело-
 тождественны,  т.-е.  тогда  они  соединятся  въ  одно  понятіе  вер-  вЕка  съ своею  сущностью  въ смыслЕ  гуманности.  Положительная

 ховнаго  добра,  блага,  какъ  конечной,  верховной  цЕли  человЕ-  наука  можетъ,  пожалуй,  сказать,  что  счастье  и  добродЕтель
 ческой  ^дЕятельнѳсти.  Тогда  всесторонне  разрѣшится  вопросъ,
                                         нравственное,
 который  не  только  не  былъ  разрЕшенъ  Сократомъ,  но который   тождественны,  т.-е. и  состоитъ  въ  а  не  всякое  безъ  различія,
                                                              согласіи
                                                                          человЕческой
             самоудовлетвореніе
                                                                                            дЕя-
 и  до  сихъпоръ  шікЕмъ  не  р шенъ  удовлетворительно,—вопросъ:  тельности  съ  человЕческою  сущностью,  человЕчностыо,  гуман-
 ѣ
 чтй  есть  верховное  добро,  благо?  состоитъ  ли  оно въ  счастьЕ  ностью.  Но  и  такое  понятіе  о  счастьЕ  и  добродЕтели,  такимъ
 (какъ  утверждаютъ  утилитаристы),  или же въ добродЕтели  (какъ  образомъ  между  собою  тождественныхъ,  есть  попятіе  чисто  фор-
   171   172   173   174   175   176   177   178   179   180   181