Page 174 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 174

вся  д ятелыіость  Сократа  сводится  къ  тому,  что  и  примѣромъ  своихъ  сочиненіяхъ  проводилъ  мысль,  что  истинно-полезное  и
 ѣ
 своимъ,  и  ученіемъ  онъ  былъ  полезет  всемъ,  съ  к мъ  прихо-  есть  нравственное,  а  вредное  есть  безнравственное.  А  теперь
 ѣ
 дилось  ему  сходиться;  а  потому  вся  Ксенофонтова  апологія,  заіцитникомъ  этого  учеиія  явился  знаменитый  соотечественникъ
 защита  Сократа,  па  томъ  именно  и  основана,  что  вся  деятель-  Ьентама,  Джонъ-Стюартъ  Милль.  Въ  небольшой  статье  своей,
 ность  и  жизнь  Сократа  были  полезны  другимъ.  помещенной  въ  извѣстномъ  англійскомъ  журнале  „Eraser's

 Въ  „Пире"  Сократъ  является  полезнымъ  своимъ  собеседшг-  Magazine"  и  потомъ  отпечатанной  отдельно  подъ  заглавіемъ:
 гсамъ  далее  среди  попойки  и  прочихъ  увеселеній.  „utilitarianism",  Милль  весьма  ясно  определяете  значеніе  этого
 Въ  „Экономике"  цель  всей  деятельности  домохозяевъ  есть  ученія,  показываете  связь  его  съ  нравственностью  и  правомъ,

 польза.      и  старается     доказать,     что   польза     и  есть   именно    истинный      вер-
 Существенный  смыслъ  сов товъ,  иреподаваемыхъ  Симотш-  ховный  принципъ  нравственности,  правды  и  справедливости  и
 ѣ
 домъ  Гіероыу,  таковъ:  будь  полезет  другимъ,  тогда  будешь  по-  права.
 лезет  и  себе.   Современный       же   представитель       анти-утилитаризма—Уэвелль

 Наконецъ  „Киропедія"  есть  осуществленіе  этого  совета.  —утверждаете,  напротивъ,  что  человекъ  долженъ  стремиться  къ
 Киръ  былъ  полезет  другимъ,  а  черезъ  то  и  себе.  тому,  чтобы  поступать  праведно  (right),  чтб  противополагаете
 Ионявъ,  что  доброе  есть  полезное,  Ксенофонтъ  понималъ  онъ  полезному,  какъ  бы  ни  были  вредны,  даже  гибельны  отъ

 и  верховное  добро  въ смысле  наибольшей  пользы;  добродетель—  того  послѣдствія  для  него  самого  и  для  другихъ,  вообще  для
 въ  смысле  годности  человека  быть  полезнымъ  себе  и  другимъ;  всего  міра.  Но  современный  метафизикъ  Феррье  старался  при-
 нравственный  долгъ—въ  смысле  обязанности  быть  полезнымъ  мирить  утилитаризмъ  и  аити-утилитаризмъ.  Онъ находилъ  обѣ
 другимъ,  а  черезъ  то  и  себ ;  словомъ,  понятіе  о  добромъ,  какъ  эти  теоріи  односторонними  крайностями  и  примирялъ  ихъ  такимъ
 ѣ
 полезному  Ксенофонтъ  провелъ  черезъ  все  свое  этическое  ученіе,  образомъ:  человѣ къ  прежде  всего  долженъ  быть  человѣкомъ,  а

 какъ  провелъ  черезъ  него  свое  неопределенное  понятіе  добра  затѣ мъ  уже  счастливымъ  человѣкомъ.  Къ  сущности,  природѣ,
 Сократъ.    натурѣ    человѣка     принадлежите       сила   мышленія,      или   умъ,   и  само-
 Мало  того,  поскольку  Ксенофонтъ  касался  другихъ  частей  сознаніе.  Затѣмъ  человѣкъ  имѣетъ  способность  чувствовать  удо-

 философіи,—діалектики  и  физики,—въ  особенности  по  поводу  вольствия,  наслажденія  и  неудовольствія,  страданія;  но  это  чув-
 передачи  Сократовыхъ  пріемовъ  и  Сократовыхъ  отдѣльныхъ  ствованіе  не  есть  уже  свойство,  существенно  отличающее  чело-
 мыслей  и  изреченій,  Ксенофонтъ  и  здесь  проводилъ  принцип!,  в ка  отъ  прочихъ  животныхъ.  Следовательно  верховное  добро,
              ѣ
 полезности.  Словомъ,  принципомъ  всего  философскаго  ученія  какъ  конечная  цѣль  человѣческой  деятельности,  должно  состоять
 Ксенофонта  было  то же  поиятіе,  какъ  и  у Сократа,  т.-е.  понятіе  прежде  всего  въ  томъ,  чтобы  сохранить  и  развить,  усовершен-

 добра,—отчего  мы  и назвали  Ксенофонта  сократжомъ;  но  этотъ  ствовать  свою  сущность,  свою  природу,  натуру,  т.-е.  свою  силу
 принципъ  добра,  оставленный  Сократомъ  въ  неопределенности,  мышленія,  или ума, и  свое  самосозиаиіе;  въ  этомъ  и  состоите
 былъ  односторонне  определеиъ  Ксенофолтомъ,  какъ  полезное,—  нравственная  обязанность  человѣка,  въ этомъ  и состоите  добро-
 отчего  мы  можемъ  назвать  Ксепофонта  одностороннимъ  сокра-  дѣтель,  а  не  въ  стремлепіи  къ  счастью.

 тикомъ,  первымъ  нредставителемъ  той  этической  системы,  которая  Однакоже  человѣкъ  способенъ  также  и  къ  удовольствію,  а
 называется  утилитаризмомъ.  следовательно  способенъ  въ этомъ  смыслѣ  стремиться  къ  счастью,

 Въ  новейшее  время  утилитаризмъ,  или  ученіе,  основывающее  къ  тому,  чтб  называется  благомъ.  И  въ самомъ  д лѣ  онъ  стре-
                                                                                ѣ
 нравственность  на  пользѣ,  какъ  верховном!,  благѣ  (summum Ъо-  мится  къ  благу,  къ!  счастью,  какъ  своему,  такъ  и  другихъ;
 num),  было  въ  особенности  развито  великимъ  англійскимъ  фило-  поэтому  его  д ятелыюсть  обусловливается  пользою,  приносимою
                               ѣ
 софом!»-юристомъ  Ісреміею  Бептамомъ,  который  также  во  всѣ хъ  имъ  самому  себѣ  и  другимъ  людямъ,  или  интересами  своими
   169   170   171   172   173   174   175   176   177   178   179