Page 177 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 177

малыше,      безъ   содержанія,      а  не   матеріальное.      Содержаніе       его
                                                                                                                                                              ѣ
                     определяется       только    рѣ шеніемъ     вопроса:     въ   чемъ   же    состоитъ                           мудреца,     чтб   онъ   д лаетъ     и  какъ    поступаете;      и  2)  каковы    для
                                                                                                                                                       истины
                                                                                                                                                                                                            вопросами
                                                                                                                                                                                                   двумя
                                                                                                                                                                                       этими-то
                                                                                                                                                                                Вотъ
                     сущность     челов ка,      человѣчность,      гуманность,      а  следовательно                              него   критеріи    главнымъ    и  добра?     не только    односторонніе       сокра-
                                         ѣ
                                                                                                                                      занимались
                                                                                                                                                                   образомъ
                                                                                                                                   и
                     въ   чемъ    состоитъ    и   его  нравственное       самоудовлетвореніе?        Отъ                           тики,    но   и   многіе    послѣдуюіціе       односторонніе        же    греческіе
                     отвѣта    на  этотъ     вопросъ     и  зависите      отвѣ тъ    на   вопросъ:     въ                          философы,      въ   особенности      стоики     и  эпикурейцы,       за   исключе-
                     чемъ   состоитъ     счастье    и добродѣтель?      И   вотъ   различные     отвѣты                            ніемъ    всесгороннихъ       философовъ—Платона              и  Аристотеля".
                     на  этотъ    вопросъ,     даваемые     разными     людьми     и народами,      даже
                     цѣлымъ     человѣчествомъ        въ   разныя   времена,     и  суть  тѣ  основ»ыя                                   „Критеріемъ      для  нихъ   становится     идеала    мудреца,   т.-е.  инди-
                    этическія     поиятія,    которыми      отдѣльные      люди    и цѣлыя    общества                             вида,   единичное,     разсматриваемое        какъ   всеобщее.     Говориіея объ
                    руководствуются         въ своей   деятельности,      въ  своей   жизни.    Теперь,                            его  цели,    а  не   о  всеобщей      цели   міра,   говорится    не  о  мудрости
                    напримеръ,        современное       господствующее          основное     этическое                             міра,   не   о  реальномъ,      объективномъ        уме,    а  о  мудромъ      чело-
                    понятіе    людей     образованныхъ       есть   призыаніе     въ  себе  и во  всѣ хъ                           веке,    какъ    субъекте".
                    другихъ     людяхъ     человечности,       въ  смысле    признанія     и  уваженія                                  Въ   этомъ    видите     Гегель,     съ   своей    метафизической        точки
                    въ   каждомъ      человеке      его   личности     или    индивидуальности,        и                           зренія,    неудовлетворительность          этихъ   философема,       между     тѣмъ
                    вместе    призианіе      съ   каждымъ        человекомъ,       какъ    человѣкомъ                              какъ   положительная         паука    видите,    въ  этомъ    зародышъ       совре-

                    вообще,     своего   единства,     выражаемаго        въ   чувстве   и  въ  делахъ                             менна™      положительна го       этическаго     понятія    личности,    и  потому
                    любви,     какъ    человеколгобіе.      Вотъ     зародыша-то         этого   этиче-                            призиаетъ     въ   этомъ   отношеиіи      заслугу   за  односторонними       сокра-
                    скаго   понятія     и  иаходимъ      мы въ ученіи      одиосторошшхъ         сокра-                            тиками.
                   ти  гтвъ.                                                                                                            Чтб   касается     собственно      утилитаризма,       или   ученія   о  томъ,
                        „Съ     сократиковъ       (говоритъ     Гегель)     возбуждается       вопросъ                             что  нравственное       есть   іте  что   иное   какъ    полезное,    то положи-
                                                                                                                                                                                                               ѣ
                   о  назначеніи      человека,     т.-е.   о  томъ,    чтб  долженъ     делать    самъ                           тельная     наука    находитъ,      что   оно   верно    въ   томъ    смисл ,    что
                   иидивидъ      для   себя;   какіе   интересы      существенны       для  индивида;                             все   полезное     есть   въ   самомъ    дѣлѣ   доброе    вообще,    т.-е.  призна-
                   какъ    оиъ долженъ       развить,     образовать     себя;   къ  чему    оиъ    дол-                          ваемое     людьми     за  хорошее      вообще,     одобряемое      ими; по    не   въ
                                                                                                                                                                                                                  т
                   женъ    стремиться;      чемъ     онъ   можетъ     себя    удовлетворить;      какъ                            томъ    смысле,     что   все  полезное     есть   нравственно'доброе, .-е.
                   онъ   долженъ      поступать;     что   должно     быть   целыо     его   деятель-                             признаваемое       людьми      хорошимъ,      одобряемое      ими  въ   нравствен-
                   ности ;   словомъ,—каковъ          его   идеала?"                                                              номъ    отношеніи,      ибо   полезное     есть   безразличное     въ   нравствен-

                        „Пока    греки  удовлетворялись       существующею        религіею,    своими                             номъ    отношеніи,      т. е.   такое,   что   можетъ    быть    и   нравственно-
                                                                                                                                                                                        Поэтому
                                                                                                                                                                                                    положительная
                   нравами     и  обычаями,      законами     и учрежденіями;        пока   индивидъ                              добрымъ,     и нравственно-злымъ,        дурнымъ.    съ   нравствешю-добрымъ
                                                                                                                                           отрицаете
                                                                                                                                                          тождество
                                                                                                                                  наука
                                                                                                                                                                         полезна™
                  отождествляла        себя   съ  ними,    оиъ    находила     въ   нихъ    свое   на-
                                                                                                                                                                                                    положительная
                  значеиіе,     какъ   бы   поверку     своей    деятельности.      Его   назначеніе                              и  въ   этомъ    смыслѣ     отвергаете     утилитаризма;      но его   формѣ,     въ
                                                                                                                                                                                        въ
                                                                                                                                                                                            той
                                                                                                                                  наука
                                                                                                                                           отвергаете
                                                                                                                                                              анти-утилитаризмъ
                                                                                                                                                           и
                  было    быть   религіознымъ,      нравствеішымъ,       праведнымъ       исиравед-                               какой    опъ   выражена       у  Уэвелля,     какъ   современна™        его   пред-
                  ливымъ;     а  на   вопроса    —    чтб  это   значитъ?     —   отвечала      суще-                             ставителя,     ибо Уэвелль       не  только     не признаетъ     полезное     прав-
                  ствующая     религія.     Но   когда    произошло      раздвоеніе    между    инди-                             ственно-добрымъ,        но   не признаетъ      его  и  добромъ    вообще,    между
                  видомъ     и  вне его     существующею         действительностью,         индивидъ                              тѣмъ    какъ   положительная        наука   признаетъ     его  добромъ     вообще.
                  долженъ      былъ    углубиться     самъ   въ себя    и  въ  себѣ   искать   своего                             Такова    оц нка      Ксеиофоптова       учеиія    съ   точекъ   зрѣиія   метафи-
                                                                                                                                                ѣ
                  удовлетворенія,     иазначенія,     критерія    добра,   идеала.    Ивотъэтотъ-                                 зической     и  положительной.
                  то  идеала   и   былъ   поставлена      односторонними        сократиками      какъ
                  мудрец*,     такъ   что   философы      стали   рассматривать:       1)  чтб  такое                                  Замѣчу     въ  заключеніе,      что   тому,   кто  пожелаете     еще    ближе
                                                                                                                                 ознакомиться       съ   Ксенофонтомъ—этимъ             если    не   величайшимъ,
   172   173   174   175   176   177   178   179   180   181   182