Page 179 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 179

какъ    Платонъ,     ученикомъ       и  послѣдователемъ        Сократа,    то  несо-
                    мненно     од нимъ    изъ   первостепеішыхъ—тому             необходимо      прочи-
                    тать  сочипеніе    Дельбрика      (Delbrück,     „Xenophon",        Bonn,    1829),                                                    2.  Киники,        или     циники.

                    написанное      преимущественно          съ  цѣлыо     защитить       Ксенофоита
                    отъ   обвиненій,     взведенныхъ        на  него    гиперкритическимъ         исто -                                 Киники       (по-гречески)      или   циники     (по-латыни,—       неизвест-
                                                                                                                                                                                                       ѣ
                    рикомъ     Нибуромъ,      знаменитым?,       авторомъ      „Римской       Исторіи"                              ная   латинскому      алфавиту      греческая     буква    к   зам неиа      латин-
                    (.Niebuhr,    „Kömische       Geschichte",      Berlin,    1828).                                              скою     буквою     с)   образовали      особую     преемственную         философ-
                                                                                                                                                                                                  Е я
                                                                                                                                                                                                        основателемъ
                                                                                                                                                       односторонних!,
                                                                                                                                   скую
                                                                                                                                             школу
                                                                                                                                                                               сократиковъ.
                         Между     тѣмъ    какъ    Ксенофонтъ        остановился     па  той   сторонѣ                             бьглъ    Антис енъ,        одинъ     изъ    непосредственных!,        и   любимѣй-
                                                                                                                                                    ѳ
                   Сократова      опредѣленія       добра,   по  которому     Сократъ     смѣшиваетъ                               шихъ     учениковъ      Сократа,     родившійся       въ   Аоинахъ,      приблизи-
                   доброе    съ   полезным!,     и   развилъ     эту  сторону,    но ие   восполнилъ                               тельно    за   4 4 0  л.  до   P.  X .  Изъ   многихъ     сочинепій     Антисоена
                   Сократова      учеыія    никакими      ученіями     другихъ     философовъ      и  ие
                   основалъ      особой     философской        школы,      н которые        сократики                              до   насъ    дошли    только     немногіе     отрывки,      которые       впрочем!
                                                                             ѣ
                   взяли    другія   стороны      Сократова      опредѣленія       добра     и   также                             восполняются       указаніями       на   ученіе    циниковъ       Платона,    Ари-
                   развили     ихъ,    но   старались     уже    восполнить      Сократово       учеиіе                            стотеля,    Ксенофоита        и  другихъ;     отрывки     эти  собралъ    и  издалъ
                   ученіями     другихъ     философовъ,       и  основали     особыя     одиосторон-                               Винкельманъ        (Winkelmann.         Zürich,     1842).

                                                                                                                                                ѳ
                   пія  сократическія      философскія      школы:    Аптисоеиъ—кпническую,                                             Антис енъ        познакомился        съ   Сократомъ       и   его    ученісмъ
                   или   циническую,       Аристиппъ      —   пиренекую,      или киренайскую,        и                            уже    въ    возмужаломъ       возрастѣ ,     а   юношей      онъ    былъ    учени-
                   Эвклидъ—мегарскую.                                                                                              комъ    и  послѣдователемъ        софиста     Горгія;    этимъ    и   объясняется
                                                                                                                                                            на
                                                                                                                                                                                какъ
                                                                                                                                                                                                     такъ
                                                                                                                                   особенное
                                                                                                                                                                                        Сократа,
                        Циническая,       или   циническая,       школа     была    изъ   нихъ    самая                            стовъ;   но   вліяніе   того  его   ученіе   знакомъ     но   крайней     и   софи-
                                                                                                                                                                  онъ
                                                                                                                                                                                                                     съ
                                                                                                                                                                        былъ
                                                                                                                                                 кромѣ
                   развитая,     и   по  характеру       своего    учеиія,   а   также     по   образу                             принципом!,      элейской    школы,     почему    и этотъ    принципъ      мѣрѣ
                                                                                                                                                                                                               отчасти
                  жизни     ея  последователей       была   ближайшею       къ Сократову      учепію;                             оказалъ     вліяніе    на   его   ученіе.
                  поэтому     мы    и  начнемъ      съ  этой    школы.                                                                  Школа,     основанная       Антисѳ еномъ,       была    прозвана      циниче-
                        Киренская,      или   киренайская,       школа     по   своему     характеру                              скою,    или собственно       киническою,       потому    что  онъ    обыкновенно
                  была    отдалена     отъ   Сократова      ученія    и въ особенности        отъ Со-                             излагалъ     свое   учепіе    въ одной     изъ  гимназій,    называемой       Кино-
                  кратова     образа    жизни,    но   приблизилась       къ   цинической      школѣ                              саргъ                     и   находившейся        за стѣнами      Аѳ ипъ.     Слово
                                                                                                                                          (Kovoaàpysç)
                  въ   своихъ     крайиихъ     результатах!,,      а  потому     и  мы    сближасмъ                               Киносаргъ      производятъ       отъ   двухъ    гречесиихъ     словъ:    1)  xovôç—
                  ее  съ   цинической       школой      и  ставимъ     на   второмъ     м стѣ    тѣмъ
                                                                                          ѣ
                                                                                                                                                                                                       ѵ
                  болѣе,   что                                                                                                    родительный        падежъ      отъ     существительнаго         хош —собака         и
                                                                                                                                                                                отъ
                                                                                                                                                                    падежъ
                                                                                                                                       àpyov—родительный
                                                                                                                                                                                       прилагательнаго
                                                                                                                                                                                                              «pyôç—
                                                                                                                                  2)
                       Мегарская       школа,     возвысившая       Сократовы        всеобіція    по-                             бѣлый     и             быстрый,       потому    что,   когда    что-либо    быстро
                                                                                                                                                   ѣ
                  нятія   до   идей   не   только    отличныхъ      отъ   единичных!,     вещей,   но                             движется,    вм стѣ        пестрые      цв та    сливаются      въ  одинъ     бѣлый
                                                                                                                                                 то
                                                                                                                                                                             ѣ
                                                                                                                                                      всѣ
                  и  имѣюіцихъ       отдѣлыюе      отъ  нихъ,   объективное      бытіе,  какъ    бытіе                            цвѣтъ.    Сл довательно        Киносаргъ     значить     гимыазія    быстро    Мну-
                                                                                                                                               ѣ
                 самосущее,       в чное,    а  не   преходящее,       тѣмъ    самымъ     приблизи-                               щей    и  потому     бѣлой    собаки.    Действительно,        древнее    преданіе
                                   ѣ
                 лась    къ    Платонову      учеиію     объ   идеяхъ,     составляя      непосред-                               гласило,    что   нѣк/го   Діомосъ     хот лъ     принести    близъ   этого   мѣ ста
                                                                                                                                                                             ѣ
                 ственный      переходъ      къ   нему;   а   потому    мы    даемъ    этой    школѣ                              жертву    Геркулесу;      вдругъ     откуда   то   явилась    собака,     схватила
                 третье    и  нослѣдпее      мѣсто    въ   этомъ    обозрѣніи     односторонних!,                                 приготовленную        жертву,     быстро     унесла    ее,   но  послѣ    бросила.
                 сократическихъ        философскихъ        птколъ.                                                                Испуганный       Діомосъ     спросилъ      оракула:    чтЪ ему      д лать?    Ора-
                                                                                                                                                                                                       ѣ
                       Итакъ     начнемъ     съ   киниковъ,     или    циниковъ.                                                  кулъ   повелѣлъ      ему   построить     храмъ    Геркулесу     на томъ     самомъ
                                                                                                                                 м ст ,     гдѣ   собака     бросила     жертву,     и  Діомосъ     исполнил!,    это
                                                                                                                                       ѣ
                                                                                                                                   ѣ
   174   175   176   177   178   179   180   181   182   183   184